Обвиняют в лицемерии
Лидеры Чехии, Венгрии и Словакии обвиняют страны
Западной Европы в лицемерии. С одной стороны, Запад вводит санкции
против России из-за Украины, а с другой – продолжает заключать сделки с
российскими компаниями. Имеющие меньший вес в ЕС восточные страны
требуют компенсировать им ущерб от санкций.
Лидеры Чехии, Венгрии и Словакии противятся потенциальному усугублению экономических проблем, которые могут вызвать возможные новые санкции ЕС и США против России, и обвиняют страны Западной Европы в «лицемерии» в связи с ситуацией на Украине, сообщает Bloomberg.
«Западноевропейские страны продолжают заключать сделки с российскими компаниями, хотя угрожают РФ новыми санкциями, и это «лицемерно», – цитирует Bloomberg слова премьер-министра Словакии Роберта Фицо во время конференции в Братиславе.
«Мы говорим о сплоченности, но Франция собирается продавать России военные корабли. Мы говорим о том, как обеспечить Украине энергетическую безопасность, и принимаем ключевые решения в Совете ЕС, в то время как Газпром подписывает контракты по «Южному потоку» с немецкими, французскими и итальянскими компаниями», – заявил Роберт Фицо.
Примеры лицемерия
Фицо имеет в виду, что, несмотря на заявления ЕС о прекращении военного сотрудничества с Россией, Франция не собирается отказываться от продажи Москве вертолетоносных кораблей «Мистраль». Президент Франции Франсуа Олланд на прошлой неделе лично заявил, что подписанный в 2011 году контракт на постройку двух французских вертолетоносцев для ВМФ России выполняется и не подвергается какому-либо пересмотру.
Логично, что Париж не хочет терять контракт на 1,2 млрд евро и нести убытки, потому что основная работа по нему уже сделана: первый корабль «Владивосток» поступит на вооружение российского флота в октябре этого года, а второй – «Севастополь» – в 2015 году.
Вполне справедливы заявления Словакии и по поводу того, что в то время как она пытается с помощью реверсных поставок обеспечить газом Украину, Западная Европа боится заморозить «Южный поток» – главного конкурента украинской газотранспортной системы. Потому что одними из основных акционеров в «Южном потоке», кроме Газпрома (50%), являются главные кормильцы Запада – итальянская ENI (20%), немецкая Wintershall (15%) и французская EDF (15%).
Европейские политики действительно прогнулись из-за интересов крупных энергетических компаний Западной Европы. Ведь изначально «Южный поток» стал как бы разменной монетой в политических играх с Россией. ЕК хотела заморозить его строительство. При этом ее совершенно не беспокоило, что это поставило бы под угрозу обеспечение газом стран Южной и Восточной Европы – Болгарии, Сербии, Венгрии, Хорватии, Словении и других. Главное – это хорошо бы задело Россию.
К слову, тот же «Северный поток», по которому газ поставляется в западные страны, в частности в Германию, Францию, Бельгию, Нидерланды и другие, Европа не пыталась закрыть никогда. Эту трубу благополучно построили на деньги Газпрома, и Запад спокойно качает по ней для себя газ.
Однако «Южного потока» санкции ЕС так и не коснулись, потому что это принесло бы колоссальные убытки ее крупным энергетическим компаниям.Южные и восточные страны давно превратились в придатки Западной Европы. У них слабые небольшие экономики, у них нет сильных мировых бизнес-игроков, то есть сильных лоббистов, которые могли бы защитить местный бизнес и свою экономику. Все крупные компании сосредоточены в Западной Европе. И они продолжают спокойно владеть акциями российских компаний, покупать бизнес в России, строить здесь свои заводы и получать прибыли на столь крупном и привлекательном рынке (европейский же рынок давно забыл, что такое рост экономики).
Так, французскую Renault вряд ли заставят отказаться от 25% акций АвтоВАЗа и заводов в России, особенно когда «нынешние проблемы не уменьшают потенциал российского автомобильного рынка, который далек от насыщения», как заявил в марте представитель Renault.
О сохранении крепких связей России и Европы говорит и глава Societe Generale, который ранее купил российский «Росбанк» и только в 2013 году получил выручку от работы в РФ на 1,5 млрд долларов.
Что уж говорить об энергетических компаниях, которые уговорили европейских чиновников не только не останавливать строительство «Южного потока», но и не вносить в санкционный список главу Газпрома Алексея Миллера. Тот же немецкий концерн Wintershall уверен, что ничто не помешает его сделке по обмену активами с Газпромом, которая запланирована на середину этого года. Ведь благодаря этой сделке немцы получат долю в проекте по разработке Уренгойского месторождения. Такие проекты для ЕС – это вообще золотая жила. Потому что «уголь, нефть и газ в Европе заканчиваются», о чем свидетельствует новый доклад британского Института глобального устойчивого развития (Global Sustainability Institute).
А итальянская Eni, к примеру, имеет контракт с Газпромом на поставки газа аж до 2035 года, и Газпром обеспечивает 16% потребностей в газе Италии и Австрии.
Немцы же, к примеру, никак не возражают против того, что российская «Альфа-групп» покупает за 5 млрд долларов нефтегазовую компанию DEA, которой владеет немецкий концерн RWE. Под шумок экономических санкций против России немецкая RMA Pipeline Equipment открывает в Татарстане, в ОЭЗ «Алабуга» свой завод стоимостью 1,7 млрд рублей. Потому что главный покупатель продукции немецкой компании – Газпром. И это далеко не все примеры проявления лицемерного поведения Западной Европы, которая не позволяет так называемым санкциям ударить по бизнесу ее компаний и, соответственно, экономике.
Требуют компенсаций
Зато более слабые экономики Восточной Европы понесут серьезные потери от санкций против России. «Подход ЕК к санкциям дифференцирован. Чем больше, условно говоря, «вес» страны в Евросоюзе, тем активнее она может защищать свои экономические интересы. Как говорили одни из первых евроинтеграторов – древние римляне – что позволено Юпитеру, то не позволено быку», – согласен аналитик IFC Markets Дмитрий Лукашов.Так, третий раунд санкций ЕС против России сократит рост экономики Словакии до 1% в 2015 году с прогнозируемых 3,1%, заявил накануне премьер-министр страны Роберт Фицо.
«Я настроен очень скептически в отношении третьего уровня (санкций), потому что, если мы посмотрим на позицию некоторых других членов ЕС, мы увидим сильные колебания, – цитирует Фицо Рейтер. – И даже для нас это будет серьезным ударом, не только для экономики Европы, но, в особенности, для соседних с Украиной стран».
Озабоченность Словакии вполне понятна, потому что санкции против России могут заметно навредить ее экономике. «Через Словакию идет дальше в Европу транзит российского газа объемом порядка 35 млрд кубометров в год и 6 млн тонн нефти. Кроме того, у Словакии имеются две атомные электростанции, которые она хочет модернизировать и расширить при помощи нашего Росатома, который к тому же поставляет туда ядерное топливо», – говорит Дмитрий Лукашов.
Поэтому Словакия вполне обоснованно требует от лицемерной Западной Европы разделить ее ущерб и компенсировать ее потери. Премьер-министры Чехии Богуслав Соботка и Венгрии Виктор Орбан также заявили о том, что не хотят упускать возможности в сфере бизнеса.«Венгрия и Чехия в два раза больше по населению, чем Словакия, и через них не проходит российский транзит. Однако для них вопрос санкций также является болезненным. Россия находится на 5-м месте по товарообороту среди всех стран мира с Чехией и на 3-м месте с Венгрией. Причем экономики этих стран чуть ли не на 80% зависят от поставок российского газа и нефти», – отмечает Лукашов.
Страны Восточной Европы, которые являются членами Евросоюза, хотят, чтобы более богатые западные соседи разделили с ними экономические издержки, которые последуют от усиления санкций в отношении России. Словакия, Чехия и Венгрия также требуют гарантий поставок газа, так как сильно зависят в этом вопросе от России.
Ухудшение отношений ЕС и России так или иначе скажется на темпах роста ВВП европейских стран. Просто у той же Германии «жира» больше, в отличие от восточноевропейских стран. «Хуже всего дела обстоят там, где доля импортируемого газа в экономике приближается к 100% – в данном случае это ставит под угрозу целые отрасли экономики, поэтому возмущение ряда стран вполне оправданно», – говорит финансовый аналитик Lionstone Investment Services Ltd Яна Трубникова. Кроме того, больше всего из-за санкций страдают молодые страны – члены Евросоюза, чья экономика и так еще не полностью восстановилась после кризиса, добавляет она.
Подобные заявления восточноевропейских лидеров усиливают и без того существующий между западными государствами раскол, в том числе в вопросах повышения расходов на оборону. В частности, не хотят увеличивать траты на вооружение Германия, Франция, Италия и Испания.
В то же время некоторые страны Восточной Европы, та же Польша, напротив, поддерживают санкции против России. Премьер-министр Польши Дональд Туск заявил, что страны ЕС должны выступать единым фронтом в вопросе санкций против России. Впрочем, и он говорит о том, что странам ЕС стоит разделять экономические издержки от этого.
Экономика еврозоны в первом квартале выросла всего на 0,2%, что вдвое хуже, чем средний прогноз аналитиков Bloomberg. И добиться даже этого показателя она смогла только благодаря Германии, которая, как всегда, на коне: ее ВВП вырос на 0,8%, что вдвое выше темпов предыдущего квартала. Однако это должно мало радовать ЕС, потому что если исключить показатели Германии, то ВВП всех остальных членов еврозоны окажется в минусе.
Французская экономика не выросла, итальянская упала на 0,1%, финляндская – на 0,4%, португальская – на 0,7%, нидерландская – на 1,4% и т.д. Большинство европейских экономик не подтвердило ожидаемых положительных прогнозов.
Лидеры Чехии, Венгрии и Словакии противятся потенциальному усугублению экономических проблем, которые могут вызвать возможные новые санкции ЕС и США против России, и обвиняют страны Западной Европы в «лицемерии» в связи с ситуацией на Украине, сообщает Bloomberg.
«Западноевропейские страны продолжают заключать сделки с российскими компаниями, хотя угрожают РФ новыми санкциями, и это «лицемерно», – цитирует Bloomberg слова премьер-министра Словакии Роберта Фицо во время конференции в Братиславе.
«Мы говорим о сплоченности, но Франция собирается продавать России военные корабли. Мы говорим о том, как обеспечить Украине энергетическую безопасность, и принимаем ключевые решения в Совете ЕС, в то время как Газпром подписывает контракты по «Южному потоку» с немецкими, французскими и итальянскими компаниями», – заявил Роберт Фицо.
Примеры лицемерия
Фицо имеет в виду, что, несмотря на заявления ЕС о прекращении военного сотрудничества с Россией, Франция не собирается отказываться от продажи Москве вертолетоносных кораблей «Мистраль». Президент Франции Франсуа Олланд на прошлой неделе лично заявил, что подписанный в 2011 году контракт на постройку двух французских вертолетоносцев для ВМФ России выполняется и не подвергается какому-либо пересмотру.
Логично, что Париж не хочет терять контракт на 1,2 млрд евро и нести убытки, потому что основная работа по нему уже сделана: первый корабль «Владивосток» поступит на вооружение российского флота в октябре этого года, а второй – «Севастополь» – в 2015 году.
Вполне справедливы заявления Словакии и по поводу того, что в то время как она пытается с помощью реверсных поставок обеспечить газом Украину, Западная Европа боится заморозить «Южный поток» – главного конкурента украинской газотранспортной системы. Потому что одними из основных акционеров в «Южном потоке», кроме Газпрома (50%), являются главные кормильцы Запада – итальянская ENI (20%), немецкая Wintershall (15%) и французская EDF (15%).
Европейские политики действительно прогнулись из-за интересов крупных энергетических компаний Западной Европы. Ведь изначально «Южный поток» стал как бы разменной монетой в политических играх с Россией. ЕК хотела заморозить его строительство. При этом ее совершенно не беспокоило, что это поставило бы под угрозу обеспечение газом стран Южной и Восточной Европы – Болгарии, Сербии, Венгрии, Хорватии, Словении и других. Главное – это хорошо бы задело Россию.
К слову, тот же «Северный поток», по которому газ поставляется в западные страны, в частности в Германию, Францию, Бельгию, Нидерланды и другие, Европа не пыталась закрыть никогда. Эту трубу благополучно построили на деньги Газпрома, и Запад спокойно качает по ней для себя газ.
Однако «Южного потока» санкции ЕС так и не коснулись, потому что это принесло бы колоссальные убытки ее крупным энергетическим компаниям.Южные и восточные страны давно превратились в придатки Западной Европы. У них слабые небольшие экономики, у них нет сильных мировых бизнес-игроков, то есть сильных лоббистов, которые могли бы защитить местный бизнес и свою экономику. Все крупные компании сосредоточены в Западной Европе. И они продолжают спокойно владеть акциями российских компаний, покупать бизнес в России, строить здесь свои заводы и получать прибыли на столь крупном и привлекательном рынке (европейский же рынок давно забыл, что такое рост экономики).
Так, французскую Renault вряд ли заставят отказаться от 25% акций АвтоВАЗа и заводов в России, особенно когда «нынешние проблемы не уменьшают потенциал российского автомобильного рынка, который далек от насыщения», как заявил в марте представитель Renault.
О сохранении крепких связей России и Европы говорит и глава Societe Generale, который ранее купил российский «Росбанк» и только в 2013 году получил выручку от работы в РФ на 1,5 млрд долларов.
Что уж говорить об энергетических компаниях, которые уговорили европейских чиновников не только не останавливать строительство «Южного потока», но и не вносить в санкционный список главу Газпрома Алексея Миллера. Тот же немецкий концерн Wintershall уверен, что ничто не помешает его сделке по обмену активами с Газпромом, которая запланирована на середину этого года. Ведь благодаря этой сделке немцы получат долю в проекте по разработке Уренгойского месторождения. Такие проекты для ЕС – это вообще золотая жила. Потому что «уголь, нефть и газ в Европе заканчиваются», о чем свидетельствует новый доклад британского Института глобального устойчивого развития (Global Sustainability Institute).
А итальянская Eni, к примеру, имеет контракт с Газпромом на поставки газа аж до 2035 года, и Газпром обеспечивает 16% потребностей в газе Италии и Австрии.
Немцы же, к примеру, никак не возражают против того, что российская «Альфа-групп» покупает за 5 млрд долларов нефтегазовую компанию DEA, которой владеет немецкий концерн RWE. Под шумок экономических санкций против России немецкая RMA Pipeline Equipment открывает в Татарстане, в ОЭЗ «Алабуга» свой завод стоимостью 1,7 млрд рублей. Потому что главный покупатель продукции немецкой компании – Газпром. И это далеко не все примеры проявления лицемерного поведения Западной Европы, которая не позволяет так называемым санкциям ударить по бизнесу ее компаний и, соответственно, экономике.
Требуют компенсаций
Зато более слабые экономики Восточной Европы понесут серьезные потери от санкций против России. «Подход ЕК к санкциям дифференцирован. Чем больше, условно говоря, «вес» страны в Евросоюзе, тем активнее она может защищать свои экономические интересы. Как говорили одни из первых евроинтеграторов – древние римляне – что позволено Юпитеру, то не позволено быку», – согласен аналитик IFC Markets Дмитрий Лукашов.Так, третий раунд санкций ЕС против России сократит рост экономики Словакии до 1% в 2015 году с прогнозируемых 3,1%, заявил накануне премьер-министр страны Роберт Фицо.
«Я настроен очень скептически в отношении третьего уровня (санкций), потому что, если мы посмотрим на позицию некоторых других членов ЕС, мы увидим сильные колебания, – цитирует Фицо Рейтер. – И даже для нас это будет серьезным ударом, не только для экономики Европы, но, в особенности, для соседних с Украиной стран».
Озабоченность Словакии вполне понятна, потому что санкции против России могут заметно навредить ее экономике. «Через Словакию идет дальше в Европу транзит российского газа объемом порядка 35 млрд кубометров в год и 6 млн тонн нефти. Кроме того, у Словакии имеются две атомные электростанции, которые она хочет модернизировать и расширить при помощи нашего Росатома, который к тому же поставляет туда ядерное топливо», – говорит Дмитрий Лукашов.
Поэтому Словакия вполне обоснованно требует от лицемерной Западной Европы разделить ее ущерб и компенсировать ее потери. Премьер-министры Чехии Богуслав Соботка и Венгрии Виктор Орбан также заявили о том, что не хотят упускать возможности в сфере бизнеса.«Венгрия и Чехия в два раза больше по населению, чем Словакия, и через них не проходит российский транзит. Однако для них вопрос санкций также является болезненным. Россия находится на 5-м месте по товарообороту среди всех стран мира с Чехией и на 3-м месте с Венгрией. Причем экономики этих стран чуть ли не на 80% зависят от поставок российского газа и нефти», – отмечает Лукашов.
Страны Восточной Европы, которые являются членами Евросоюза, хотят, чтобы более богатые западные соседи разделили с ними экономические издержки, которые последуют от усиления санкций в отношении России. Словакия, Чехия и Венгрия также требуют гарантий поставок газа, так как сильно зависят в этом вопросе от России.
Ухудшение отношений ЕС и России так или иначе скажется на темпах роста ВВП европейских стран. Просто у той же Германии «жира» больше, в отличие от восточноевропейских стран. «Хуже всего дела обстоят там, где доля импортируемого газа в экономике приближается к 100% – в данном случае это ставит под угрозу целые отрасли экономики, поэтому возмущение ряда стран вполне оправданно», – говорит финансовый аналитик Lionstone Investment Services Ltd Яна Трубникова. Кроме того, больше всего из-за санкций страдают молодые страны – члены Евросоюза, чья экономика и так еще не полностью восстановилась после кризиса, добавляет она.
Подобные заявления восточноевропейских лидеров усиливают и без того существующий между западными государствами раскол, в том числе в вопросах повышения расходов на оборону. В частности, не хотят увеличивать траты на вооружение Германия, Франция, Италия и Испания.
В то же время некоторые страны Восточной Европы, та же Польша, напротив, поддерживают санкции против России. Премьер-министр Польши Дональд Туск заявил, что страны ЕС должны выступать единым фронтом в вопросе санкций против России. Впрочем, и он говорит о том, что странам ЕС стоит разделять экономические издержки от этого.
Экономика еврозоны в первом квартале выросла всего на 0,2%, что вдвое хуже, чем средний прогноз аналитиков Bloomberg. И добиться даже этого показателя она смогла только благодаря Германии, которая, как всегда, на коне: ее ВВП вырос на 0,8%, что вдвое выше темпов предыдущего квартала. Однако это должно мало радовать ЕС, потому что если исключить показатели Германии, то ВВП всех остальных членов еврозоны окажется в минусе.
Французская экономика не выросла, итальянская упала на 0,1%, финляндская – на 0,4%, португальская – на 0,7%, нидерландская – на 1,4% и т.д. Большинство европейских экономик не подтвердило ожидаемых положительных прогнозов.
Комментариев нет: