Почему Гаагский трибунал закрыт с позором

В Гааге 21 декабря стал частью европейской истории Международный трибунал по бывшей Югославии. И частью довольно позорной. На территории парламента Нидерландов, в присутствии генсека ООН Антониу Гутерреша и голландского монарха Виллема-Александра пройдет торжественная церемония закрытия этого международного «органа устрашения».

Юридическая машина, созданная, как тогда считали, на довольно короткий срок, расследовала военные преступления, совершенные на Балканах. Но свое правосудие трибунал вершил без малого четверть века, с 1 января 1991 года. Среди целей МТБЮ было указано предотвращение новых преступлений и восстановление мира в регионе.

Остановила ли работа трибунала продолжение конфликта на Балканах? Ответ однозначный - нет. Начавшиеся в 1990-х процессы продлились вплоть до 2008 года, когда непризнанное Косово провозгласило свою независимость от Сербии.

Конечно, в Европе миссию трибунала считают «успешно выполненной». Однако в Сербии и России уверены - это был орган устрашения и наказания. За 24 года работы было исписано два с половиной миллиона страниц стенограмм допросов. Осужден за это время 161 человек. В общей сложности трибунал приговорил сербских военных к 1000 годам тюремного заключения.

Счастливым исключением стал лидер Сербской радикальной партии (СРП) Воислав Шешель - в марте 2016 года он был полностью оправдан. Однако в ожидании вердикта политик провел в следственном изоляторе Гааги почти 12 лет..

Последними из вынесенных вердиктов были приговоры Ратко Младичу и Ядранко Прличу. На этом моменте, как заявил 6 декабря председатель трибунала Кармел Агиус на заседании Совбеза ООН, международный судебный орган счел свою миссию выполненной.

История трибунала завершается, но память о себе он оставляет весьма неоднозначную. Прежде всего, осталось ощущение его полной несправедливости и исключительного лицемерия. Зато двойные стандарты Запада в очередной раз проявились в полной мере.

Самоубийство на судебном заседании Слободана Праляка и совершенное равнодушие судьи - лишь последняя иллюстрация того, чем запомнится этот суд для всех.

Праляк так и не смог добиться в Гааге справедливости. И смерть его - далеко не единственная: самоубийства важных свидетелей в тюрьме трибунала происходили неоднократно. А расследования этих самоубийств практически не велись.

Широко применялись пытки, как, например, в отношении Здравко Толимира, генерала Армии Республики Сербской, в камере которого включали свет и сирену 48 раз в сутки. Некоторых залечивали до смерти тюремные медики.

Ограничение доступа врачей к престарелым подсудимым - системная проблема Гааги. Самого известного узника, Слободана Милошевича, трибунал, по сути, убил. С февраля 2002-го по март 2006-го судебный процесс прерывался 22 раза из-за плохого состояния здоровья бывшего югославского лидера. Тюремный кардиолог назначил лечение, которое, скорее, убивало, чем помогало.

В результате 11 марта 2006 года Слободан Милошевич скончался от сердечного приступа. Дело закрыли в связи со смертью обвиняемого. За шесть дней до этого в камере был найден мертвым президент Республики Сербская Краина Милан Бабич.

Интересно, что Международный трибунал даже не пытался расследовать правомерность действий НАТО. Как мы помним, начиная бомбардировки Югославии, альянс даже на пытался получить мандат ООН на проведение операции, что неудивительно: по мнению многих наблюдателей, эти бомбежки мало напоминали миротворческую миссию.

Вместо этого трибунал сконцентрировался на преследовании только одной стороны югославского конфликта - сербской. При этом юристы отмечают, что полномочия Совбеза ООН, создавшего трибунал, не распространяются на частных лиц, даже если речь идёт о военных преступлениях.

Согласно принципам международного сотрудничества в отношении лиц, виновных в совершении военных преступлений, «каждое государство обладает правом судить своих собственных граждан за военные преступления или преступления против человечества.

Однако только в 2005 году МТБЮ согласился передать часть дел судам Боснии и Герцеговины, в то же время Сербия и Черногория были этого права лишены.

Таким образом, трибунал, создание которого можно назвать и правильным, и логичным, в конце концов, превратился в исключительно политический инструмент. При этом удовлетворения не получила ни одна из сторон конфликта. Самоубийство хорватского генерала Праляка во время заседания трибунала стала трагической нотой завершения его работы. Эксперты уже заговорили о том, что теперь впору собирать новый суд - теперь для разбора действий самого трибунала.

Профессор МГИМО, политолог Елена Пономарева дала такую оценку работе МТБЮ: «Во всех анонсах говорят о «торжественной церемонии» закрытия МТБЮ, но на самом деле трибунал закрывается с позором, оставшись в истории как судилище фактически над одними народом».

Напомним, 24 марта 1999 года страны НАТО начали вооруженную агрессию против Югославии. Операция НАТО «Союзная сила» была проведена в нарушение международного права. Ущерб военной и гражданской инфраструктуре оказался настолько велик, что Сербия даже спустя 18 лет не оправилась от бомбардировок.

Весной 1999 года натовские самолёты и артиллерийские орудия поразили около 900 целей на территории Сербии и Черногории, сбросив 21 тыс. тонн взрывчатых устройств, в том числе боеприпасы с радиоактивными примесями (обедненный уран U 238).

Американскими ВВС еще в первые дни были уничтожены до 70% средств ПВО, поражены ключевые военные объекты. Альянс НАТО провел военную операцию без санкции Совета Безопасности ООН и одобрения официального правительства Югославии. Соответственно, подобные действия нельзя трактовать иначе как интервенцию и агрессию против суверенного государства.

Второй этап операции предполагал уничтожение военной инфраструктуры Югославии (скопления войск и техники, командные пункты, оборонные предприятия). При этом бомбардировкам подвергались предприятия гражданской промышленности, аэропорты, мосты, жилые дома, школы и детские сады.

Бомбардировки серьезно повредили около 200 гражданских предприятий: химические фабрики, нефтеперерабатывающие и машиностроительные заводы. Общий ущерб от операции «Союзная сила» составил, по разным подсчётам, от $30 млрд до $100 млрд.

Точно такая же ситуация могла произойти в любой точке Земли, которую США сочли бы сферой своих интересов. По сути, события в Югославии предвосхитили действия американцев в Ливии и Сирии. В столице Косова Приштине о соседях-сербах даже памяти не осталось. На границе, на каждой автозаправке рядом с косовским флагом обязательно висит американский. Косовские албанцы разместили у себя крупнейшую в Европе американскую военную базу, ради которой, собственно, все и затевалось.

via


Комментариев нет: