среда, 13 марта 2019 г.

Подборка 1604


83a7bccbf0d40f4cd47d703161bd3d0f.jpg
4d35070e1b67a5b1a833f1b02011c1d7.jpg
5cc2832e351d5ba66c1621e35a4947f0.jpg
64afb1572db600e00fbaa95257e12a1e.jpg
17931c63644293eed96605219453d302.jpg
e2e574e9e9ff8c1d944f424b296e45fa.jpg
1c7167948cc273acd63146bb32f13f12.jpg
e04b7859adada870385930c67fc0b7bd.jpg
185ce7460acd417d5c660eaeabd60be8.jpg
b815cd1999e8956b11afeddaf871077d.jpg
842cba491fec612cd5c33fbb92c1f347.jpg
641cfe4651401633933238225704ef69.jpg
6fd5f70f6d0575ac2436168c6e71189e.jpg
35098b3fb467ef313638848a6a4d5987.jpg
5a7ab87aae799332182326c9ec05b0be.jpg
4ca0b191999333a858804db76a1375bf.jpg
ec9ff147d6c5d65a2bf76e0edc2878af.jpg
b46afe4ed332ad29f50923398667201f.jpg
f00f595941de091fa9136a836bef6110.jpg
3bc5542b6f83f6b7fedd377b4a474759.jpg

Подборка 1603


70484f1bf0b6b6c3051ef388cb42a128.jpg
ae7d033119cb155855a6bb33c003258a.jpg
cfda9d9a3ad2b921b773f98213338328.jpg
a26c8952836afd74251f509f840d2ecf.jpg
494f8100b84c54e9ebd02b01aa66a316.jpg
1a2fc2e1d926b03ef430beba5a24929e.jpg
c013b83e0489763c8a12710c55c9ad4f.jpg
a190118f1622beade41405111a41ec89.jpg
7bc16438286ad9763f4706ca33f9b418.jpg
5495d1719a958ebb643287b837eecb29.jpg
16a691c241712df78a47d6de73d36e68.jpg
706f50499f60fe2c2bd90450ff19cd63.jpg
7a0b6e2c0f10ce85096654cf94474952.jpg
35a9c33b7e5efbf24bbac508a886970f.jpg
4e9aaaef3088e5bfcf452a732eb28628.jpg
6c745c093b3db053c7abd5c18f0cf8c2.jpg
82c502704b7f231357e4e5b3d582f9fe.jpg
45edfd038d118d3208de3d68d65493e4.jpg
eb6842201e22e2bb802571a6f14054aa.jpg
842db4bbb3ed813cc41e76dd10b698ce.jpg

Чебурнет начинается с тебя

Вооруженные силы РФ приступили к созданию суверенного интернета. Закрытая система обмена цифровой информацией уже получила название — мультисервисная транспортная сеть связи (МТСС). Первый этап работ завершится к концу 2019-го, а полностью она будет готова через два года, сообщили «Известиям» в Минобороны. У МТСС появится собственный поисковик, а для ее независимого функционирования военные проложат волоконно-оптический кабель через Арктику. По мнению экспертов, опыт создания такой системы пригодится при формировании национальной сети.

Наравне с защищенным российским сегментом Всемирной сети, проект создания которого сейчас обсуждается, МТСС должна обеспечить электронную безопасность страны, считают специалисты по кибербезопасности.

Мультисервисная транспортная сеть связи не будет иметь точек обмена трафиком, связывающих ее с Всемирной паутиной, рассказали «Известиям» в военном ведомстве. Вся важная информация будет храниться на серверах Минобороны. Кроме того, планируется, что МТСС позволит организовать скоростную передачу практически любого объема информации на всей территории страны с использованием технологии Big Data.

Теоретически военная сеть обмена информацией в будущем может стать сегментом суверенного российского интернета, пояснил «Известиям» ведущий аналитик компании Fintech Lab Сергей Вильянов.

— Сеть можно использовать в народном хозяйстве, например для системы закупок и контроля качества продукции, — считает эксперт.

МТСС можно будет использовать для работы национального интранета, хотя сейчас в России уже есть сильная гражданская инфраструктура связи и при необходимости ее можно «замкнуть на себя», считает Урван Парфентьев. По его мнению, не менее важно обеспечить надежную связь для всей страны. Сейчас депутаты совместно с представителями интернет-индустрии решают, как это сделать: планируется, что закон о «суверенном интернете» распространится на гражданскую инфраструктуру, чтобы при возникновении серьезных геополитических проблем «можно было переключить нашу систему на автономное функционирование», подчеркнул эксперт.


Сейчас для обмена информацией российские военные пользуются ЗСПД — закрытым сегментом передачи данных. Но до недавнего времени он использовал в том числе и сети гражданских операторов. В будущем же ЗСПД будет полностью интегрирован в МТСС, которая создается на основе последних отечественных разработок в области цифровых систем передачи данных. Мультисервисная транспортная сеть связи получит свои волоконно-оптические сети — они будут поделены на зональные магистральные каналы. Так, Минобороны уже начало подготовку к прокладке трансарктической линии для нужд ВМФ и береговых войск. Волоконно-оптический кабель «прошьет» Арктику и Дальний Восток от Североморска до Владивостока, уточнили в военном ведомстве.


А кому теперь легко?


Пентагон предупреждает

Аварийные плотины Днепровского каскада смоют Украину в Черное море в 2020 году

 

Из-за состояния плотины Днепрогэса запорожские депутаты запретили движение по ней грузового транспорта, а предотвращать разрушение грандиозного сооружения будут при помощи светофоров

Пока власти заказывают новые дорожные знаки и асфальт, пользователи социальных сетей очень зло шутят по поводу прогнозов о разрушении Крымского моста и о том, что это жестокая кара небес за снос памятника Ленину у плотины. Но состояние Днепрогэса и других дамб нешуточное.

Куреневская катастрофа

13 марта 1961 года в столице УССР случилась самая крупная до Чернобыля техногенная катастрофа: сотни людей были убиты селевым потоком из прорвавшейся плотины. В 1952 году власти решили устроить свалку строительных отходов на окраине города. И 9 лет урочище Бабий Яр заполняли жидкой смесью с кирпичных заводов. Огородили это место двумя дамбами, и громадная чаша грязи угрожающе нависала над жилым районом Куреневка.

История умалчивает, почему дамбы сделали не бетонными, а земляными. Гидрологи же не учли количество осадков, зимне-летние перепады температур и то, что киевский грунт не впитывает воду, потому что содержит много глин. И вода стала разрушать дамбы — медленно, но неотвратимо. Горком партии считал, что за все отвечает горсовет, а горсовет — что горком. Оба субъекта наплевали на вопиющие нарушения техники безопасности и сигналы местных жителей, которых каждую весну заливало из водохранилища. А тем, кто жаловался, угрожали статьей за распространение «антисоветских» слухов.

Дамба продержалась 9 лет. Утром 13 марта 1961 года случилась катастрофа. В дамбе появились промоины, которые стали расти и шириться, власти на тревожные звонки среагировать уже не успели. В 8:45, час пик, когда люди шли на работу, дамбу прорвало и семисоттысячелитровый селевой поток жидкой грязи трехметровой высоты смыл целый жилой район, вместе с домами и общественным транспортом. По официальным данным, погибли 145 человек, а на самом деле, вполне вероятно, и больше. Но расследование запретили и вообще все засекретили.

Могилу председателя горисполкома, который застрелился спустя два года после катастрофы, еще долго охраняли «тихари»: мстительные киевляне пытались наказать виновника посмертно.

Днепрогэс

Это было грандиозное сооружение сталинских пятилеток, а в истории Украины — самое исторические, поскольку до наших дней изменило природу края, сделав Днепр судоходным на всем протяжении. Пороги, которые веками отделяли Русь от Дикого поля, были затоплены, а юг России получил дешевую электрическую энергию. Строили невиданную по европейским масштабам плотину всем миром. Американские, немецкие и чешские подрядчики, главный консультант Хью Купер, строивший самую большую в мире на тот момент «плотину Вильсона» — все внесли свой значительный вклад в возведение советского гиганта. 1939 году Днепрогэс стал третьей по мощности гидроэлектростанцией на планете, а по стоимости энергии — самой дешевой.

Во время войны плотина ГЭС была дважды взорвана: первый раз в 1941-м, при отступлении наших войск, а второй — в 1943-м, когда оккупантов прогнали. После реконструкции Днепрогэс вошел в единую энергосистему СССР. А после распада перешел под юрисдикцию Украины, хотя станция до сих пор связана с энергосистемой России. Но это не главная проблема. Со времен Союза несущее сооружение плотины никогда не укреплялось и не реконструировалось. Как и Куреневская дамба, Днепрогэс медленно, но неизбежно становится ветхим.

История вновь умалчивает, кто и когда заметил первые дефекты. Документированное заключение о появлении трещин более чем в двух десятках бетонных элементов было сделано еще в 1997 году, при президенте Кучме. При нем же была запланирована реконструкция в два этапа. Первый прошел в 1997-2002 годах. Но денег хватило только на оборудование машинных залов. Второй этап запланировали на 2008-й. Он выпал на президентство Ющенко. Нетрудно догадаться, что этот этап так и не осуществили. После государственного переворота же Днепрогэс фигурировал в СМИ только в связи с «декоммунизацией». Рабочие появились на дамбе только для того, чтобы спилить с нее имя Ленина и советскую символику.

Днепровский каскад

«Декоммунизация» ничуть не укрепила гигантскую бетонную плотину, а техногенную катастрофу в случае ее разрушения не предотвратила. Официальный эксплуатационный ресурс дамбы Днепрогэса, согласно требованиям стандартов технического надзора, был исчерпан в 2007 году. Но эта станция — всего лишь самая первая и известная. Всей гидроэнергетической системой нынешняя Украина обязана СССР. Советский Союз подарил ей целый Днепровский каскад ГЭС. А это девять электростанций и шесть водохранилищ. Два объекта, Каховская и Каневская ГЭС, были заморожены в 1991 году и до сих пор не достроены. За почти тридцать лет Украина оказалась неспособной сделать то, что в СССР каждую пятилетку сдавалось каскадами.

Впрочем, украинские журналисты бьют тревогу. Они встревожены тем, что Сталин, Хрущев и Брежнев, мотивированные тоталитарной гигантоманией, «утопили» живописные украинские села, «разрушили» уникальную природу и понастроили «совковые» станции, которые не идут ни в какое сравнение с современными высокотехнологичными сооружениями такого класса в США, ЕС и Китае. Эти мантры тревожат покой украинских обывателей, но ничуть не способствуют реконструкции Днепрокаскада. И тут выяснилось, что это волнует США. Причем озабочены партнеры отнюдь не Сталиным, Хрущевым и Брежневым. Даже не затопленными запорожскими куренями.

Шок Пентагона

В августе 2016 года делегация инженерных войск США (USACE) посетила Украину с целью обследовать состояние Днепровского каскада. Это вполне военная организация и федеральное ведомство армии США. Подобный визит в пограничную с Россией страну было бы трудно объяснить, поэтому его пришлось легендировать приглашением украинской стороны. И вообще, пребывание делегации Пентагона такой специализации — случай уникальный и скандальный. Такого не было нигде и никогда.

Впрочем, дипломатические нюансы в данном случае к делу не относятся. Важны впечатления американских военных экспертов и специалистов по дамбам. О них не сообщались журналистам, но их сухо и официально изложили в 175-страничном экспертном заключении.

Не стоит думать, что «украинская сторона» в лице президента Порошенко и министра Омеляна решила заняться вопросом каскада. Нет! Им нужны были: а) кредит и б) «картинки для Путина» в виде американских военных на украинской территории. А вот этих самых военных взволновало совсем другое. Весь отчет сводился к одному — всё бросить и срочно укреплять дамбы!

На шести объектах — в Киеве, Каневе, Кременчуге, Каменском, Запорожье, Новокаховке, то есть на всем протяжении Днепровского каскада, состояние плотин и шлюзов было оценено как критическое. Американские военные рекомендовали срочно и безотлагательно приступить к практическим, аварийным работам. Если Киев этого не сделает, говорится в заключении, то судоходство по Днепру полностью остановится в 2020 году, а риск техногенных катастроф станет неконтролируемым и непредсказуемым.

Реакция Порошенко

Важно понимать, что катастрофы и жертвы очень мало волнуют киевский режим. Он был всего лишь прикрытием стратегической, разведывательной миссии американских военных, которых также отнюдь не беспокоят ни украинцы, ни Украина, ни даже президент Порошенко. У USACE свои задачи. Но дело своё они «добре знают», поэтому не верить их экспертному заключению очень опасно. Хотя оно всего лишь констатирует факт, о котором все время говорят и пытаются писать-рассказывать стареющие советские инженеры с паспортами граждан Украины.

Итак, 175-страничный текст экспертных выводов военных инженеров USACE был положен на стол президенту Порошенко министром инфраструктуры Омеляном в 2016 году. И поскольку в нем не было ничего ни о кредитах, ни об инвестициях, ни о передаче под контроль Пентагона Днепровского каскада ГЭС, то и несложно угадать дальнейшую судьбу этих страниц, распечатанных на листах формата А4. Они отправились в путешествие в мусорную корзину. Ничего из того, что рекомендовали срочно предпринять американские военные, не было сделано.

И тут снизу постучали

Грядущий апокалипсис, Куреневская катастрофа, только уже европейского масштаба, напомнила о себе воочию. Власти Запорожья в 2019 году вынуждены признать, что дальнейшее движение грузового транспорта по дамбе Днепрогэс невозможно, и принимают меры. Они чисто «самостийные». С обветшанием колоссальной дамбы, за которой очень много воды в резервуаре объемом 3,3 кубических километра, борются при помощи… дорожных знаков. Один — запрещающий движение грузовикам, другой — разрешающий реверс легковому транспорту. Это способ придуман в независимой Украине давно и с успехом применяется, под прикрытием впечатляющих рассказов о строительстве «гиперлупа».

Но это всего лишь видимая часть угрюмой постапокалиптической картины. Есть куда более мрачные детали. Будущая катастрофа обязательно будет. Но, как и за события 1961 года в Киеве, за нее не будет отвечать никто. Дело в том, что дамба Днепрогэса, к примеру, имеет проблемы с ответственными за нее ведомствами. Если проще, за нее отвечают два субъекта хозяйствования: «Укргидроэнерго» и Запорожский горсовет. Первый отвечает за производство электроэнергии, второй — за транспортную составляющую. Как заметил еще писатель Николай Гоголь, знавший местные нравы как никто, на Украине Иван Иванович никогда не договорится с Иваном Никифоровичем. И тем более оба всегда держат табачок врозь.

Не стоит забывать и о том, какие адские симулякры создает режим ради поддержания состояния имитации войны. Бывает, что и арсеналы взрываются, а не то что плотины. Виноват будет Путин, но в любом случае все кончится плохо и вдруг. Однажды гром грянет, вода придет, а мужики даже не успеют перекреститься. Не ответит никто. До 2020 года осталось всего девять месяцев, так что будущих жертв стоит пожалеть заранее — пока они живы.


Нафтогаз обнаружил 17 млрд. кубометров неучтённого газа (фельетон)


Нафтогаз Украины сообщает о неожиданно обнаруженных почти 17 млрд. кубометров природного газа, доступного для использования без дополнительных вложений.

Учитывая, что в среднем для прохождения отопительного сезона Украине требуется порядка 8-10 млрд. кубометров газа, можно смело утверждать, что сейчас в её распоряжении оказался двухгодичный запас. Особую ценность ему придаёт то, что ресурс этот совершенно бесплатен



В ходе стресс-теста участка магистрального трубопровода установлено, что за несколько десятков лет эксплуатации произошло насыщение материала трубы перекачиваемым через неё газом.

Вырезанный кольцевой участок длиной в один метр при взвешивании оказался намного тяжелее положенного - погонный метр трубы диаметром 1 200 мм , со стенками толщиной 22 мм должен весить ~650 килограммов, истинный же вес превысил эту величину более чем в полтора раза, и оказался равным 995 кг.

"Лишние" 345 килограммов, как удалось установить, приходятся на растворённый в металле трубы метан, что с учётом его плотности - 0.717 кг/кубометр - даёт почти 500 кубометров на погонный метр.

Таким образом, принимая во внимание общую протяжённость УГТС, равную ~37 тыс. км, и считая средний диаметр равным 1 200 мм, легко можно подсчитать, что стенки всех труб УГТС содержат от 15 до 20 млрд. кубов топлива.

Специалисты объясняет обнаруженный эффект тем, что атомы газа под большим давлением (50-80 атмосфер) длительное время (десятки лет) диффундировали в кристаллическую решётку материала стенок, заполняя его межатомное пространство.

В качестве иллюстрации можно рассмотреть, что, например, произойдёт, если в доверху, казалось бы, заполненную ёмкость с яблоками всыпать такое же количество гороха. Горошины просто заполнят промежутки между яблоками, тем самым позволив кратно увеличить коэффициент использования объёма.

Что интересно, подобные ситуации не являются чем-то уникальным - так, хорошо известен так называемый горючий лёд, или гидраты природных газов, представляющие из себя кристаллические соединения, образующиеся при определённых термобарических условиях (в первую очередь - повышенное давление) из воды и газа.

Газовые гидраты внешне напоминают спресованный снег или лёд.. Они имеют характерный запах природного газа, и могут гореть с выделением большого количества теплоты.

Благодаря своей клатратной структуре единичный объём (то есть 1 см³) газового гидрата может содержать до 160—180 см³ чистого газа. В металлогидратах же такое соотношение достигает 1 : 500 и более. Особенностью гидратов является то, что они легко распадаются на воду и газ при повышении температуры.

Разумеется, некоторые усилия для извлечения газа из стенок трубопроводов потребуются, но они, оценочно, составят не более 4-5% от полученного выигрыша.

Сам процесс извлечения технологически весьма прост - участок трубы изолируется, далее в нём создаётся вакуум, после чего, в результате реверсной диффузии, газ поступает во внутренний объём трубы, откуда и откачивается обычными средствами. Существенный недостаток такой технологии - невозможность полного извлечения, более 75% газа остаётся в стенках.

Второй, гораздо более совершенный, метод предусматривает предварительное измельчение материала стенок до частиц размером в 2-5 микрон (по каждому из линейных измерений). В результате площадь активной поверхности увеличивается на три, а то и четыре порядка, то есть в 30 - 40 раз, что гарантирует 90-95%-й результат.

Оставшиеся 5-10%, к сожалению, остаются в исходном состоянии. С физической точки зрения это те атомы метана, что расположены ближе всего к центра кристаллической решётки железа, основного материала трубы, по причине чего там начинают действовать так называемые силы Ван-дер-Ваальса, как бы "прижимающие" атомы друг к другу с усилием порядка 10—20 кДж/моль.

Разрыв таких мощных связей энергетически невыгоден - нужно затратить больше мощности, чем в итоге высвободится.

Следует понимать, что эти потери совсем не являются критическими, Украина и без того получает так нужную ей двухлетнюю передышку, необходимую для завершения интеграции в энергетические структуры ЕС.

Ряд экспертов полагает, что величина в 17 млрд. кубометров является заниженной, так как при её расчёте не были приняты во внимание запасы, содержащиеся в трубах меньшего диаметра, не магистральных.

И хотя давление там ниже и, следовательно, возможность диффузии меньше, но общая длина гораздо больше. А это значит, что и запасы содержащегося в них газ, скорее всего, будут пересмотрены в большую сторону, что станет мощным сигналом для тех, кто понимает.