Геймификация протеста
На днях пришло по почте приглашение на протест 2 августа. К приглашению приложен ролик, где какие-то двое вяло разъясняют, против чего надо протестовать. (Коротко говоря – против всего, пока не свалят ненавистный режим).
Грустно было мне глядеть на этот стиль унылой совковой политинформации, на которой в те давние годы кто спал, кто книжку читал, а одна мастерица на давней моей работе даже и вязала.
Господа! Вы что, проморгали высокую науку (она же – искусство) маркетинга? Слыхали о таком? Это искусство впарить кому угодно что угодно. Действуя на насыщенном рынке без маркетинговой проработки – вы шагу не ступите; говорю как опытная торговка швабрами. Стажа у меня по этому делу 20 лет с хвостиком.
Надо сделать две вещи:
1) Поставить протест на рыночные рельсы. На протесте надо зарабатывать: зарабатывают же на короновирусе, ещё и как зарабатывают: вон моя дочка, едучи бесплатно на федеральный студенческий форум «Территорию смыслов», потратила кучу денег на справки о здоровье и короновирусе.
2) Сделать протест креативным и инновационным. А для этого потребна мумификация геймификация – превращение в игру. Homo sapiens в наши дни првратился в homo ludens gamers – человека-игруна. Вот из этого и надо исходить.
Потому предлагаю устроить Протест-парк. Не беспокойтесь, никакой существующий парк не пострадает. Для Протест-парка достаточно любого пустыря. Огородил – вот тебе и Протест-парк. При чём тогда парк? Да сейчас всё парк! Всякую новостройку с видом на промзону и свалку называют парком. Так что не беспокойтесь. Парк так парк.
Впрочем, постепенно может и взаправдашний парк вырасти. Для этого по
весне надо высаживать деревья. В знак протеста. Ты против? Посади
дерево. Ты возмущён? Посади два. Ты негодуешь? Высади аллею. Школьники
начнут свою протестную активность не с пустопрожнего кучкования на
Тверской, а с посадки деревьев: тут тебе и протестная активность, и
экологическое воспитание. Знаете, какое дерево самое протестное? Не
знаете? Так я скажу: берёза. Самое наше национальное дерево, очень гусское. Берёзу очень трудно посадить
легко найти, а сама она вырастает где хочет, где и почвы-то почти нет.
Лучше всего накидать семян, а там уж дерево-нон-конформист само свалит в Лондон вырастет, где пожелает.
Ну а всякие там сосны можно и посадить. Но сосны опасно — потом еще лесорубы придут. Нет, лучше березу — она нахрен никому не нужна.
А теперь вообразите: Протест-парк уже создан. Давайте совершим по нему виртуальный тур. Сейчас ведь всё виртуальное – так что мы в тренде.
Итак, прекрасный летний день. Со всех сторон стекаются граждане, группы граждан и семьи для проведения выходного дня с пользой и удовольствием. На сегодня назначен очередной День Гнева. Уже издали слышны песни протеста. Старинные песни перемежаются современными. «Смело, товарищи, в ногу» сменяется творчеством знаменитого рок-певца Юры Кренделя: «Я против этого мира! Вся моя жизнь – протест!» — надрывно голосит Крендель.
В дальнем углу парка можно различить мотив «Замучен тяжёлой неволей, ты славною смертью почил». Это товарищи по борьбе поминают недавно почившего в Бозе товарища. Правда, в медицинском заключении сказано, что протестант умер от передоза, но какое это имеет значение? Передоз был однозначно вызван гнусной действительностью и кровавым режимом – так что всё правильно: почивший товарищ – трагическая жертва режима.
Какой протест без лозунгов, плакатов и транспарантов? Прямо при входе продаются качественно исполненные бланки плакатов. Самый распространённый, на который больше всего спрос: «Я против…!» — нужное вписать: против тёщи, против кровавого режима, против полицейского произвола, против жуликов и воров, против губернатора, против ЕГЭ, «а также всего, что понадобится впредь», как сказано в бессмертной «печатке Полыхаева». Тут же продаются отличные фломастеры-маркеры для вписывания нужного. Их надписи не размываются дождём, не выцветают на солнце, их можно принести на следующий День Гнева.
А вот чего нельзя категорически, это приносить самодельные плакаты. Тут уж извините, это вроде как принос в ресторан своей выпивки – строго запрещено. Нужен тебе особый плакат нестандартного размера и контента – не вопрос! Изготовят в специальной мастерской за полчаса. За соразмерное вознаграждение можно получить консультацию маркетолога-политолога по части формулировки протестного слогана. Можно и самому изготовить, своими руками: для этого продаются липкие буквы, из которых можно сложить свой протест. Но эта услуга не особенно востребована: не всякий протестующий решится что-то написать без проверщика орфографии, что встроен в Word.
Тут же рядом продаются футболки по потребности. Есть готовые, а есть такие, куда можно вписать предмет своего протеста. Тут же и специальные фломастеры по ткани. Надпись сохраняется три стирки. А дальше можно написать что-то новое: жизнь ведь не стоит на месте.
Предусмотрен товар для разных покупательских групп и целевых аудиторий – по полу, возрасту, уровню образования. У публики попроще особым успехом пользуется плакат: «А пошёл ты на… (нужное вписать)». А публика рафинированная, говорящая иноземными языками, преподающая их же в разного рода эколого-филологических университетах, те предпочитают речения иноземные, с подтекстом, с аллюзиями и реминисценциями. Например, вот чудный плакатик, небольшого размера, подходящего для деликатных дамских ручек: “J’accuse”. Не всякий поймёт, что сие означает. Но мадам знает: «Я обвиняю» — так называлась статья Эмиля Золя по делу Дрейфуса, и другие, которые со светлыми лицами – тоже знают. Это знание помещает их в виртуальный клуб избранных. И плакатик – словно позывной «свой-чужой».
Походили с плакатами, разучили революционную песню, научились плясать карманьолу, приобрели красный бант и фригийский колпак. Разыгрался здоровый аппетит. На этот случай повсюду предлагается замечательный виноград «Гроздья гнева». Продаются разные расфасовки: 0,5 кг для протестанта-одиночки, 1 кг для пары соратников, 2 кг – семейный формат, его можно и домой взять. На упаковке портрет Джона Стейнбека и надпись по-английски: The Grapes of Wrath. Политизированные преподавашки английского в восторге, остальным – пофигу, ни о каком Стейнбеке они сроду не слыхивали. Но те и другие виноград берут, потому что вкусный и надпись по-английски.
Объявлена акция: собери упаковок «гроздей гнева» на 100 кг и получи приз. Акция так и называется – «Центнер гнева». Собравшему выдаётся сборный макет Бастилии. Собрал – и тут же под пение марсельезы можешь разрушить. Акция имеет огромный успех. Наши братья с Кавказа и из Средней Азии без устали подвозят новые партии гроздей гнева.
Высокая наука маркетинга учит: сбыть можно всё, надо только сделать
ЭТО модным. Посещение Протест-парка стало модным. «А вы были на
последнем Дне Гнева? Не были? Вы много потеряли. Непременно сходите на
ближайший. Там такой виноград, такая публика! Вот видите, сколько я уже
значков собрала». На входе продаются значки каждого Протеста с указанием
даты. Значок в форме кулака с датой на манжете. Собери за год комплект –
получи подарок. Собери все – поедешь за счёт заведения
американского НКО в Америку на тамошний протест. Так в мою молодость
гордились собранными значками стройотряда за все годы подряд.
Тут же являются опасные фальсификаторы, они подделывают значки. Фальсификаторов выводят на чистую воду и прилюдно позорят. «Позор фальсификаторам протеста!» — звучит на одной из площадок.
А вот и конкурс красоты: Ms и Mr Протест. Участницы и участники должны не только явить свои стати, но и показать интеллект и эрудицию, ответив на ряд вопросов, например:
— Что вращается вокруг чего: Земля вокруг Солнца или Солнце вокруг Земли?
— Сколько есть сторон света?
— Как пишется слово «демагогия»?
Купальники и плавки участников украшены эмблемой Протест-парка – всё тот же кулак с надписью «Протест» — как на значке. Кулак на соблазнительных выпуклостях выглядит неоднозначно-провокативно.
День Гнева течёт бурливо, но по предусмотренному руслу. Каждый находит дело, пардон, протест по душе. Вот любитель живописи покупает репродукцию картины, посвящённой героическим протестам прошлого. Например, «Казнь народовольцев» Верещагина или «Арест пропагандиста» Репина. Можно заказать живописную копию, если кто желает. Не любишь классику – вот тебе картина современной художницы Татьяны Назаренко «Казнь народовольцев».
Хочется попеть? Организовано разучивание революционных песен. А то протестуют-протестуют, а «Вихри враждебные» спеть не могут. Теперь смогут! И карманьолу сплясать смогут при случае. А случаи, знаете ли, бывают разные…
Попели, поплясали, поели шашлыка «Буржуя на пику!» – да и по домам. Усталые, но довольные тянутся протестанты к метро. У каждого значок «Я против!» Против чего? Да какая разница! Виктор Цой вон протырился в бессмертие, прокричав всего-то: «Перемен мы хотим, перемен!». И никто не задавал нудных старпёрских вопросов: что и на что вы, молодой человек, хотите сменять? Вот и тут не будут. Против – и всё тут.
Уверена: Протест-парк – это новый этап гусского освободительного движения. По сравнению с нынешними протестами это сияющий супермаркет рядом с убогим киоском начала 90-х. Пора, пора ставить дело протеста на промышленную основу. Уж тридцать лет у нас рыночная экономика, а протесты — убыточные и затратные. И никакой прибыли. Пора, пора начинать зарабатывать!
Правда, зарабатывают в таких случаях одни, а протестуют другие, но так, уж извините, бывает во всех революциях и протестах с начала времён. «Это уже так Самим Богом устроено, и волтерианцы напрасно против этого говорят», — заметил ещё гоголевский городничий.
Комментариев нет: