«Анаконда» или дранг нах Остен
Именинницей, безусловно, выглядела Польша – 12 тысяч жолнеров, почти столько же, сколько и у американцев. «Господин назвал меня любимой женой!», как же. Цели и задачи учений особо и не скрывались – “противодействие возможной агрессии России в Прибалтике и Восточной Европе”.
Некоторые события, случившиеся до учений, во время учений и после учений, достаточно примечательны, чтобы о них поговорить особо.
Во-первых, впервые с 1945 года, на территорию Польши вошли немецкие танки. Главное, что против России.
Во-вторых, Германия ещё до начала учений «Анаконда», объявила о своём резком несогласии с участием военного контингента из Украины. Для поляков позиция Германии стала форменной оплеухой, ибо политическое и военное руководство Польши считало участие войска бандеровцев в натовских учениях ключевым событием.
Само по себе это не удивительно, поскольку, перестав быть союзником СССР и России, покинув СЭВ и ОВД, Польша не только стремилась влиться в евроатлантические структуры, но и играть в них и помимо них в собственные игры. И даже сколачивать антироссийские военно-политические блочки под своим чутким руководством, привлекая ради этого различную шелупонь из прибалтийских «шпрот», а также киевскую политоту, шалевшую от радости, что их замечают и треплют по плечику вхожие в группу Серьёзных Посанов.
Вот и на учениях «Анаконда» Польша хотела видеть своего украинского подопечного, как это было в те времена, когда «многовекторный» Кучма послал кучку украинских интервентов в Ирак, в распоряжение и на побегушках у польского Старшего Брата.
В-третьих, Германия (в отличие от Польши) отказалась предоставить свои знаменитые автобаны для передвижения американских войск. Но поляки-именинники, в невероятном прогибе, отрапортовали о том, что проверят «наши запасные возможности на Юге». И это за месяц до учений. Логистика летит к свиньям собачьим. Тем не менее, время показало, что «южным коридором» выступила Чехия. Бывшие братушки невыразимо прекрасны…
В-четвёртых, французы и итальянцы отказались участвовать в военных игрищах и делать приятное Вашингтону с Варшавой.
В общем, сильнейшие страны Европы, не смотря на членство в НАТО, продемонстрировали, что 5-й пункт Вашингтонского договора, гласящий «члены НАТО соглашаются, что вооруженное нападение на одну или несколько стран-участниц будет рассматриваться как нападение на них всех», трещит по швам. В Германии уже давно существует обоснованная позиция, что Бундесвер ни при каких обстоятельствах не будет воевать в Прибалтике и Восточной Европе, а французы с итальянцами просто подчеркнули, что, раз в США заявляли о наращивании военного потенциала вблизи России за счёт своих резервов, то пусть это и будет проблемой США. Отсюда вытекает…
В-пятых, НАТО в значительной степени поляризовано и даже фрагментировано. «Старая» Европа, которой ещё не надоело жить в мире без холодной войны последних 25 лет, предоставляет широкие возможности для игр и прогибов восточноевропейским «младодемократиям», среди которых Польша пытается играть роль брутального бультерьера.
Для США это значит, что в полной мере рассчитывать на своих западноевропейских союзников они не могут. Согнать их на совместные учения в ограниченном формате ещё удастся, а вот устроить «дранг нах Остен» – это будет номер почище цирка «Дю Солей».
В-шестых, и самое интересное. 22 июня немецкая газета Die Zeit было опубликовано интервью генерал-лейтенанта Фредерика Бена Ходжеса, главнокомандующего войсками НАТО в Европе. Самой важной частью интервью Ходжеса стали сетования на недостаточно быструю переброску бронетехники в Западную Европу и слабую надёжность коммуникационных технологий.
Надо сказать, генералу есть от чего закручиниться. Дело в том, что учения «Анаконда-2016» были посвящены отработке особой тактики «swarming». Считается, что «swarming» была выработана в недрах НАТО ещё во время холодной войны в целях борьбы с советскими бронетанковыми «клиньями», против которых у супостата в Европе до самого конца ОВД не было эффективных способов борьбы, в результате чего ставка была сделана на нейтронное ядерное оружие малой мощности.
«Swarming» представляет из себя действия малых групп, наносящих молниеносные, точечные удары по местам скопления противника. Для вящей эффективности, между «роями» должно быть отработано чувство локтя. Кроме взаимодействия, немаловажную роль играют связь и логистика. Считается, что «рой» невозможно или очень сложно уничтожить полностью, поскольку он нигде не сосредотачивается. Главной задачей «роя» является создание заторов, хаоса и задержка продвижения войск противника вплоть до подхода главных сил, в интересах которых и работает «рой».
Хорошим примером удачной тактики «swarming» является Война «тойот», ставшая финальной фазой конфликта между Ливией и Чадом в 1987 году. Муаммар Каддафи, двинувший авиацию и бронетанковые силы, чтобы отвоевать у Чада спорную «полосу Аузу», потерпел сокрушительное поражение. Его танкам и БМП противостояли летучие отряды вооружённых сил Чада на пикапах «Toyota Hilux» с установленными на них ПТРК «Милан», безоткатными орудиями и крупнокалиберными пулемётами.
В результате, совершившие многочисленные просчёты, ливийские войска потерпели поражение, потеряв почти 8 тысяч убитыми, тысячу пленными и «подарив» богатые трофеи Чаду. Правда, в ходе Войны «Тойот» был маленький нюанс: французы не только поставили Чаду 400 пикапов и комплексы ПТРК, но их ВВС приняли непосредственное участие в конфликте, сбивая авиацию Каддафи.
Кроме того, хорошо организованный «swarming», как показывает практика, разбивается об хорошо организованную службу противодиверсионной борьбы и взаимодействие наступающих. Плюс, опять же, связь и логистику.
Если использовать высокий штиль, то можно говорить о том, что НАТО во время «Анаконды-2016» отрабатывали тактику действия специальных сил. По сути же, мощнейший военно-политический блок в возможном столкновении с Россией делает ставку на партизанщину. Выводы делайте сами.
Александр Ростовцев
Комментариев нет: