Восстание спятивших филологов
Сегодня мы обсудим феномен элит и контрэлит. Откуда элиты берутся? Чем они занимаются до того, как становятся элитами? Как предыдущий бэкграунд влияет на их поведение, когда они уже стоят у руля?
В связи с текущим конфликтом мне вспомнилось давнее наблюдение Георгия Дерлугьяна о том, что во всех трех закавказских государствах на волне Перестройки к власти пришла национально-ориентированная гуманитарная интеллигенция. «Национально-ориентированная» значит — гуманитарии, занимающиеся своей родной культурой, а не безродные космополиты.
Действительно, что объединяет Эльчибея, Тер-Петросяна и Гамсахурдия? Они все филологи, занимающиеся азербайджанской, армянской и грузинской традицией соответственно.
Выходит, что в момент дезориентации старых элит и массового националистического подъема именно национально ориентированная интеллигенция сумела перехватить власть. Во главе всех трех стран встали филологи. И вот что любопытно — ни в одной из них они во власти не удержались, причем независимо от успеха националистических движений, которые возглавляли. И если падение Эльчибея и Гамсахурдия можно объяснить поражением, которое они потерпели, то Тер-Петросян лишился власти несмотря на то, что сумел одержать победу в Карабахской войне.
Дальше траектории этих стран расходятся. В Азербайджане и Грузии происходит реставрация старой еще коммунистической номенклатуры. В Армении же к власти приходит карабахский клан. Но ни в одной из этих трех стран прежнее господство гуманитарной элиты не было восстановлено. Исходя из этого можно предположить, что в случае новых резких потрясений на постсоветском пространстве, теоретически можно представить себе ситуацию, чтобы у руля на какое то время оказалась национальная гуманитарная интеллигенция. Но вот чтобы она сумела эту власть удержать — в это что-то не особо верится. Как показывает практика, ее смещают как в случае поражения, так и в случае победы.
Комментариев нет: