пятница, 2 июня 2017 г.

О вкусе Пепси и недовольстве зажравшихся

Я вот считаю, что пепси это вкусно. Потому что я помню те времена, когда в Москве повсеместно стояли палатки «Пепси» футуристического дизайна с фирменной сине-красной эмблемой, где за 20 копеек можно было купить бумажный одноразовый стаканчик с сиим лакомством, и выпить не торопясь и смакуя у столика. Кажется, в этих палатках даже ничем сопутствующим не торговали, только разливным и в бутылочках-«чебурашках» 0,33 пепси — всё.

Понятное дело, что это было именно лакомством. 20 копеек — это 4 поездки на метро, «взрослый» билет в кино, эскимо на палочке, кило хлеба, там. Весьма внушительная сумма, сигнализирующая, что стаканчик со сладкой водой это не заменитель воды, молока или какого-то питья для банального утоления жажды. Это эксклюзив, праздник вкуса, стаканчиком пепси можно было поощрить ребёнка за хорошо законченную четверть в школе, там, какой-то локальный успех, или поставить бутылочку на праздник, но никто не пил это каждый день. Стаканчик пепси предвкушали, его планироавали за неделю: «Вот в субботу мы пойдём в парк Горького, папка покатает меня на крусели, мы купим петушка на палочке, а на выходе купим по стаканчику пепси — вот будет весело!» — допустим.

Это совершенно иной подход, чем когда все эти колы стали продаваться двухлитровыми «бомбами» в любой палатке, на каждом углу, по цене дешевле водопроводной воды. Хоть вёдрами пей в любое время дня и ночи, чо. В таком-то смысле вообще о вкусе не может быть и речи. Это просто условная «вода». Отношение к которой определяют уже не вкусовые качества, а исключительно идеологические предпосылки и остообрыдлость банального. «Надоело» — это не о вкусе.

Все рассказывающие о «какая же невкусная эта американская шипучка!» транслируют свою психическую травму от того, что бывший ранее эксклюзивом продукт превратился в банальность, и этот переход у них связан с неприятными воспоминаниями, не имеющими отношения к самому напитку. Но не любить они стали почему-то именно несчастную колу. Списав на то, что она-де невкусная. Была очень даже вкусная, и вдруг испортилась?

Да нет, она ровно та же, что и была. И вредность/полезность ни на грош не изменилась. Ибо дело не в вкусе, а количестве. При достижении некоего насыщения продукт лишается вкуса, в принципе. Это у ресторанного фуагра и жюльенов в горшочках можно говорить о вкусе. А у манной каши, пельменей или пюре «Ролтон», то есть того, что мы едим килограммами каждый день — это всё проходит под условной вывеской «Еда обыкновенная», оно всё вкуса не имеет. Оно либо съедобно, либо нет. Других градаций нет. Если вас кормить одним шашлыком изо дня в день, то сколь вы не будь любитель, через месяц взвоете и капризничать начнёте: «Это отвратительно, невозможно жрать, что эти гады туда натолкали?! В меня не лезет, ненавижу!». Хотя шашлык не изменился ни на копейку, все ингридиенты, технология и прочее ровно те же, что и месяц назад.

Собственно, большинство претензий высказываемых по любому поводу, это не результат что «что-то испортилось, а раньше было-то куда лучше!». Это просто сигнал, что вы зажрались. Вместо признания этого простого факта начинают придумывать мифы про жуткое пальмовое масло, испортившего замечательные совецкие продукты (о да, комбижир и котлеты на солидоле это, оказывается, капиталисты придумали на погибель совецким людям, а в СССР-то такого никогда не было, ага). На самом деле ничего не изменилось, и объективно вкус ничем не хуже, а, может, даже лучше. И пользы в сейчашней колбасе на порядок больше, чем в совецкой из сисек-писек и отходов писче-бумажной промышленности, просто при завале колбасы у неё такое качество, как «вкус», просто пропало, там нечего обсуждать, это раньше колбаса была деликатес, подававшаяся на праздник порционными кружочками для дегустации и восхищения, а сейчас — просто еда. Набил пузо и побёг, причём тут вкус-то?

Ровно то же можно сказать и про многое прочее. Не «образование испортилось» — его стало просто слищшком много, любой чудак на букву М — с дипломом, при чём тут «качество», когда мы просто жрём это образование как не в себя, а не наслаждаемся редкими кусочками, чудом доставшимся в результате эпической давки в километровой очереди?

Да, «вкусными», «хорошими», «самыми крепкими и полезными» могут быть только штучные товары по конской цене разряда «эксклюзив». А если оно лежит штабелями во всех лабазах «бери — не хочу!» за три копейки пучок, то оно уже не может быть вкусным, оно вообще этим не измеряется. Хотите, чтоб пепси стала как в СССР вкусной? Сделайте её по 500 рублей за бутылочку, причём её можно достать только по талонам и самовывозом за три тыщи километров — сразу станет амброзией и нектаром для избранных, мечтать будут о глотке сей газировки круче, чем о «Дом Периньон» столетней выдержки, ага. Хотите гордиццо образованием? Вышибайте 2/3 школьников после 7-ого класса в колхоз и на завод, как в СССР делали, и тогда редкие уникумы, смогшие обрести заветную корочку ВУЗа, заблистают аки брильянты в окружающем навозе, вызывая невиданную гордость за каждое плёвое дело, ими совершённое.

Особо отмечу, что в этих случаях вовсе не идёт речи ни о каком изменении качеств. И пепси та из одной бочки, и специалисты ваши из одного и того же учебника и учителя вышли. Зато когда количества нет — сразу появляется качество, которое можно смаковать. А когда наоборот, то наоборот. К вкусу сие не имеет никакого отношения.

vi4kin77

1 комментарий :