Лопатка Купера

Вот такая вот штука стоит практически на всех Боингах, называется «Лопатка Купера». А на Айрбасах такой штуковины нету. Отгадайте — что это такое, зачем оно нужно, и почему называется «Лопатка Купера».

Ну что — не догадались? Наверное, вы думаете, что Купер — это такой авиаконструктор? А вот вы и не угадали.

Дэн Купер — это был такой весёлый американский жулик. Он захватил пассажирский самолет в аэропорту с сидящими в нем пассажирами, потребовал выкуп в 200 тысяч долларов (это тогдашних долларов — в которых Форд Мустанг стоил 3 тысячи), выкуп получил, затем выпустил пассажиров из самолета и заставил пилотов взлететь. После чего выпрыгнул с парашютом из летящего самолета примерно в 50 километрах на северо–восток от Портленда. Его не нашли и по сей день.

Случай с Дэном Купером остаётся единственным нераскрытым угоном самолёта в истории коммерческой авиации.

Предприимчивому американскому народу эта метода так понравилась, что в 1972 году в США была зафиксирована 31 попытка угона самолёта (причем в 15 случаях угонщики предпринимали попытки выпрыгнуть из самолёта на лету, как этот сделал Купер).

Чтобы как–то нейтрализовать куперовский лайфхак, FAA потребовала от конструкторов Боинга придумать какую-то хреновину, которая бы технически сделала подобные угоны невозможными.

В США на Боинге тогда еще работали настоящие конструкторы, которые и придумали оснастить все Боинги (в том числе уже выпущенные) несложным приспособлением, названным «Лопаткой Купера».

Это простая поворотная задвижка, как в России на уличных сортирах. Только с остроумным автоматическим приводом. На стоянке легкая пружинка держит ее в открытом положении (как на фото) — и она не мешает открывать люк. А при полете сильный поток воздуха давит на ее лопасть — и поворачивает задвижку примерно на 90 градусов, тем самым блокируя люк. Поэтому пока Боинг летит — его люки открыть невозможно, и очередной Дэн Купер не сможет выпрыгнуть из самолета.

Материал: Proper

Комментариев нет: