Газ, долги и золотовалютные резервы. Александр Роджерс

Вчера прошли очередные переговоры по газу, после чего некоторые персонажи начали привычно стенать о «сливают», «Путин прогнулся» и «спонсируют хунту». Но чтобы понять сущность результата произошедших переговоров, нужно просто внимательно прочитать брифинги всех участвовавших сторон.
Было: «Нафтогаз» должен заплатить 5,3 миллиарда за поставленный газ, плюс предоплата за новые поставки по цене в 385 долларов за тысячу кубометров. Плюс стокгольмский арбитраж, в котором хунте ничего не светило.



Стало: «Нафтогаз» должен заплатить два транша в 2 и 1,1 миллиарда долларов, плюс предоплату в 1,925 миллиарда за 5 миллиардов кубов (не по продановским 286, а по новаковским 385!), а судьбу оставшихся двух миллиардов долга будет решать всё тот же арбитраж, в котором хунте по-прежнему ничего не светит.

То есть в сумме получается всё те же 5 с лишним миллиардов долларов, из которых 3,1 миллиарда киевский режим фактически принуждают выплатить до суда (и факт этой выплаты «Газпром» ни к чему не обязывает).

Продан, правда, начал по привычке бредить, что эти 3,1 миллиарда – это не выплаты по долгу, а аванс за будущие поставки, ещё и лепетал про какой-то долг «Газпрома» в 6 миллиардов, но кого кроме психиатров интересует, как хунтобот будет оправдываться перед другими майданутыми?

Фактически Европа только усилит давление на киевский режим, чтобы тот расплатился специально выделенными для него под это деньгами, а Эттингер отчитается перед своим руководством, какой он крутой переговорщик. Россия получит часть своих денег, золотовалютные резервы хунты (и без того крайне скудные) сократятся ещё на несколько миллиардов, удерживать гривну от падения в гиперинфляцию станет ещё труднее. Все довольны, кроме хунты.

Впрочем, эти предварительные договорённости должны ещё утвердить правительства Украины и России. И кто его знает, какая вожжа может попасть под хвост наркоману Яценюку?

Одновременно с газовыми переговорами вышло знаковое заявление министра финансов РФ Антона Силуанова. Он заявил, что украинская сторона пытается жульничать с выплатами по прошлогоднему кредиту в 3 миллиарда долларов, оспаривая его законность (хотя он проводился через лондонскую биржу и его законность подтверждают все инстанции). Поэтому рассматривается возможность использовать ковенант (обязательство украинской стороны вернуть кредиты в случае превышения внешним долгом 60% от ВВП).

В начале ноября будет опубликована статистика за третий квартал, и если внешний долг превысит пороговое значение (а по предварительным расчетам он составит свыше 64% от ВВП), то Российская Федерация будет вправе использовать маржин колл по всем долговым обязательствам Украины перед Россией, потребовав их досрочного возвращения. Разве подобные заявления похожи на «слив»?

На 1 августа золотовалютные резервы Украины (ЗВР) составляли 16,07 миллиарда. За август на удержание курса гривны было потрачено 2,8 миллиарда, за две недели сентября ещё как минимум 1,2 миллиарда (дальше пока данных нет). По состоянию на середину сентября остаётся примерно 12 миллиардов.

Считаем дальше. Даже без маржин колла – пять миллиардов за газ, три миллиарда для возвращения прошлогоднего долга России, еще миллиард минус по долгам МВФ. И останется в ЗВР Украины порядка 3 миллиардов долларов (в случае с маржин коллом ещё как минимум шесть миллиардов минус, уводя украинские ЗВР в глубоко отрицательные значения), которые каким-то волшебным образом должны обеспечить 290 миллиардов наличных гривен. Угадайте, каким в таком случае будет курс гривны?

Автор: Александр Роджерс