КАК ЕВРОПЕЙСКИЙ БАНК ЧЕМПИОНА МИРА ОБОКРАЛ
В 1999 году Александр Халифман выиграл проходивший по нокаут-системе чемпионат мира ФИДЕ в Лас-Вегасе и стал четырнадцатым чемпионом мира по шахматам. Что произошло потом он рассказал в интервью газете "Спорт-Экспресс"
Гроссмейстер Александр Халифман - о том, как получил деньги за Лас-Вегас-1999 и как они исчезли
— Как разлетелись ваши полмиллиона долларов за Лас-Вегас?
- Можно, перекурю? Это больная тема… Полмиллиона не разлетелись, а улетели. Я решил, что нужна та самая “подушка безопасности”. Отнес деньги в западный банк. Время спустя обнаружил — ни счета, ни денег.
- Что ж за банк?
- Пока не скажу. В Германии. Помню этот момент — спокойно прихожу: “Сколько у меня на счету?” Девочка щелкает клавишами: “Такого счета не существует”. Я проверяю циферки, показываю: “Вы не ошиблись?” — “Он закрыт пять лет назад”. Дальше завязалась переписка.
- Что выяснили?
- Мне присылали дивные ответы на немецком языке. Оказалось, за пять лет до этого кто-то написал: “Прошу все мои деньги снять с такого-то счета и перевести в другой банк”. Ни даты, ни точной суммы. Когда я показывал эту бумажку людям, связанным с банковским хозяйством даже в нашей стране, они хохотали: “Да по такому “документу” 100 евро не переведешь!” Это долгая и грустная история, которая еще не закончилась…
- Так вы судитесь?
- Пока нет. Видимо, буду. Западные юристы огорчили до невозможности. Это в кино показывают, как дама пролила на себя кофе, отправилась в суд и выиграла миллион. Потому что на стаканчике не написано, что кофе горячий. На самом деле, если частное лицо судится с мощной корпорацией,- все настолько спорно!
Первый юрист сказал, что дело выеденного яйца не стоит, и мне сейчас все принесут. Вместе с компенсацией за моральный ущерб. Потом заговорили иначе: “А если банк приведет пять свидетелей, которые подтвердят, что именно ты сделал перевод? Ксерокс паспорта у них есть, ты же открывал счет”. Подпись на бумажке не моя и не слишком похожа. Как говорится, “в общих чертах”. Но ни одна почерковедческая экспертиза не дает стопроцентную гарантию. Суд может принять во внимание — а может не принять. Это не ДНК, не отпечаток пальца.
- Ваша версия — что произошло?
- Сговор на определенном этапе. Уверен, мошенничество со стороны отдельного клерка, а не организации.
- В каком году вскрылось?
- В 2008-м. Пять лет счет не проверял. Ну, лежит и лежит. Хранил бы в трехлитровой банке — что, раз в неделю ее надо откапывать? После Лас-Вегаса на волне успеха прилично зарабатывал, что-то добавлял. Затем стал реже бывать в Европе и в банке не появлялся.
- Сколько было денег?
- Около 600 тысяч долларов.
- История тянется много лет. Не пора ли ускориться?
- В Германии на ответ четкие сроки, оговоренные законом, — четыре месяца. Немцы их используют по полной программе. Причем ответы из серии — “она утонула”. “Что с моим счетом?” Четыре месяца спустя письмо: “Ваш счет закрыт такого-то числа 2003 года. С уважением”. Шлю второе письмо: “Закрыт на каком основании?” Еще четыре месяца — приходит та самая филькина грамота с поддельным автографом.
- У вас есть ощущение, что банк это дело расследует?
- Ощущение, что от меня отмахиваются. Скорее всего, понимают, что их косяк. Но признать — неприемлемо. Репутация! Меня юристы предупредили: банк пойдет до конца. У него серьезные адвокаты. Не предугадаешь, что будут изобретать и додумывать. Возможны встречные иски.
- Ваше внутреннее равновесие здорово пошатнулось после этого?
- Если б сразу дошло — было бы плохо дело. Но доходило постепенно. Сначала-то думал, ерунда, сбой программы. Это же банк, а не МММ! Мне казалось, на Западе отрегулировано все идеально. На улице обидят — полиция разберется. Машина на тебя наедет — тоже, пусть за рулем хоть сын бургомистра. Но когда оказываешься в финансовых непонятках против корпорации — большой вопрос, кто и с чем разберется.
- Помните, как рассказывали жене?
- Звонил ей в тот же день, перепроверял циферки счета. Софья не приучена к роскошной жизни. А на нероскошную нам хватает.
Комментариев нет: