«Шугалей-2» — неудобный для Запада фильм о правде войны в Ливии
Яркая и, в то же время, трагичная судьба российского социолога Максима Шугалея вместе со своим товарищем оказавшегося в плену у ливийских властей, в тюрьме «Митига», второй раз становится сюжетом кинокартины.
В мае 2020 года первый фильм с названием «Шугалей», снятый по инициативе и при поддержке Фонда защиты национальных ценностей, вызвал бурное обсуждение и горячую реакцию у зрителей. Основанный на реальных событиях, он делал то, что кино делает очень редко — показывал историю людей, которая ещё не закончилась, а продолжается во всём своём ужасе и, что главное, неизвестно чем закончится. Второй фильм преследует ту же цель: рассказать миру о российских исследователях, попавших в заложники к тем, кто по связям и методам очень близок к террористам. Но — далеко не только это!
Что наш человек знает о ливийской гражданской войне? Фельдмаршал Хафтар и Правительство Национального Согласия для него — одинаково неизвестные величины. Война в Ливии идёт уже почти 10 лет, а подоплёка и мировые геополитические игроки, стоящие за действующими там лицами, остаются в тени. «Шугалей-2» даёт возможность увидеть сложнейшее переплетение интересов ливийских властей и исламистских группировок, британских и турецких спецслужб, а также, что наиболее важно, российской «пятой колонны», связанной с Ходорковским и либеральными СМИ. И весь этот круговорот вращается вокруг пленного социолога, который может стать важным козырем в непрекращающейся антироссийской международной травле.
Когда смотришь фильм, остро сожалеешь, что это — не сериал. Кажется, в первый раз нам показывают именно то, что наиболее остро нуждается в ярком художественном изображении — вот они все, голубчики, как на ладони, донельзя узнаваемые, донельзя характерные: и Михал Борисыч Лондонский, и Алексей Венедиктов, и прочие деятели «фабрики лжи». Показано, как они покупаются и продаются, как действуют по указке и отмашке иностранных спецслужб, какие грязные методы фальсификации и подтасовки используют. А самое главное — показано, что всё это они делают СОЗНАТЕЛЬНО, чётко и внятно понимая собственную роль иуд и диверсантов. Ах, если бы сняли такой сериал — да чтоб про всех, чтобы там и Навальный действовал (в вертикальном положении тела, конечно, а не горизонтально), и все эти Соболи-Волковы, и чтобы Светов куролесил, и редакция «Медузы» демонстрировала сочные эротические игрища харрасмента и абьюза! Это было бы круче «Слуги народа»!
Так что фильм «Шугалей-2» указывает то направление, в котором можно двигаться к самому резонансному проекту современности! Впрочем, вернёмся к нему самому.
Второй «Шугалей» позиционирован как боевик, однако это не совсем верное определение — ничего объединяющего его с этим жанром в нём нет — ни перестрелок, ни эффектных взрывов (разве что в последние минуты), а погоня всего одна, да и та — не «гвоздь сюжета». По всем признакам это психологический триллер или шпионское кино. А скорее, собственно, и то, и другое.
Фильм получился сильным и выразительным. В нём есть сложная интрига и выпуклые персонажи, актёры играют адекватно сценарию — то есть, так, как ведут себя живые люди в сложной ситуации. Отдельный плюс создателям нужно поставить за смелость в показе дьявольской сущности ливийских террористов — точнее, не «ливийских» конкретно, а вообще всей этой бродячей ближневосточной своры садистов и фанатиков. Нечасто увидишь такое на киноэкране без купюр, а видеть нужно, потому что это даёт бесценную конкретику, за что и против чего наши военнослужащие воюют в Сирии, а российские добровольцы едут в Ливию и прочие страны, где наступает терроризм.
Вместе с тем, далеко не случайно, что вторая по важности сюжетная линия фильма — это история одурманенного исламистской пропагандой молодого боевика, которая кончается, увы, безо всякого хэппи-энда, чай, не в Голливуде, а в суровой действительности. Она символизирует, что ряды террористов и их пособников — далеко не однородны и не монолитны, что в них полно запуганных или обманутых людей, которые при случае разочаруются в навязанной им пропаганде. Тоже важный штрих и художественный, и политический.
Однако самое важное в этом фильме — даже не всё вышеперечисленное, а его миссия. Миссия содействия освобождению Максима Шугалея и Самера Суэйфана из плена, в котором их незаконно и жестоко удерживают уже больше года. Рано или поздно этот день обязательно наступит, их жизни будут спасены — и тогда, наверняка, об этом снимут третью часть «Шугалея». Уже — с хэппи-эндом. Вот только когда это будет? Долго ли ещё ждать?..
Григорий Игнатов
Комментариев нет: