Наше будущее — роман…
Да, а в нашем прошлом — то ад, то рай. Особенно в голове у среднестатистического обывателя. Для начала приведу вам отрывок из произведения Александра Тюрина и Александра Щёголева «Сеть».
Дорогой друг!
Не кажется ли тебе, что наш разговор относится к разряду чудес?
Ты улыбаешься. Конечно, вопрос может показаться лишенным смысла, вроде случайного словообразования в канале связи. Но не торопись отключиться! Успеешь еще пообщаться с токийским логическим Монстром или вызвать знаменитое программ-привидение из спутникового «эфира». Лучше представь себе — ты сгорбился над листом тусклой бумаги и пытаешься разобраться в диком нагромождении тысяч и тысяч мелких букв. Да, да, никакой тебе ритмической строки, никаких плывущих картинок! И звукового подсказчика нет в помине. Наоборот — слепит лампа, спина затекает, начинает болеть голова, буковки скачут перед глазами, как букашки… Похоже на дурной сон, правда?
Увы, этот дурной сон длился столетиями. Но настало время, когда человечество пробудилось! В нашей стране пробуждение было внезапным: всего за один год мы выпрыгнули из информационного средневековья и заняли передовые позиции в компьютеризации общества. А в чем-то оказались далеко впереди всех. В начале Новой эры у нас была создана самая мощная в мире вычислительная сеть — по количеству абонентов, по масштабам задействованных технических средств, по глобальности математических моделей.
Многократно выросло качество труда программистов. И не потому, что программисты стали многократно умнее, а просто они узнали наконец, что делают их товарищи на соседнем предприятии или, скажем, на Камчатке. Начали стремительно развиваться доселе невиданные программы, и самые яркие из них — «дублеры», которые тогда были всего лишь комплексами моделей для выработки советов по широкому кругу вопросов производственной деятельности.
И Запад, и Восток ахнули. Железной рукой Россия была компьютеризирована. Этой железной рукой стала специально созданная организация — Главное Сетевое Управление, сокращенно ГСУ, возглавили которую энергичные смелые руководители. (К твоему сведению, нынешнее Высшее Сетевое Управление, — наша вездесущая няня, — есть не что иное, как прямой наследник ГСУ).
Именно так, дорогой друг, и была создана благодатная почва для тех самых «чудес», которыми ты пользуешься сегодня без особых раздумий. Но, как это ни удивительно, находились люди, встававшие на пути прогресса. Борьба была нелегкой, запутанной, сегодня нам трудно однозначно разделить действия ее участников на «верные», «неверные», «плохие», «хорошие». Враги прогресса умело использовали и трудности роста глобальной сети, и качественное отставание некоторых ее звеньев, и амбиции отдельных руководителей ГСУ. Кроме того, со стороны хозяйственников нарастало сопротивление существовавшим тогда методам сетевого управления экономикой, зачастую чрезвычайно одномерным, инерционным, механистичным.
На определенном этапе сопротивление хозяйственного аппарата приняло даже форму активной оппозиции. В сочетании с террористической деятельностью врагов всеобщей компьютеризации и несоответствием уровня программ (в частности, «дублеров») текущим нуждам производства это вызвало затяжной экономический кризис.
Люди в период кризиса… Трагическая тема. Рушатся устоявшиеся структуры, не действуют отработанные годами схемы социальной адаптации, сознание тонет в море хаоса. Ошибки и заблуждения людей, наделенных немалыми полномочиями, приводят в этих условиях к особенно тяжелым последствиям…
Написано это до 1993 года.
Предлагаю не спеша вдуматься в сам факт вот этого — ещё до развала Союза уже было понятно в общих чертах куда мы все идём. В технологической сфере хотя бы.
И — таки да: именно туда мы все с вами и идём. К ним, к «дублёрам». Только мы стали их называть элементами искусственного интеллекта и нейросетями.
А все эти единые окна, госуслуги, ЕГАИС, социальный рейтинг, оплата ɇ-баллом, то бишь лицом за проезд — всё это подготовительный этап, создание инфраструктуры. Уже сейчас боты барыжат на биржах деривативами, регулируют рассылки маркетинговых продуктов, выдают рекомендации спекулям и т.д.
А будет — дублёр судьи рекомендовал такой-то приговор. Дублёр министра рекомендует такой то законопроект, дублёр инспектора ГИБДД рекомендует такие-то санкции к нарушителю. Ваш личный дублёр рекомендует вам нахамить начальнику, а потом внезапно подарить ему черепаху.
И никакого принуждения — выдадут вам рекомендации и всё. Какой концлагерь то? Я вас умоляю! Сами всё, сами.
Что говорите? Машины поработят людей?
К вам у меня вопрос — а нахрена им это нужно? Цель какая?
Видите ли — цели человека и как индивидуев и как вида формируются инстинктами. А у машин инстинктов нету.
Т.е. «топология» такая — самый всеохватный инстинкт: выживание вида. А уже внутри него — всё остальное: доминирование и проч. Кстати, половой инстинкт — это аспект главного инстинкта, томущо без воспроизводимости нет и выживания вида.
Так вот — у машин нет инстинктов, пока их им не напишут и не активируют. А отсюда следует очень интересный вывод — начало создания ИИ в … унификации.
Если уж брать биологические аналогии углеродной жизни. Фундамент инстинктов — в программах клеток, которые «знают» какие из них станут костью или спинным мозгом или глазами. А вот формирование инстинктов в отрыве от всего этого — задача очень амбициозная и настолько сложная, что её решения не видно даже на горизонте.
Если вы хотите создать аналог человеческого мозга (то бишь — разума), сначала вам необходимо описать все этапы формирования мозга (разума) человека — от пары клеток до целого организма. Создать пошаговую инструкцию. И только после этого вы сможете решить — а с какого собственно шага вы можете начать, чтобы гарантированно добиться результата.
Если же вы не создаёте аналог, то здесь — свободный поиск, метод тыка и прочая схоластика с эмпирикой.
Ну и вопрос усложнения систем. Здесь речь должна идти о верификации данных, как о главном критерии работоспособности системы.
Да да — чем больше система, тем больше ошибок.
Ну и напоследок — если бы от человеков был бы толк, например, в получении от них энергии — не дожидаясь никаких машин — сами люди человеков бы использовали для этой цели и в хвост и в гриву. Да, и в матрицу лезут добровольно, проводя онлайн всё большие куски жизни.
Так чего вы ноете про концлагерь и вот это вот всё? Выкиньте гаджеты, посейте чего будете есть — и никто вас не законцлагерит никогда. Нашёл шишку, съел и радуйся.
Антиваксерам:
Захворал — так не беда!
Съешь пиявку из пруда!
Нет надежней медицины,
Чем природная среда!
З.И.Л.
Комментариев нет: