Стратегии как инструмент

 

Моделирование – великая вещь. Основа кибернетики. Позволяет лучше понимать окружающий нас мир. Люди вольно или невольно овладевают необходимым понятийным аппаратом. И начинают мыслить не в категориях «хочу/не хочу» или «нравится/не нравится», а считать расклады и определять границы возможного.

Насколько же проще, обсуждая политику, общаться с людьми, которые играют в гранд-стратегии по управлению государствами. Если я скажу кому-то, кто играл в «Европу Универсалис», что «Путин вернул Крым, это собрало коалицию, и нужно было на несколько лет затихариться, чтобы AE (недовольство расширением страны со стороны соседей) упал» – вопросов больше не возникнет.

Засылаешь послов, улучшаешь отношения с отдельными входящими в коалицию странами, подтачиваешь её изнутри – и через пару лет некоторые страны из неё выходят, а потом она вообще разваливается и ты избегаешь тяжёлой войны с превосходящим противником.

А для всех остальных приходится писать многостраничные статьи с пространными объяснениями.

Или вот возьмём «сеять смуту». Всем гранд-стратегам понятно, что делается это с одной единственной целью – ослабить того, кого ты считаешь врагом. И делается в случае, если враг сильный, и в прямой войне его победить слишком сложно, затратно или невозможно.
А так возможно появятся повстанцы, если им удастся – они смогут отколоть часть страны и стать незалежными. И ты их потом или делаешь своими вассалами, или завоёвываешь – по обстоятельствам.

Потому что (внимание!) никто сотни миллионов и миллиарды долларов на «просто помочь людям стать демократами» тратить не будет. Вложения должны отбиваться.

Смотришь на скачущих по улицам и площадям с криками «Уря! Уря! Незалежность! Заграница нам поможет!» дегенератов, и думаешь… хотя нет, что я про них думаю, цензура не пропустит. Для дебилов, которые собственную страну пытаются превратить в бесправную колонию, у меня цензурных слов нет.

Помните, как у классика? «Ты думаешь, это твоя страна? Нет. Это не твоя страна, это даже не моя страна – это его страна». Там, правда, про зуб было, но принцип тот же самый – не садитесь играть с шулерами.

Пацаны из «Парадокс Интерактив» на истории и интригах не то, чтобы собаку, а целый кинологический питомник съели (особенно Йохан – как хорошо, что он делает игры, а не пошёл в реальную политику, это было бы просто ужасно).

Опять же, гранд-стратегам не нужно объяснять, что такое «расклад». Они и сами всё прекрасно понимают.
К примеру: сейчас Польша в союзе с Оттоманами и Австрией – нападать нельзя. А потом с турками они рассорятся, а Австрия уйдёт на одну из своих бесчисленных и бесполезных войн – и тогда мы с гордыми пшеками останемся один на один.

Вот и в реальном мире я постоянно говорю «Нужно дождаться начала ноября, когда в США будут выборы и связанная с этим конфронтация». До этого времени нужно ждать, тянуть время, говорить «такие вопросы с кондачка не решаются, нам нужно посоветоваться, зайдите на недельке» и так далее.

Политика – это искусство возможного. Нужно всегда учитывать расклады, союзы, обстоятельства, подходящее время. И AE, будь оно неладно.

Говорят, одно время в Великобритании даже собирались вводить игру в «Цивилизацию» как часть учебной программы. Я думаю, что нечто подобное было бы полезно сделать и у нас. Игровая форма обучения одна из самых эффективных, потому что подразумевает и интерес, и вовлечение, и практикум (там такие игры, что и взрослому не стыдно поломать голову). Как минимум, какие-то факультативные занятия с игрой в «Hearts of Iron-4» и «Crusader Kings-3» точно не помешают.

Потому что у многих, как я погляжу, абсолютно лубочные представления и о геополитике, и о государственном управлении. А некоторые вообще путают Путина с всемогущим императором Галактики.

Источник

Комментариев нет: