Ослабление рубля ударило по экономике США
С одной стороны резкая девальвация рубля в декабре этого года привела к росту цен на импортные товары, следовательно и к падению покупательной способности национальной валюты. Но с другой стороны, последствия девальвации оборачиваются серьезным падением продаж для крупных иностранных брендов, широко представленных в России.
Так, по мнению Financial Times, падение рубля может нанести серьезный ущерб многим иностранным компаниям и предприятиям. В первую очередь это касается производителей одежды, напитков, сигарет и мебели. Причина очевидна - из-за девальвации рентабельность продаж резко упала. Сильная волатильность рубля вынуждает многие бренды повышать цены или вовсе прекращать торговлю.
По словам издания, наиболее чувствительным сегментом является производство алкогольных и безалкогольных напитков. На долю российского рынка приходится более 30% всего объема продаж таких компаний как Coca-Cola Hellenic (второго по величине дистрибьютора The Coca-Cola Company) и Carlsberg.
Продажи Coca-Cola за 3-й квартал и 9 месяцев снизились на 4,8 и 3,9% соответственно. Выручка за 9 месяцев 2014 года снизилась на 5,6%, или 280 млн. долларов. По мнению аналитиков американского производителя напитков, следующий год также принесет сокращение продаж.
Проблемы с продажами ждут и другую американскую корпорацию - Apple, крупнейшего в мире производителя электроники. Компания была вынуждена поднять в России цены в среднем на 20–25% в зависимости от модели, что тут же остудило пыл фанатов «яблочной» продукции. Также сокращается выручка Cisco Systems - крупнейшего в США производителя сетевого оборудования. Известно, что выручка от продаж в России в 2014 финансовом году упала на 24%.
Не лучше ситуация и у европейских компаний, присутствующих на российском рынке.
Датская пивная компания Carlsberg также заявила о снижении выручки. Из-за образовавшейся курсовой разницы, чистая прибыль компании за год снизилась до 2,1 миллиарда крон (около 350 миллионов долларов). Ранее в компании заявляли, что последствия колебаний валютного курса на один рубль по отношению к доллару могут вылиться в 100 млн. датских крон или 16,3 млн. долларов потерь операционной прибыли.
Начались проблемы со сбытом у крупного француского производителя молочных продуктов Danone, что также негативно отразилось на выручке компании. Это неудивительно, ведь на российский рынок приходится порядка 11% всего объема производства компании.
Один из известнейших в мире производителей мебели, шведская IKEA, в декабре была вынуждена ненадолго приостановить продажи целого ряда наименований товаров в связи ажиотажным спросом, возникшим в преддверии повышения цен. Как сообщалось в компании, «сеть мебельных магазинов в России планирует повысить розничные цены из-за резкого изменения курса рубля, удорожания сырья для мебельного производства и роста транспортных тарифов».
Серьезные трудности испытывают и производители одежды. Например, британская марка модной одежды New Look вынуждена была уйти из страны в ноябре, закрыв 20 магазинов, работавших по системе франшизы. Терпят убытки и такие бренды, как Mothercare, Marks and Spencer, Asos и другие.
Проблемы импортеров уже нашли отражение в таможенной статистике. В январе-октябре 2014 года импорт в целом сократился на 6,2%. Однако наиболее ощутимый спад зафиксирован по итогам ноября, когда курс рубля относительно доллара достиг 49,3 рублей, таким образом потеряв в весе более 30% с начала года. Так, относительно ноября 2013 года импорт России из стран дальнего зарубежья упал на 30,3%.
Импорт алкогольных и безалкогольных напитков упал почти на 29%, а импорт молочных продуктов сократился сразу на 75%. Также резко упали поставки свинины и овощей, на 39,5% и 41% соответственно. Импорт текстильных изделий и обуви сократился на 18%.
Второй по темпам сокращения импорта после продовольственных товаров - стала продукция машиностроения. В частности, импорт средств наземного транспорта упал почти на 43%, летательных аппаратов - на 62%, судов и плавучих средств - на 41%.
Таким образом, иллюзий относительно перспектив следующего года не питает большинство западных компаний, имеющих сильные позиции на российском рынке. Очевидно, что та ценовая политика, которую от них требует девальвация рубля, приведет к резкому падению спроса, а значит и выручки. Пока, конечно, большинство крупных мировых корпораций не спешат покидать рынок России - он всегда был крайне привлекательным из-за своей емкости. Однако шансов удержать занятые ниши, становится все меньше.
Дмитрий Заворотный
Так, по мнению Financial Times, падение рубля может нанести серьезный ущерб многим иностранным компаниям и предприятиям. В первую очередь это касается производителей одежды, напитков, сигарет и мебели. Причина очевидна - из-за девальвации рентабельность продаж резко упала. Сильная волатильность рубля вынуждает многие бренды повышать цены или вовсе прекращать торговлю.
По словам издания, наиболее чувствительным сегментом является производство алкогольных и безалкогольных напитков. На долю российского рынка приходится более 30% всего объема продаж таких компаний как Coca-Cola Hellenic (второго по величине дистрибьютора The Coca-Cola Company) и Carlsberg.
Продажи Coca-Cola за 3-й квартал и 9 месяцев снизились на 4,8 и 3,9% соответственно. Выручка за 9 месяцев 2014 года снизилась на 5,6%, или 280 млн. долларов. По мнению аналитиков американского производителя напитков, следующий год также принесет сокращение продаж.
Проблемы с продажами ждут и другую американскую корпорацию - Apple, крупнейшего в мире производителя электроники. Компания была вынуждена поднять в России цены в среднем на 20–25% в зависимости от модели, что тут же остудило пыл фанатов «яблочной» продукции. Также сокращается выручка Cisco Systems - крупнейшего в США производителя сетевого оборудования. Известно, что выручка от продаж в России в 2014 финансовом году упала на 24%.
Не лучше ситуация и у европейских компаний, присутствующих на российском рынке.
Датская пивная компания Carlsberg также заявила о снижении выручки. Из-за образовавшейся курсовой разницы, чистая прибыль компании за год снизилась до 2,1 миллиарда крон (около 350 миллионов долларов). Ранее в компании заявляли, что последствия колебаний валютного курса на один рубль по отношению к доллару могут вылиться в 100 млн. датских крон или 16,3 млн. долларов потерь операционной прибыли.
Начались проблемы со сбытом у крупного француского производителя молочных продуктов Danone, что также негативно отразилось на выручке компании. Это неудивительно, ведь на российский рынок приходится порядка 11% всего объема производства компании.
Один из известнейших в мире производителей мебели, шведская IKEA, в декабре была вынуждена ненадолго приостановить продажи целого ряда наименований товаров в связи ажиотажным спросом, возникшим в преддверии повышения цен. Как сообщалось в компании, «сеть мебельных магазинов в России планирует повысить розничные цены из-за резкого изменения курса рубля, удорожания сырья для мебельного производства и роста транспортных тарифов».
Серьезные трудности испытывают и производители одежды. Например, британская марка модной одежды New Look вынуждена была уйти из страны в ноябре, закрыв 20 магазинов, работавших по системе франшизы. Терпят убытки и такие бренды, как Mothercare, Marks and Spencer, Asos и другие.
Проблемы импортеров уже нашли отражение в таможенной статистике. В январе-октябре 2014 года импорт в целом сократился на 6,2%. Однако наиболее ощутимый спад зафиксирован по итогам ноября, когда курс рубля относительно доллара достиг 49,3 рублей, таким образом потеряв в весе более 30% с начала года. Так, относительно ноября 2013 года импорт России из стран дальнего зарубежья упал на 30,3%.
Импорт алкогольных и безалкогольных напитков упал почти на 29%, а импорт молочных продуктов сократился сразу на 75%. Также резко упали поставки свинины и овощей, на 39,5% и 41% соответственно. Импорт текстильных изделий и обуви сократился на 18%.
Второй по темпам сокращения импорта после продовольственных товаров - стала продукция машиностроения. В частности, импорт средств наземного транспорта упал почти на 43%, летательных аппаратов - на 62%, судов и плавучих средств - на 41%.
Таким образом, иллюзий относительно перспектив следующего года не питает большинство западных компаний, имеющих сильные позиции на российском рынке. Очевидно, что та ценовая политика, которую от них требует девальвация рубля, приведет к резкому падению спроса, а значит и выручки. Пока, конечно, большинство крупных мировых корпораций не спешат покидать рынок России - он всегда был крайне привлекательным из-за своей емкости. Однако шансов удержать занятые ниши, становится все меньше.
Дмитрий Заворотный
Комментариев нет: