На эти грабли мы уже не наступим. Юрий Селиванов
Отнюдь не запоздалое раскаяние невольного соавтора одного из перестроечных мифов
Для начала хочу покаяться. Автор этих строк – один из тех, кто непосредственно приложил руку к развалу СССР. Пусть даже мой «вклад» был относительно небольшой и касался он только идеологического фундамента, на котором стояла наша страна.
Тем не менее – одна из трещин в этом фундаменте, увы, моя.
В №16 газеты «Аргументы и факты» за 1990-й год была опубликована небольшая заметка военнослужащего Ю.Селиванова под заголовком «Были ли герои у вермахта?»
Для того, чтобы вы могли оценить масштаб этого события, стоит напомнить, что «Аргументы и факты» в те времена издавались чудовищным тиражом в 35 миллионов экземпляров и этот «голос перестройки» взахлеб читала практически вся страна.
Упомянутая заметка касалась практически неизвестной в СССР темы – о достижениях немецких летчиков в период войны и произвела эффект разорвавшейся бомбы. Откровенно говоря, я и сам был поражен, когда в каком-то западном военном издании прочитал о том, что лучший немецкий ас Эрих Хартманн сбил 352 самолета противника, причем 347 из них были советскими. И это при том, что лучшие советские асы И.Кожедуб и А.Покрышкин сбили «только» 62 и 59 машин врага. Еще больше убивало то, что у немцев свыше 100 летчиков имели на своем боевом счету больше ста воздушных побед.
Для нас, советских людей, воспитанных в преклонении перед «несокрушимой и легендарной» Советской Армией, это было сильным потрясением. И не случайно та публикация вызвала всесоюзный резонанс. Тем более, что зерно сомнений упало на уже подготовленную почву – в перестроечной прессе того времени буквально стон стоял от «разоблачений советского мифа».
А тема «страшной цены победы» были одной главных в антисоветской пропаганде.
Магия этих сногсшибательных цифр и казавшихся тогда неопровержимыми фактов, отнюдь не побуждала к вдумчивому и всестороннему осмыслению этой темы. Казалось вполне естественным объяснением, что очередной советский миф не выдержал столкновения с реалиями истории.
Такое тогда было время. Угар перестройки, не поддаться которому, хоть в какой-то мере, не удалось практически никому.
Почему я сегодня вспоминают о той уже давней истории? Да потому, что за прошедшую с тех пор четверть века было время подумать. В том числе и о природе угарных антисоветских сенсаций, типа ошеломляющих достижений немецких асов. В последующие годы вспышка интереса к этой теме, породила массу куда более осмысленных и основанных на изучении документов исследований. Авторы которых разложили её буквально по полочкам. И выяснили, что не все так однозначно, как нам – наивным простакам когда-то казалось.
Оказалось, в частности, что немецкая система подсчета и «верификации» воздушных побед имела свою далеко небесспорную специфику. И хотя у немцев было действительно немало классных пилотов, их феноменальная результативность во многом «объяснялась» тем, например, что число сбитых самолетов врага они считали по числу моторов (то есть один 4-хмоторный «бомбер» учитывался как четыре победы), что результаты воздушных боев часто фиксировались только со слов самих летчиков, а наземные службы наблюдения в своих рапортах часто дублировали одни и те же факты.
Тем не менее, главный упор перестроечного мифа о «непобедимости» германских ВВС делался на их якобы неоспоримом превосходстве над советской военной авиацией, которая якобы состояла из примитивных аэропланов-этажерок под управлением летчиков, прошедших обучение по пресловутой системе «взлет-посадка». Такая версия просто роскошно укладывалась в либерально-демократический миф о страшной отсталости СССР, о его бесчеловечном отношении к людям и о неспособности, иначе как ценой колоссальных жертв, противостоять передовой западной цивилизации. С неизбежным выводом о необходимости нашей стране покорно следовать за «более успешными и продвинутыми» нациями. Именно поэтому, данная антисоветская часть мифа о «несравненных героях люфтваффе» продержалась дольше всего – практически до наших дней.
И только в последнее время стали относительно доступны широкой общественности новые факты, делающие антисоветские основы этого мифа крайне сомнительными. Оказалось, что «герои вермахта» отличались невероятной результативностью отнюдь не только на Восточном фронте, где они воевали, как известно, против «отсталых и злобных азиатов». Практически такие же высокие результаты (согласно единой для ВВС Третьего рейха системе подсчета) немецкие пилоты демонстрировали и в боях против англосаксонских союзников. Которых даже беспардонная гитлеровская пропаганда не рисковала обзывать технически отсталыми и расово неполноценными.
Был, например, такой обер-лейтенант люфтваффе Ханс-Йоахим Марсель. С «отсталыми» русскими этот бравый вояка не воевал ни одного дня. Тем не менее, на его боевом счету 158 воздушных побед, из которых 151 он одержал в боях с летчиками из государств – членов Британского содружества наций. Кстати, асы союзников сбить Марселя так и не смогли. Он погиб в сентябре 1942, неудачно выпрыгнув из кабины самолета, у которого заглох мотор. Это я к тому, что если бы он воевал дольше, то вполне мог бы на Западном фронте затмить упомянутое выше достижение Э.Хартманна на Восточном. И такой Марсель – победитель «англосаксонских джентльменов» был у немцев не один.
Из чего, согласно законам формальной логики, мы просто обязаны сделать следующий вывод. История, сочиненная горбачевской, а в дальнейшем развитая либеральной пропагандой, насчет фатальной отсталости советских ВВС, как якобы следствия отсталости всего советского строя, на самом деле является, от начала до конца, именно злонамеренным пропагандистским мифом, не имеющим под собой никаких существенных оснований. Во всяком случае, тех, на которые напирает русофобская пропаганда.
О чем неопровержимо свидетельствует тот факт, что боевые счета немецких пилотов на Западе были практически такими же крупными, при том, что западные нации даже нашими либералами считаются вполне «полноценными». А у наших побед и поражений в той войне могли быть какие угодно причины, кроме тех сказок о природной русско-советской неполноценности, с помощью которых давили на нашу психику глашатаи «нового политического мЫшления» и «общечеловеческих ценностей».
Вывод необыкновенно важный для нынешнего времени, когда западная пропаганда и её местные подголоски вновь ставят на свой пропагандистский патефон старую заезженную пластинку о нашей извечной отсталости и неспособности к эффективному состязанию с якобы с бесконечно более совершенным Западом. Не было этого никогда и не будет! И если когда-то многие, в том числе и ваш покорный слуга, повелись на эту доселе невиданную «разлюли-малину», то сегодня эффект новизны полностью исчерпан, выводы из прошлых ошибок сделаны и снова взять на дешевый пропагандистский «понт» уже не получится.
Дело не только в немецкой системе подсчета, но и в тактике : немецкие "асы" часты были на свободной охоте, в то время как у наших такой метод использовался только в конце войны. И часто истребителям ставилась задача не сбивать, а сопровождать, и количество сбитых в бою фашистских стервятников не отменяло наказания за потерю даже одного нашего бомбера или штурмовика. Поэтому разогнать нападающих немцев и не потерять тех, которых сопровождали - это было выполнением задачи, а не сбитие немцев напрямую.
ОтветитьУдалить