1 ноября – день самоубийства украинской экономики?
Наконец-то
окончательно прояснилась ситуация, относительно украинско-европейского
Соглашения об ассоциации. В интервью телеканалу «1+1» Петр Порошенко
чётко заявил о том, что «после
ратификации Соглашение вступает в действие – с 1 ноября в полном объеме…
Никаких исключений, никаких отсрочек. Ничего этого не будет. Мы в
результате переговоров в Брюсселе получили право защитить свой рынок.
Это был жест европейских наших партнеров».
Самое
интересное в недавнем заявлении украинского президента не то, что
Соглашение вступит в силу 1 ноября, а то, что оно вступит в силу в полном объёме.
Полный объём означает, что с 1 ноября начнёт работать зона свободной
торговли между Украиной и ЕС. А ведь ещё совсем недавно имплементация
соглашения в части создания зоны свободной торговли была отложена до 1
января 2016 года. Это решение было принято на основе договорённостей
между Украиной, Евросоюзом и Россией. И тут вдруг выяснилось, что эти
договорённости разорваны Киевом и «никаких отсрочек, ничего этого не
будет».
Понять
из-за чего произошёл столь резкий разворот согласованной ранее позиции
трудно. Можно предположить, что на фоне непреклонного Яценюка, с его
жёсткой антироссийской риторикой и внезапным успехом на парламентских
выборах (который злые языки приписывают усилиям американского
посольства), Порошенко опасается выглядеть слишком пророссийским. По
нынешним временам это чревато негативными последствиями для любой
политической карьеры. Возможно, отсюда и желание украинского президента
выглядеть не менее антироссийски, чем в этом смысле выглядит украинский
премьер.
Одним словом – зоне свободной торговли с ЕС быть!
Каковы возможные последствия этого, как выразился пан президент, «исторического дня для Украины и ЕС»?
Не
секрет, что Россия заблаговременно приготовилась к этому «историческому
дню». 19 сентября российский премьер-министр Дмитрий Медведев подписал
документ о введении таможенных пошлин на украинские товары. Однако
вступление его в силу должно было произойти лишь после того, как Украина
начнет применять экономические статьи Соглашения об ассоциации с ЕС.
Изначально предполагалось, что это произойдёт не раньше 1 января 2016
года. Но теперь становится понятно, что российский рынок закроется для
Украины уже 1 ноября 2014 года.
В связи с этим Москва устами пресс-секретаря российского президента заявила, что «Россия
исходит из тех договоренностей, которые были достигнуты на
трехсторонних переговорах, одновременно сохраняя свою позицию. Россия
привержена этим договоренностям, но готова принять ответные меры, если
это (полное вступление соглашения в силу) произойдет в нарушение ранее
достигнутых договоренностей».
Упомянутые «ответные меры» это – пошлины в отношении 144 видов украинских товаров.
Логика
Москвы предельно проста. Зона свободной торговли с ЕС предусматривает
введение правил торговой политики Евросоюза на территории Украины. Это
означает, что Киеву, в том числе, придётся открыть свой внутренний рынок
для европейских товаров. Вследствие этого, неконкурентоспособные
украинские товары вместе с европейскими (под видом украинских) хлынут на
российский внутренний рынок в обход существующих таможенных норм и
запретов. Чтобы этого не произошло, Москва автоматически начнёт
защищаться усилением таможенных требований к импорту и введением пошлин.
«Из-за
обнуления Украиной пошлин на импорт из ЕС, очевидно, произойдёт
значительный рост поставок европейских товаров на украинский рынок. Мы
понимаем наших европейских партнёров, которые фактически и сейчас уже
хорошо освоили украинский рынок. Хотят добрать всё, что там ещё
осталось, и вытеснить всех остальных. И, кроме того, менее
конкурентоспособная украинская продукция будет вытесняться с самого
украинского рынка. Куда? Прежде всего в Россию. И в другие страны
Таможенного союза, но прежде всего к нам. Нельзя сбрасывать со счетов
также риск противозаконного реэкспорта на рынок Таможенного союза
продукции стран ЕС под видом украинских товаров», — заявил президент РФ.
В
этой ситуации Россия «бездействовать не может», добавил Путин. По его
словам, Москва будет вынуждена принять ответные меры, чтобы защитить
свой рынок, — ввести в отношении Украины стандартный торговый режим, то
есть повысить пошлины и усилить таможенный досмотр.
Можно
предположить, что Пётр Порошенко решился на потерю российского рынка в
связи с тем, что Евросоюз сделал ему крайне заманчивое предложение,
способное компенсировать торгово-финансовые потери из-за отказа от
беспошлинной торговли с РФ и странами ТС.
Очевидно, именно поэтому украинский президент заявил, что нарушить ранее достигнутые договорённости он решил потому, что «мы
получили доступ на европейский рынок и сохранили свои позиции. Текст
соглашения без единой капли изменений подписан и вступает в силу».
И
это, наверное, самое загадочное, что мог сказать украинский президент.
Ведь совершенно непонятно, каким образом Украина могла «сохранить свои
позиции» без «единой капли изменений» в тексте Соглашения. Не секрет,
что именно само стандартное Соглашение об ассоциации с ЕС и является
крайне невыгодным для Украины. И чтобы наша страна могла защитить свой
внутренний рынок и сгладить финансовые потери, в него необходимо вносить
изменения, адаптируя к украинским реалиям и интересам.
Но, как гордо заявил президент, в текст Соглашения не было внесено ни «единой капли изменений».
В
целом выходит, что российский рынок Украина неизбежно теряет, а
европейский для неё откроется ещё не скоро. Если вообще когда-то
откроется.
Дело
в том, что к требованиям и стандартам европейского рынка готовы, в
лучшем случае, только несколько десятков украинских экспортёров сырья и
полуфабрикатов. Остальные же должны будут получить сертификаты и
лицензии, подтверждающие соответствие их товаров европейским нормам.
Получение таких сертификатов процесс весьма долгий, а для большинства
украинских предприятий – невозможный. Прежде всего, это обусловлено тем,
что производство товаров по европейским стандартам предполагает
кардинальную перестройку и модернизацию производства под европейские
стандарты. А это требует в масштабах всей Украины сотни миллиардов евро
инвестиций.
Понятное
дело, что эти инвестиции никто не обещает. А у самой Украины средств
нет даже на текущее обслуживание внешнего долга. Фактически страна –
банкрот.
Кроме этого ситуация осложняется тем, что и на территории Украины продать товар, не соответствующий европейским стандартам, будет сложно. Поэтому большая часть украинских производителей потеряет не только российский рынок, но и свой внутренний. Их продукция должна стать "некондиционной" с 1 ноября.
Более того, под большим вопросом с 1 ноября оказываются и иные традиционные для Украины внешние рынки сбыта. Ведь после введения в действие Соглашения об ассоциации, каждый иностранный покупатель имеет право потребовать от любого украинского экспортёра сертификат европейского стандарта продаваемой им продукции. А много сейчас украинских компаний, которые уже готовы такой сертификат предъявить?
В целом, 1 ноября может стать роковой чертой, перешагнув которую остатки украинской экономики канут в лету. Но чего не сделаешь ради ассоциации с ЕС.
Более того, под большим вопросом с 1 ноября оказываются и иные традиционные для Украины внешние рынки сбыта. Ведь после введения в действие Соглашения об ассоциации, каждый иностранный покупатель имеет право потребовать от любого украинского экспортёра сертификат европейского стандарта продаваемой им продукции. А много сейчас украинских компаний, которые уже готовы такой сертификат предъявить?
В целом, 1 ноября может стать роковой чертой, перешагнув которую остатки украинской экономики канут в лету. Но чего не сделаешь ради ассоциации с ЕС.
Андрей Ваджра