«Позднее зажигание» украинской элиты. Юрий Селиванов
Причиной трагедии этой страны стала, не в последнюю очередь, интеллектуальная слабость местной эрзац-элиты и её неспособность к адекватному восприятию действительности и предвидению событий
Руководитель Украинского еврейского комитета Эдуард Долинский осудил принятое горсоветом города Киева решение о переименовании проспекта Ватутина в проспект Шухевича и назвал его национальным позором.
«Можно ли измерить глубину морального падения? Это нелегко, но есть случаи, когда это падение настолько глубоко, что измерению не подлежит. Решение Киеврады о переименовании улицы Ватутина в честь нацистского офицера Шухевича, на руках которого кровь десятков тысяч украинцев, евреев и поляков, — именно такой случай глубочайшего морального падения, вопиющего цинизма и человеческой подлости», — написал глава еврейского комитета.
С такой оценкой, разумеется, невозможно не согласиться. Тем более, надо отдать должное тому, кто её озвучил сегодня, потому что, в нынешней обстановке на Украине, это может быть смертельно опасно.
Тем не менее, у меня, как человека, хорошо знакомого с предысторией данной темы, есть повод обратиться к уважаемому г-ну Долинскому с отнюдь непраздным вопросом. Где был он и его коллеги из того же еврейского комитета примерно 20 лет назад, когда в Одессе, с ведома их соплеменника и тогдашнего мэра города Эдуарда Гурвица, возникла точно такая же топонимическая мерзость – переулок Романа Шухевича? Возможно, что сам Долинский в ту далекую пору еще под стол пешком ходил и не интересовался подобными вещами. Но ведь еврейский комитет Украины был и тогда! Так вот – я не помню, что кто-нибудь из его тогдашнего состава хотя бы пикнул на эту тему.
Да и вообще, кроме считаных одесситов, которые не стерпели и возвысили свой голос против такого кощунства, всем было сугубо параллельно, кто и как в Одессе обзывает улицы. Естественно, что Гурвиц «положил с прибором» на эти дохленькие протесты и переулок в честь гауптштурмфюрера СС Шухевича – кровавого палача советских людей, в том числе и украинских евреев, просуществовал ровно до того момента, пока этот «позор еврейского народа» не покинул пост мэра.
Увы, но мой вопрос имеет не только историко-архивный подтекст. Подобное «толерантное» отношение к нацистскому прошлому и к его современным последователям стало в те годы едва ли не повсеместным. Переименование одесской улицы в честь гитлеровского прихвостня многим показалось просто забавным курьезом. Неонацистские «поезда дружбы» и марши понаехавших с Галичины бандерлогов воспринимались с легким недоумением. Типа – что за придурки тут шастают? Осквернение памятников жертвам нацизма и советским воинам-освободителям, то есть то, за что, в нормальной стране пришлось бы мотать немалый срок, рассматривалось властями как мелкое хулиганство, достойное, разве что, разъяснительной беседы в стиле «Ах ты шалунишка!».
И даже когда обнаглевшая от полной вседозволенности и безнаказанности нацистская сволочь принялась натурально штурмовать и громить местные горсоветы, ни верховные киевские власти, ни вся так называемая «прогрессивная общественность» и пальцем не пошевелили для того, чтобы это остановить. Ни одного судебного приговора нацистам за разбойные нападения на органы власти, принявшие при Януковиче систематический характер, так и не было вынесено.
Конечно, в украинских верхах были и откровенные мерзавцы — пособники будущего нацистского переворота. Но было, увы, и много таких, кто элементарно не придавал должного значения происходящему. Где в это время был тот же самый Украинский еврейский комитет? Который сейчас, когда уже явно «поздно пить боржоми», криком кричит о национальной катастрофе.
Когда мы, журналисты одесского телеканала «Академия», в течение многих лет, задолго до киевского мятежа, предупреждали о неизбежности такого финала, называя безнаказанность и попустительство в отношении нацистских бесов прямой провокацией и побуждением их на захват власти, на нас смотрели как на чудаков-фантазеров. И в лучшем случае обращали на нас внимание, чтобы призвать «не нагнетать обстановку». Мол, всё идет хорошо, серьезной угрозы нет и вообще – «все учтено могучим ураганом».
Так вот я и хочу спросить: если мы — на телеканале «Академия», да и не только мы, но и многие рядовые, образованные и интеллектуально развитые одесситы, видели всё, что случится с Украиной на десять лет вперед, в отличие от тех тормозов и недотеп, которые только сегодня опомнились и начинают вещать о национальной катастрофе, то, может быть, дело в том, что не те люди всё это время сидели в Киеве? И не только в Киеве.
Один такой же тормозной одесский «мыслитель» в своё время предъявил мне претензию, что я, мол, слишком рано покинул Украину — сразу после нацистского переворота, не дождавшись кровавых событий в Одессе 2 мая 2014 года. Вот если бы после них, тогда всё стало бы понятно и меня бы никто не осудил. На что я, помнится, ответил ему грубо, но искренне: если ты такой непроходимый болван, что не в состоянии был понять, что к власти на Украине пришли нацисты, до тех пор, пока тебе не предъявили гору трупов с Куликова поля, то не надо претендовать на то, чтобы и все остальные были такими же тупыми.
Так вот, мораль всего вышесказанного очень проста. И состоит в том, что любой страной, в том числе и Украиной, всегда должны управлять достаточно адекватные люди, способные осознавать реальность чуть раньше, чем через десять-пятнадцать лет. Потому что за это время пока они будут тупить, с их страной может случиться такое, что никакое осознание уже не поможет. Что, собственно, и случилось с Украиной.
Комментариев нет: