Сможет ли новая технократическая элита заставить украинскую экономику работать?

Уже 10 лет назад научные, деловые и политические круги Запада были убеждены, что Украина является типичным примером «захваченного государства», то есть страной, которой полностью владеет и управляет небольшая элита, ненадёжная и баснословно богатая. Конечно, невзирая на все благовидные рассуждения, Запад на самом деле был недоволен не столько самим фактом того, что Украина была «захвачена», сколько тем, что «захвачена» она была не теми людьми.

Украина действительно встретила XXI век под властью политического класса, глубоко пронизанного украинским и российским капиталом. Очевидно, та элита не осознавала до конца всю сложность удержания власти в политически взбудораженном обществе, где всё сильнее нарастало неравенство. В результате президент Виктор Янукович был свергнут при участии, возможно, половины жителей страны с помощью США и их союзников, которые были заинтересованы воспрепятствовать планам России установить своё влияние в Восточной Европе. Пророссийская элита не смогла удержать рычаги власти в своих руках.

Теперь же проблема заключается в том, что новой киевской элите может не хватить власти для решительного изменения обстановки в стране до того, как украинская экономика рухнет.

Забирая власть в свои руки

Внешне всё действительно выглядит так, как будто киевская прозападная финансовая элита захватила власть на Украине после Януковича.

Многие украинские финансисты-профессионалы, долгое время проработавшие в частном секторе, теперь заняли ключевые роли в правительстве и стратегических государственных компаниях, особенно в газовой монополии «Нафтогаз» и крупном производителе оборонной продукции «Укроборонпром». «Новое поколение» стремится приватизировать государственные активы и привлечь западный капитал для модернизации общества и экономики страны. Однако эти люди, обладающие новым мышлением и новым видением ситуации в стране, оказались зажаты со всех сторон.

Технократы занимают важные посты, но неясно, обладают ли они реальной властью. Планы нового режима в области энергетики, финансов и обороны нацелены на лишение старой политический и экономической элиты большей части состояния и влияния, но этот процесс и так идёт полным ходом из-за тонущей экономики страны.

В то же время вооружённый конфликт и потеря территорий в индустриальном сердце страны, Донбассе, привели к уничтожению или изоляции обширной инфраструктуры и ресурсов, от которых зависит украинская экономика.

Если новое поколение технократов действительно обладает властью, а не просто занимает важные посты, это будет заметно в первую очередь в энергетике.

Пустые разговоры

Во время прошедшего в Лондоне IX Украинского инвестиционного саммита, Дмитрий Шимкив, бывший украинский топ-менеджер в сфере информационных технологий, ныне занимающий пост заместителя главы администрации президента Украины и председателя Национального совета реформ, рьяно доказывал, что государственная компания «Нафтогаз» должна быть приватизирована. «Газ должен стать товаром и расцениваться как товар», – заявил Шимкив.

Однако также выступивший на саммите гендиректор «Нафтогаза» Андрей Кобелев больше уповает на способность регуляторов ЕС создать действующий европейский газовый рынок, включающий Украину. По мнению Кобелева, понятия «российский газ» не существует. Есть просто молекулы газа, которые не могут считаться российскими после того, как пересекли границу России. Симон Пирани из Оксфордского института энергетических исследований возразил, что раз «молекулы газа» поступили из России, то это и есть российский газ, откуда бы Украина его ни получила.

Путаная полемика по поводу того, что же считать «российским газом», могла стать поворотным моментом, ведь газовая зависимость имеет серьёзное политическое значение не только для Украины, но и для соседних стран ЕС.

Новые украинские власти полагают, что в краткосрочной перспективе могут положиться на покупку «российского газа» у своих западных соседей (поставки методом так называемых реверсных потоков). Но если эта газовая карусель растянется на неопределённый срок, то внутренний газовый рынок Украины может остаться без реформ, что позволит России поддерживать своё политическое влияние как на Украине, так и в ЕС.

В то же время Украина, похоже, рискует заменить зависимость от российского газа на зависимость от западных кредитов. Экономическая ситуация в стране действительно плачевна. Один из участников саммита даже заметил, что Украина фактически передала свою экономическую политику в руки Запада.

Шаткость ситуации

Ожидается, что государственный долг Украины может превысить 60 процентов ВВП в 2014 году и 70 процентов в 2015 году. Это даст России право потребовать досрочного погашения облигаций объёмом 3 миллиарда долларов, выкупленных в последние месяцы правительства Януковича.

С момента его свержения новые власти повысили налоги, сократили расходы и ввели контроль над движением капитала. И всё же валютные резервы страны истощаются на 2-3 миллиарда долларов ежемесячно. На данный момент они составляют 9 миллиардов долларов. Это означает, что без внешней помощи средства Украины могут иссякнуть через 3 месяца. По некоторым оценкам, несмотря на то, что после свержения Януковича было достигнуто соглашение о предоставлении международной помощи в размере 27 миллиардов долларов под эгидой МВФ, стране нужны дополнительные 15 миллиардов внешней поддержки для обслуживания своих финансовых нужд.

Это немалые средства, но они несравнимы с возможными последствиями бездействия. Если западные институты не спасут Украину от банкротства, народ этой ослабленной страны может снова вернуться на улицы. И не исключено, что итоги нового социального кризиса станут еще более тревожными, чем в прошлый раз.

 Источник перевод для MixedNews — Наталья Головаха

Комментариев нет: