Выдыхай, Туполев, выдыхай!

Иногда конструктору Туполеву доставляли новые экспериментальные вещества, и тогда с его кульмана сходили машины, впечатлявшие весь мир. Конструкторы Боинга и Локхида бились в конвульсиях, убеленные сединами члены Политбюро хватались за валидол, летчики занимали очередь к батюшке на исповедь, а их жены начинали превентивно рыдать.

Один из таких самолетов вы видите на иллюстрации. Самолет был нелюбим экипажами, и его карьера была полна аварий — тем не менее их построили 311 штук и вовсю пугали ими Запад.

Это пресловутая машина «105», она же изделие «А», она же изделие «Ю», она же по классификации НАТО — Blinder (что перевождится как «слепой, пьяный, ослепший, действующий вслепую»). Для всего советского народа, впрочем, этот самолет назывался Ту-22.

Ту-22 был самым аварийным самолётом советских ВВС: уже к 1975 году разбилось около 70 машин (20% парка). Причем отдельным гениальным решением конструктора являлось «спасение» летчиков методом сбрасывания их вниз вместе с креслом — вместо бомб. По понятной причине при такой схеме уцелеть можно было надеяться лишь при полете на достаточно большой высоте. Что получалось не всегда. Однако упорные коммунисты продолжали заставлять летчиков летать на этих чудо-самолетах — последние Ту-22 были сняты с вооружения ВВС РФ и ВМФ России лишь после распада СССР, в 1990-е годы.

В ВВС СССР самолет имел прозвище «Людоед» (за высокую аварийность). Иногда упоминаются прозвища «Стратегический дефектоносец» и «Сверхзвуковой спиртовоз». Все двигатели, установленные на самолёте, отличались сильным дымным выхлопом — поэтому самолет называли «двухтрубный крейсер» и «наш паровоз» (который вперед летит, в коммуне остановка). Чтобы вы могли представить себе размеры этого агрегата — вот вам фото:

Потом вещества у Туполева кончились, он ужаснулся — и сделал нормальный бомбардировщик Ту-22М, который с этим не имеет ничего общего. Но это уже совсем другая история…
 
Источник

Комментариев нет: