Земля Иуд: Тарас Григорьевич - Орфей, пропивший Эвридику
Вот уже много
десятилетий бедных детей обучают творчеству Тараса Григорьевича
Шевченко. А так как на нынешней Украине из него лепят очередного «героя»
и «борца», то не будем обходить вниманием эту эпическую фигуру.
Особенно в цикле «Земля Иуд». Ведь Иуды могут предавать не только
русский народ и Россию, но и отдельных русских людей, а заодно и русских
Государей. В общем для украинских иуд поле непаханое и незасеянное.
Прекраснейшее исследования этого
«мытця» сделал Олесь Бузина - за что Олеся украинцы ненавидели лютой
ненавистью. Особенно за то, что Олесь Бузина написал чистую правду.
Мало того, что Тарас Григорьевич писал
на русском языке. А что поделаешь, конъюнктура. Клятые москали
предпочитали читать стихи на русском языке. Он ещё и искренне ненавидел
своих заказчиков и тех, кто платил ему деньги, освобождал от
крепостничества, делал любые добрые дела. Потому что украинец - птичка
гордая, как ёжик, не пнёшь, не полетит.
Тарас Григорьевич невероятным образом
мифологизирован. Причём, как ни странно, не только украинскими
националистами, но и советской властью, в рамкам идеологемы «братского
народа». Надо же было прикрыть баловство «братского народа» в виде ОУН,
УПА, Бандеры, Волынской Резни, убийства Ватутина, Хатыни и
многого-многого другого. «Дружбы народов надежный оплот». А уж как
дружили украинские националисты, когда им в руки попадали жиды или
москали!
Тараса Григорьевича даже вознесли на
пьедестал революционного деятеля и зачинателям антицаризма. На самом
деле, виной всему алкоголь - а именно похмелье. Земляк Тараса
Григорьевича полтавчанин Драгоманов откровенно невысоко ценил
мыслительные способности Тараса Григорьевича. И было за что. Всё, на что
хватало в деле теории и идеологии у Тараса Григорьевича - это «добре
острить секиру» и «Царей, кровавых корчмарей, в железо-кандалы закуй, в
глубоком склепе заточи». Впрочем Императрицу Российскую Кобзарь просто
называл «Сука!» - видимо тот период алкогольной абстиненции был особенно
тяжёл, и без надежды на вино для опохмела.
Тарас Григорьевич очень переживал за
страдающий в панщине народ. Освобождение крестьян - это была мечта
Кобзаря. Правда исключительно поэтическая. Потому что когда у него
появилась возможность и средства, чтобы выкупить родных сестёр, то слово
каким-то образом разошлось с делом. И деньги пошли на привычные для
Тараса Григорьевича траты. А сёстры… Ну, родные, а значит поймут. А не
поймут, то и шут с ними. А может быть все деньги пошли на «сокири», о
которых так часто поминал Тарас Григорьевич в строках.
Земляк Драгоманов скептически относился к
походам Тараса Григорьевича в народ, в пропагандистские выступления на
Подоле и под Каневом. Но не сомневался в качестве кабацких речей.
Во хмелю пациент был буен и настроен
решительно и революционно. Мог наброситься на знакомых панов и панночек с
криками «Палачи», «Тираны», «Деспоты». И лить горькие, тяжёлые пьяные
слёзы. Удивительно, но каждый такой перформанс сходил Кобзарю с рук -
просто потому что в минуты пробуждения от пьяного угара Тарас
Григорьевич был милым, скромным, вежливым и услужливым человеком. Любил
пообщаться с сильными мира сего, не смущался просить денег в помощь
человеку искусства, умел льстить, умел найти нужное слово - одного
мастерски облить грязью, другого восхвалить - всё зависело от
конъюнктуры и желания привечающих хозяев.
Каревин отмечал: «Гневные
антикрепостнические тирады в своих произведениях поэт сочетал с весьма
приятным времяпрепровождением в помещичьем обществе, развлекая
крепостников пением, стихами и анекдотами».
Может, потому и не любил панов Тарас
Григорьевич только лишь за то, что не повезло ему самому паном родиться.
Во всяком случае некоторые панские привычки он реализовывал со 100%
эффективностью. Например, дворовых девок в имении Репиных портил, как
заправский барин-производитель.
К слову, Тарас Григорьевич всё же выбился наверх:
«Свидетельство
Из императорской Академии художеств.
Академику ее Тарасу Григорьевичу Шевченко в том, что он удостоен сего
звания бывшим 4-го числа сентября сего 1860 года торжественным годичным
собранием Академии и что по силе всемилостивейше дарованной привилегии
имеет он право на утверждение, по сему званию, в чине титулярного
советника. Вследствие чего и дано ему, г. Шевченко, сие свидетельство,
для предъявления полицейскому начальству во время проживания на
квартирах в С.-Петербурге. Ноября 5 дня 1860 года.
Конференц-секретарь
Производитель дел В. Зворский"
Звание крутое - по-другому и не скажешь.
Практически капитан, если в военном ранге, и камер-юнкер, если в
придворном житие-бытие. В общем, с кем боролся, тем и стал. И стремился к
этому - многие-многие годы. По сути, он стал равен уже покойному
Александру Пушкину, потомственному дворянину. Вот такие вот вертикальные
социальные лифты были в России.
Впрочем, добра в свою честь Тарас
Григорьевич не любил. То ли брезговал, то ли модной мизантропией
баловался. То ли пьяным угаром жил.
Василий Андреевич Жуковский, талантливый
и добрый человек, удостоился от Тараса Григорьевича «тупорылый
виршемаз». И слова ж какие нашёл.
Напомним эту поучительную историю.
Чудесным летом 1836 года Тараса Григорьевича увидел молодой украинский
художник Иван Сошенко. Ему так понравился Кобзарь и его талант, что он
приложил все силы, чтобы ему помочь. Иван Сошенко познакомил Тараса с
Карлом Брюлловым. Друзья стали думать, как освободить Шевченко из
крепостничества. И наконец, Брюллов решил нарисовать портрет поэта и
воспитателя наследника российского престола Василия Жуковского, который
затем разыграли в лотерею. И на деньги, полученные за продажу портрета,
Тарас Григорьевич Шевченко и был отпущен из крепостных.
Как он оценил Жуковского мы уже
отметили. Теперь очередь за Иваном Сошенко. Дело в том, что Иван
позволил Тарасу пожить первое время на своей съёмной кваритире. Вместе
работали. Вместе рисовали с натуры. Натурщицей для обоих художников была
невеста Ивана Мария-Амелия.
Однажды, Иван Сошенко вознамерился
сделать предложение руки и сердце Марии по всей форме. И вернувшись
домой застал оригинальнейшую картину. Нет, как и полагалось натурщице,
Мария-Амелия была обнажена. Но видеть Иван мог только её руки, ноги, и
малую часть тела. Потому что сверху находился Тарас Григорьевич, активно
обучая невесту друга искусству Амура. На этом и завершилась дружба
Ивана и Тараса.
В принципе, досталось всем, кто участвовал в освобождение Тараса из крепостных.
Известно, что императрица Александра
Фёдоровна была красивой и кроткой женщиной. Много делала для бедных.
Императрица занималась благотворительностью в России, как никто другой.
Она тратила более половины личных сумм на дела милосердные.
И когда происходил аукцион произведения
Брюллова, средства с которого и выкупили Тараса Григорьевича,
императрица Александра Фёдоровна выделила личных 400 рублей, а её дети
по 300 рублей.
К сожалению, императрица обладала очень
нежным психическим здоровьем. И после событий на Сенатской площади, у
неё развился нервный тик, также Александра Фёдоровна сильно исхудала.
Шевченко не мог не отблагодарить за помощь императрицу. И написал в её честь строки:
«…Цариця небога,
Мов опеньок засушений,
Тонка, довгонога,
Та ще на лихо, сердешне,
Хита головою…"
Мов опеньок засушений,
Тонка, довгонога,
Та ще на лихо, сердешне,
Хита головою…"
В общем, не поскупился на слова Тарас Григорьевич. Отблагодарил.
Тарас Григорьевич не оценил и милосердие
государя, когда тот за такие строки всего лишь отправил его в Орскую
Крепость, где у юного Кобзаря был шанс выслужить чин офицера. Если бы
так беспробудно не пил, то, возможно, бы и выслужил. И даже когда его
вернули целого и невредимого к гражданской жизни, добра он не оценил.
Такие настоящие герои и идолы Украины,
земли Иуд. Единственное, странно, что мы постоянно удивляемся очередным
проявлениям истинного характера «братского народа».
Пора бы уже привыкнуть. И не удивляться раз за разом.
Комментариев нет: