Советские «чехи» из Лаоса в России: что не так с недавно прибывшими Т-34?
Девятого января 2019 года Минобороны РФ сообщило,
что во Владивосток прибыли тридцать танков Т-34-85 из Лаоса. Они
переданы по договорённости с министром обороны Сергеем Шойгу и будут
использоваться для парадов, музейных экспозиций и съёмок фильмов. И
вроде бы всё понятно и очевидно. Но есть, как говорится, нюанс…
Многие СМИ озаглавили новость как «возвращение танков в Россию», эти же слова содержатся и в исходном тексте Минобороны. На самом деле никто никуда не возвращался. Вот если бы лаосцы отправили эти «тридцатьчетвёрки» в Чехию или, например, в Словакию — тогда да. Дело в том, что это машины совсем не советского производства. Ряд характерных признаков позволяет с уверенностью сказать, что это чехословацкие Т-34-85. Они выпускались на фабрике ЧКД (нынешняя Чехия) и на заводе в Мартине (сейчас это Словакия). Гладкое литьё башен, спаренные фары с ограждением, характерный острый стык лобовых бронелистов без балки, находящейся между ними у советского оригинала. На кадрах, показывающих машины сзади, можно разглядеть форму кожухов выхлопных труб, которая также отличается от исходника.
Когда осел дым Второй мировой, освобождённой Чехословакии потребовались танки. Легендарный Т-34-85, несмотря на всю свою репутацию, к тому моменту уже считался устаревшим (причём в первую очередь самими советскими военными), но было решено, что «лучше уж такой танк, чем совсем никакого». Лицензию на производство у советских союзников получили летом 1949 года. Первые машины были выпущены осенью 1951-го, массовое производство стартовало в следующем году. Всего было сделано более 2700 машин, почти половина из которых отправилась на экспорт, в армии многочисленных друзей и партнёров социалистического блока. Именно поэтому если вы видите Т-34-85 за рубежом, с довольно высокой вероятностью он будет не советским, а чехословацким. В прошлом веке они воевали в Ливане, Сирии, Египте, на Кубе. Впрочем, кое-где и сейчас воюют.
Внешние отличия «чехов» от «наших» невелики и заметны только «заклёпочникам», так что неудивительно, что первых часто выдают за вторых. Среди объявлений о продаже танков в среде частных коллекционеров нередко можно встретить предложения купить «настоящий советский Т-34-85, выпущен в Тагиле в сорок четвёртом, по Берлину ездил, лично Гитлера гусеницами давил, мамой клянусь», который при внимательном рассмотрении оказывается сугубо мирным «чехом», увидевшим свет лет через десять после смерти фюрера и всю жизнь прослужившим в тихом гарнизоне где-нибудь в Болгарии. Да что там говорить — даже некоторые музеи не гнушаются демонстрировать послевоенные чехословацкие «тридцатьчетвёрки» в роли военных советских.
«Советский» (на самом деле нет) Т-34-85 из музея Иден-Кемп в Британии
Стоит ли расстраиваться по поводу того, что теперь и в наших музеях вместо оригинальных «тридцатьчетвёрок» появятся чехословацкие? Наверное, нет. Как уже сказано выше, отличий не так много, и для подавляющего большинства публики они останутся незаметными. В конце концов, в музейных экспозициях и исторических фильмах встречаются куда более суровые ляпы по «заклёпочной» части. Но вот честно предупреждать о том, что на самом деле перед нами не оригинальная машина, а изображающая её иностранная послевоенная копия, стоило бы. Иначе некрасиво получается.
Многие СМИ озаглавили новость как «возвращение танков в Россию», эти же слова содержатся и в исходном тексте Минобороны. На самом деле никто никуда не возвращался. Вот если бы лаосцы отправили эти «тридцатьчетвёрки» в Чехию или, например, в Словакию — тогда да. Дело в том, что это машины совсем не советского производства. Ряд характерных признаков позволяет с уверенностью сказать, что это чехословацкие Т-34-85. Они выпускались на фабрике ЧКД (нынешняя Чехия) и на заводе в Мартине (сейчас это Словакия). Гладкое литьё башен, спаренные фары с ограждением, характерный острый стык лобовых бронелистов без балки, находящейся между ними у советского оригинала. На кадрах, показывающих машины сзади, можно разглядеть форму кожухов выхлопных труб, которая также отличается от исходника.
Когда осел дым Второй мировой, освобождённой Чехословакии потребовались танки. Легендарный Т-34-85, несмотря на всю свою репутацию, к тому моменту уже считался устаревшим (причём в первую очередь самими советскими военными), но было решено, что «лучше уж такой танк, чем совсем никакого». Лицензию на производство у советских союзников получили летом 1949 года. Первые машины были выпущены осенью 1951-го, массовое производство стартовало в следующем году. Всего было сделано более 2700 машин, почти половина из которых отправилась на экспорт, в армии многочисленных друзей и партнёров социалистического блока. Именно поэтому если вы видите Т-34-85 за рубежом, с довольно высокой вероятностью он будет не советским, а чехословацким. В прошлом веке они воевали в Ливане, Сирии, Египте, на Кубе. Впрочем, кое-где и сейчас воюют.
Внешние отличия «чехов» от «наших» невелики и заметны только «заклёпочникам», так что неудивительно, что первых часто выдают за вторых. Среди объявлений о продаже танков в среде частных коллекционеров нередко можно встретить предложения купить «настоящий советский Т-34-85, выпущен в Тагиле в сорок четвёртом, по Берлину ездил, лично Гитлера гусеницами давил, мамой клянусь», который при внимательном рассмотрении оказывается сугубо мирным «чехом», увидевшим свет лет через десять после смерти фюрера и всю жизнь прослужившим в тихом гарнизоне где-нибудь в Болгарии. Да что там говорить — даже некоторые музеи не гнушаются демонстрировать послевоенные чехословацкие «тридцатьчетвёрки» в роли военных советских.
«Советский» (на самом деле нет) Т-34-85 из музея Иден-Кемп в Британии
Стоит ли расстраиваться по поводу того, что теперь и в наших музеях вместо оригинальных «тридцатьчетвёрок» появятся чехословацкие? Наверное, нет. Как уже сказано выше, отличий не так много, и для подавляющего большинства публики они останутся незаметными. В конце концов, в музейных экспозициях и исторических фильмах встречаются куда более суровые ляпы по «заклёпочной» части. Но вот честно предупреждать о том, что на самом деле перед нами не оригинальная машина, а изображающая её иностранная послевоенная копия, стоило бы. Иначе некрасиво получается.
Комментариев нет: