Цели ясны, задачи понятны. Юрий Селиванов

Судя по всему, решение строить российский авианосный флот принято окончательно и бесповоротно


Цели ясны, задачи понятны

Посещение министром обороны РФ Сергеем Шойгу 859-го Центра боевого применения и переучивания летного состава морской авиации в Ейске (Краснодарский край), безусловно – знаковое событие. Во-первых, потому, что министру пустое место не показывают, а это значит, что комплекс находится в высокой степени сдаточной готовности. А во-вторых,  визит первого лица и его широкое освещение в прессе  свидетельствует о наивысшем приоритете данного объекта  в глазах руководства вооруженных сил.

Как известно, единственным предназначением  этого Центра боевого применения является подготовка летчиков палубной авианосной авиации. Между тем, объект аналогичного профиля  — знаменитая «НИТКА» еще с советских времен существует  Крыму. И казалось, что после возвращения Крыма  в Россию, необходимость в строительстве аналогичного комплекса  в Краснодарском крае естественным образом отпадет. Но Крым уже два года в составе РФ, а строительство  в Ейске идет полным ходом и уже близко к своему завершению.

Как доложил главе военного ведомства начальник морской авиации ВМФ России генерал-майор Игорь Кожин, трамплин и разгонный участок взлетного комплекса испытательного учебно-тренировочного комплекса корабельной авиации готовы к сдаче в эксплуатацию. «Строительство трамплина и разгонного участка закончено. Они готовы к сдаче в эксплуатацию. На сегодняшний день готовность аэрофинишеров составляет 90%. Их строительство будет завершено в мае. Весь комплекс будет сдан полностью к концу этого года».

В чем здесь загадка? Зачем России два береговых тренировочных комплекса палубной авиации, при том, что у страны всего один авианосец, да и тот уже 25 лет никак не может выйти из состояния фактически учебного.

  Ответов здесь может быть несколько. Во-первых, авианосец «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов», похоже,  избавился от своих  «детских болезней» и, после основательного ремонта, готов наконец стать полноценным боевым кораблем. Сейчас, насколько известно, он завершает послеремонтные испытания и готовится к дальнему походу. Для обеспечения полноценного ввода в строй этого корабля на крымском тренажере НИТКА уже более полугода идут интенсивные тренировки палубных истребителей и штурмовиков. По всей видимости, командование рассчитывает завершить цикл наземной подготовки пилотов в ближайшее время и переместить палубный авиаполк  на Северный флот, где начнется его боевое слаживание непосредственно с экипажем авианосца.

Таким образом, черноморский тренировочный центр полностью загружен решением текущих задач, которых более чем достаточно с учетом необходимости развернуть подготовку десятков новых пилотов для «Кузнецова».

Но чем тогда предстоит заниматься его  аналогу в  Ейске? И почему министр обороны посчитал необходимым лично проконтролировать его состояние?

В какой-то мере это может быть связано с небезызвестным индийским контрактом, в  рамках которого Россия отремонтировала (фактически построила заново) и поставила Индии авианосец «Адмирал Горшков» (ныне флагман ВМС Индии «Викремадитья»). Авиагруппа этого корабля  состоит, в основном,  из российских палубных истребителей МиГ-29КУБ. Кстати — именно такие самолеты демонстрировались С.Шойгу  в краснодарском центре.

МиГ-29КУБ

Логично допустить, что составной частью данного контракта является не только производство самолетов, но и боевая подготовка их экипажей, которую возможно проводить только  условиях таких высокоспециализированных аэродромов. Которые представляют собой наземные копии полетных палуб авианосцев российского проекта с характерной для них стартовой рампой. Но Индия практически завершила строительство собственного аналогичного комплекса на авиабазе Ханса в штате Гоа. В частности, в марте 2012 года ОАО «Пролетарский завод» отгрузил аэрофинишёры «Светлана-2» по индийскому заказу. В 2012-2013 годах там был построен стартовый блок с трамплином. Таким образом, было бы странно думать, что дорогостоящее строительство нового российского военно-морского комплекса ведется в интересах Индии. Во всяком случае, его главным назначением это точно быть не может.

  Здесь явно просматривается нечто большее и весьма многообещающее. И связанное — это уже несомненно, с планами развития Россией собственного, причем достаточно мощного авианосного флота. Для которого понадобится очень много летчиков, справиться с подготовкой которых один тренажер заведомо не способен. А поскольку этот летный состав,  в достаточном количестве и качестве, должен быть готов не позднее, чем первые российские авианосцы новой постройки сойдут со стапелей, а на подготовку приличного палубного пилота требуются годы, то вывод очевиден – начинать эту подготовку надо уже сегодня, чтобы  в день «Х» полки палубной авиации России сели прямо на палубы новеньких кораблей. И судя по тому, с какой основательностью и предусмотрительностью российское руководство подходит к реализации столь масштабной задачи, может сделать вполне обоснованный вывод – решения в этой области военного строительства приняты окончательные и бесповоротные. Авианосному флоту России быть!

А это означает, ни много ни мало, превращение России  первоклассную океанскую державу, куда более союзопригодную, чем сейчас. Пришла пора сделать адекватные выводы  из англосаксонского опыта мирового господства, которое основано именно на военно-морском превосходстве, позволяющем этой геополитической группировке  контролировать и выстраивать под себя практически весь мир. И совсем не случайно кандидат  в президенты США Хиллари Клинтон буквально вчера хвастливо пообещала, что ни Россия, ни Китай не смогут разрушить ту «мировую систему союзов, которой располагают США». Хиллари явно имела в виду, что прочность этих союзов, больше похожих на глобальную иерархию подчинения во главе с США, опирается на непревзойденную военную, и прежде всего – военно-морскую мощь Запада. А стала быть у России, если она не желает вечно прозябать на обочине этого чужого и враждебного мира, остается только один путь —  эту западную мощь превзойти. Для начала — хотя бы на отдельных, ключевых для нас стратегических направления. А там посмотрим. Лиха беда начало!

Комментариев нет: