У советских режиссеров была одна рамка — не показывать кукиш советскому государству
Так, например, Гарвардский университет включил в рекомендуемый перечень для киноведов 20 советских фильмов. И почему-то в этот список не вошли «шедевры» современной киноиндустрии от Звягинцева, Михалкова и иже с ними.
***
В начале 2016 года высокую оценку советской цензуре дал автор культовой трилогии «Звездные войны» Джордж Лукас. Знаменитый режиссер заявил о том, что советские режиссеры в своей работе имели гораздо больше свободы:
«В мире, в котором мы живем, в той системе, которую мы создали сами для себя, а это большая индустрия, нельзя терять деньги. Смысл в том, что приходится снимать определенное кино. И я всегда говорил тем, кто еще тогда, в СССР, спрашивал меня: «Как, разве вы не рады тому, что живете в Америке?» Я отвечал, что знаю много русских режиссеров, у которых гораздо больше свободы, чем у меня. Все, что они должны делать, — осторожнее критиковать правительство. А так они могут делать все что хотят».
***
То есть, если у советских режиссеров была одна рамка- не показывать кукиш советскому государству, у их западных коллег этих рамок больше и они гораздо жестче. Советская творческая интеллигенция ныла, стонала и проклинала советских рецензентов. Хотя для деятеля культуры высококвалифицированный, честный и справедливый критик — удача и благословение свыше. Драма заключается в том, что только после развала государства стенальщики проявили свою творческую несостоятельность.
***
О действительном положении свободы слова в США на днях заявил другой знаменитый режиссер Оливер Стоун, снявший документальный фильм о разоблачителе Эдварде Сноудоне. Режиссер, столкнувшийся с массой проблем – от подбора артистов до выбора места съемки (съемка проходила за пределами США) в своем интервью признался:
«Нас не покидало ощущение, что нам угрожает опасность, — рассказал Стоун. — Мы не чувствовали себя комфортно в США и поэтому отправились в Германию. Мы не знали, чего можно было ожидать от АНБ. В конечном счете это и привело нас в Мюнхен».
***
Самая же главная жесткая рамка для американской индустрии- обеспечение бесперебойного конвейера. А так как капитализм отказывается развивать человека, следовательно он сворачивает Историю как процесс развития человечества. Когда сворачивается История — исчезает новизна. А раз нет новизны – нет новых сюжетов. Сценарий, сюжет, содержимое фильма подменяется перебором форм: костюмов, грима и спецэффектов. Не зря давно критиками ведется разговор о кризисе оригинальных сценариев. Ведь их не из чего черпать. Да и сам неразвивающийся человек не хочет новых фильмов. Такому зрителю- потребителю хочется оставаться в зоне комфорта, в зоне привычных психологических реакций.
***
Потому Лукас раскритиковал 7 серию «Звездных войн», которая по настоянию компании Walt Disney (хозяин франшизы с 2014 года) стала ретроверсией первого эпизода «Звездные войны: Новая надежда». Сам режиссер стремился сделать фильмы разными, в каждом новом фильме «Звездных войн» вводить новизну и развитие сюжета.
Подытожив можно сказать, что человечество, отказавшееся от коммунизма, как очередного этапа своего развития, отказалось от развития вообще. Последствиями такого отказа становится остановка всех процессов: от экономических до культурных.
Источник
Комментариев нет: