Спиннер для мозгов: Американские сериалы в эпоху упадка
«Всё прогрессивное человечество» каждую неделю с нетерпением ждёт новую
серию «Игры престолов» и на этом фоне желание поговорить о сериалах
вполне закономерно.
«Все жанры хороши, кроме скучных», и даже самый нелепый сериал можно вытянуть хорошими диалогами – остроумными, сочными, с выраженными речевыми характеристиками героев (как Уолтер Уайт и Джесси Пинкман из «Во все тяжкие»). Но увы – и переводчики тут чаще всего не при чём – и здесь нас ждёт почти всегда разочарование. Диалоги сугубо технические, как необходимый драйвер сюжета, а ведь речь – эта главное средство раскрытия образа героя. «Стиль – это человек», но только не в американских сериалах. Там все одинаково говорят, одинаково реагируют, почти всегда на сложных щщах, без тени обычных разговорных шуток-прибауток, а уж чтобы какая-то цитата из американского сериала «ушла в народ» — ах, да о чём вы!.. Хотя… «Все врут!», вспомнил одну.
Григорий Игнатов
Давно прошли те
времена, когда слово «сериал» означало безвкусную пошловатую «мыльную
оперу» с бесконечным количеством серий и местом действия, ограниченным
несколькими дешёвенькими локациями. Сейчас сериалы – передовая форма
кинематографа, и, на самом деле, это здорово: потому что раскрывать
драматический потенциал богатого и сложного сюжета, безусловно, лучше не
в двухчасовой полнометражке, а в сериях эдак в двадцати по часу каждая.
Вот только почему
абсолютное большинство американских (я не беру сейчас в расчёт азиатские
дорамы, это сильно на любителя) сериалов – печальное, унылое и
несмотрибельное фуфло? И именно на их фоне «Игра престолов», «Во все
тяжкие» и ещё не особенно длинный ряд приятных исключений выглядят
невероятно круто. А отгадка, собственно, проста: по сравнению с уродиной
даже просто симпатичная девушка становится красавицей.
Давайте разберёмся! По пунктам.
Начнём с простого – с тематики 80% всех американских сериалов. Просто зайдите на сайт, скажем, seasonvar
и бегло пробегите описания случайной пары десятков – подавляющее
большинство будет…. Правильно, про копов. Про копов таких и сяких,
отсюда и оттуда, из АНБ и ФБР, ЦРУ и каких-то безымянных спецслужб. Из
сериалов складывается упорное впечатление, что Соединённые Штаты Америки
населены исключительно людьми с полицейскими значками, которые заняты
выяснением сложного вопроса, кто кого подставил. Причём значительная
часть сериалов, строго говоря, не относятся к жанру детективов и
боевиков, где полиции вроде как «сам Бог быть велел» – про копов валом
идут и комедии, и ситкомы, и т.н. «процедуриал» (типа ежедневный
реализм), и лирические драмы, и мистика какая-то, и всё-всё-всё.
Главное, чтобы про копов.
И знаете: это
реально ЗАДАЛБЫВАЕТ! В этом полицейском стогу сена теряются иголками
сериалы про медиков и пожарных, адвокатов и фермеров, а про такие, без
шуток, крайне интересные и очень перспективные для сколь угодно длинного
сюжета профессии как сборщики мусора, риэлторы, моряки или, о Боже мой,
любые представители рабочего класса никто снимать не спешит. Вроде как и
нет таких профессий в США, и нет таких людей. А я бы, честное слово,
посмотрел с большим удовольствием процедуриал про сборщиков мусора! А
про риэлторов можно было бы ТАКОЕ снять – куда там интригам в ФБР!..
Далее,
больная мозоль – логика и здравый смысл. Их там в абсолютном
большинстве случаев просто нет. Я полагаю, самый вопиющий, вот прям – до
небес, пример тут – «Ходячие мертвецы», где все герои ведут себя не
просто, гм, спорно, а настолько принципиально ТУПО, что волосы начинают
вставать дыбом. Эта принципиальная ТУПОСТЬ – ни в коем случае не делать
простых, очевидных и здравых вещей, а вместо этого творить чёрт знает
что, что «на голову не натянешь» — это тоже фирменная фишка большинства
американских сериалов абсолютно все жанров. Причём, что важно уточнить,
речь не идёт сугубо о реализме – реализм вещь условная, пластичная, в
художественном мире сериала он может определяться своими собственными
законами, а именно о здравом смысле. Например, в сериале «Зверинец»
герои борются с восстанием агрессивных разумных животных, каким-то
образом обходясь без какого-либо оружия. Оно бы и ничего, но в каждом
конкретном случае их чудесного спасения (а когда за тобой гонится стая
волков, а ты не смеешь из эко-политкорректности в них просто стрелять,
то постоянно нужны какие-то чудесные спасения) сюжет делает такие deus ex machina, что морщишься как от зубной боли. И, в конце концов, перестаешь эту чушь смотреть.
Отдельный подпункт в
этом вопросе – настырное бессмертие героев. Чем хороша «Игра
престолов»? Тем, что, кхм, «валар моргулис». Потому что основа любого
сюжета – это КОНФЛИКТ. А конфликт без реальных смертей – это ложь и
фальшь. Представьте себе шекспировских «Ромео и Джульетту», «Гамлета»,
шиллеровских «Разбойников», «Бесприданницу» Островского без смертей –
будет дрянь. Просто дрянь. Натужная и лицемерная. Именно такая натужная
фальшь и встречает нас в 90% американских сериалов. Герои должны
умирать. Dixi!
«Все жанры хороши, кроме скучных», и даже самый нелепый сериал можно вытянуть хорошими диалогами – остроумными, сочными, с выраженными речевыми характеристиками героев (как Уолтер Уайт и Джесси Пинкман из «Во все тяжкие»). Но увы – и переводчики тут чаще всего не при чём – и здесь нас ждёт почти всегда разочарование. Диалоги сугубо технические, как необходимый драйвер сюжета, а ведь речь – эта главное средство раскрытия образа героя. «Стиль – это человек», но только не в американских сериалах. Там все одинаково говорят, одинаково реагируют, почти всегда на сложных щщах, без тени обычных разговорных шуток-прибауток, а уж чтобы какая-то цитата из американского сериала «ушла в народ» — ах, да о чём вы!.. Хотя… «Все врут!», вспомнил одну.
Вот мы и перешли
плавно к ещё одному родовому уродству американского сериалостроения – к
плоским, незапоминающимся героям. Возьмём ту же «Игру престолов» — все
главные герои сочные, выпуклые, рельефные. Серсея Ланнистер и Арья
Старк, Тирион и Варис, Пёс и Брон – это же не просто персонажи, это
ТИПАЖИ! И это чертовски круто, это войдёт в историю искусства! И этого,
опять же, ну вот никак нельзя сказать про 90% американо-сериальщины – ну
вот кто там «вошёл в историю», оторвался от своего кинопродукта и
«вышел в мир»? Уолтер Уайт, наверное. Может, ребята из Supernatural.
Доктор Хаус. Кто ещё? Выходит, что считанные единицы. Остальные –
просто плоские силуэты без какой-либо глубины. Картонные герои со
случайными именами.
Ну и «на сладкое» —
конечно же, политкорректность. Это – самая мякотка. Тут я предоставляю
нашим читателям самим вести скорбный список храбрейших лесбиянок,
умнейших геев, опаснейших кастратов, доминирующих женщин и негритянских
учёных. Да, и чуть карликов не забыл! Да, мы понимаем, что «таковы
правила игры», но тошнить-то – всё равно тошнит.
Вот такие, вкратце, пироги. В большинстве своём – несъедобные. Потому что ингредиенты низкокачественные.
Григорий Игнатов
Загрузка...
Комментариев нет: