Передовая американская гаубица М777

Недавно в США была испытана на полигоне модифицированная гаубица M777A2.
Вот интересно — все ли понимают, что такое «гаубица М777»?
Я вам приподниму веки — это вот такая вот буксируемая хрень на колёсиках:
 Имеет несколько вариантов:
M777 — с оптическим управлением огня (то есть без электроники, с тупым оптическим прицелом, как во времена WW2, и с ручными приводами наведения от пяти негров). Именно эта версия весит 4218 кг.
M777A1 — добавлен источник питания, система GPS, радиосвязь, дисплей и автоматизировано складывание-раскладывание лафета. Орудие существенно потяжелело.
M777A2 — это та же А1, но с обновленным программным обеспечением. Добавлен Enhanced Portable Inductive Artillery Fuze Setter (установщик электронного взрывателя) для использования боеприпасов «Экскалибур».
Теоретически существует в виде прототипа M777ER — экспериментальная версия с удлинённым стволом 52 калибра (+1.8 м) и с увеличенным весом (+450 кг к массе версии А2). Дальность стрельбы реактивным снарядом увеличена до 70 км.
Производится, естественно, не в США — делающая её компания BAE Systems мелкобританская, а сборку орудий уже несколько лет как производят в Индии (хотя конечно, в рамках делания америкашки грейтовой эгегейн могут начать крутить гайки и где-нибудь в Техасе). При этом системы перезарядки и гашения отдачи, а также титановые стволы гаубиц по-прежнему поставляются из Великобритании с завода BAE Systems, расположенного в Барроу-ин-Фернесс.
Главное достоинство этой хрени в том, что ее масса составляет 4218 килограммов в самой пустой версии — это позволяет поднять орудие на тросе убогим американским вертолетам, вроде Чинука и конвертоплана Оспри, и возить в самолёте С-130. Такой вес достигается широким использованием в конструкции титана — соответственно ценник у М777 заоблачный (около 4 миллионов долларов в ценах 2017 года).
А вот дальше начинается грустное. Скорострельность М777 составляет всего 2 выстрела в минуту — поскольку всё обслуживание гаубицы производится ВРУЧНУЮ. Здоровенные нигеры банниками заталкивают в ствол снаряд, потом заряды, вручную закрывают архаичный поршневой затвор, и так далее.

Как видите, всё происходит медленно и печально. И это еще на видео возня прилично подсокращена.
Не, в теории в течении очень короткого времени, буквально десяти выстрелов, и при условии, что ствол орудия находится почти горизонтально, тренированные негры могут довести скорострельность до 4-5 выстрелов в минуту. Но так они будут стрелять, только если на позицию орудий выкатят танки. В нормальном режиме, при стрельбе с закрытой позиции, скорострельность не превышает 2 выстрелов в минуту.
Для справки — типичная для армии РФ самоходная гаубица 2С19 «Мста-С» имеет скорострельность 8 выстрелов в минуту, модификация 2С19М — 10 выстрелов в минуту. То есть одно русское орудие по огневой производительности аналогично 4 или 5 американским М777.
Кроме того, гаубица М777 имеет крайне ограниченный горизонтальный угол обстрела, всего +/-29 градусов. Если надо больше — гаубицу приходится сворачивать и вручную переставлять в новое положение. Это сильно ограничивает маневр огнём по фронту.
Ну и фатальный недостаток всех буксируемых систем — низкая мобильность, и потому уязвимость для контрбатарейной борьбы — присущ и системе М777. BAE Systems попыталась решить эту проблему, создав уродца, называемого «САУ M777 Portee System». Он выглядит вот так:

Внимательные люди уже догадались, в чем тут прикол. Да-да — это всё та же буксируемая М777, которой придали специальный тягач.

То есть чтобы стрелять — обычное буксируемое орудие М777 выгружают гидравликой с тягача на грунт и разворачивают. Чтобы уехать — его сворачивают и затягивают обратно на спину тягача, и только после этого можно уехать. В чем же профит? А в том, что на собственных колёсиках скорость буксирования М777 ничтожна и сопоставима со скоростью бегущего пехотинца (эти колёсики вообще предназначены в основном для перекатывания орудия вручную при погрузке в самолет или при ориентации на позиции) — а на спине Portee System уже можно втопить и разогнаться до 60 кмч по хорошему шоссе.
Кстати, мало кто знает, что у буксируемой системы М777 боевой расчет включает в себя аж 8 человек. Иначе ее просто невозможно развернуть и свернуть. Использование механизированной выгрузки с Portee System и сервоприводов для развертывания позволяет уменьшить расчет до 5 человек.
Российская буксируемая гаубица 2А65 «Мста-Б» весит 7 тонн — но зато позволяет буксирование на собственных колесах со скоростью до 80 кмч (КамАЗ 63501АТ 8×8 именно с такой скоростью ее и возит). Причем скорострельность буксируемой 2А65 «Мста-Б» достигает 7 выстрелов/мин даже при стрельбе с закрытых позиций — благодаря широкой механизации и автоматизации систем, работающей от энергии отдачи ствола. Да и затвор там клиновой автоматический.
При этом буксируемая 2А65 «Мста-Б» считается в армии РФ устаревшей и активно выводится на хранение, заменяясь на самоходные системы.
В качестве итога нашего обзора вундерваффе-гаубицы М777 могу сказать, что эта система прекрасно подходит для очень узкой задачи — неторопливо обстреливать папуасов, не имеющих своей артиллерии, сидя на заднице в опорном пункте. Именно для такого использования в составе «экспедиционных сил умиротворения» ее BAE Systems и разрабатывало.
При столкновении с врагом, имеющим собственную артиллерию современного класса (например, с народной милицией ДНР-ЛНР) — система М777 будет нести совершенно непропорциональные потери. После первых же выстрелов еще до того, как американские снаряды долетят до цели, радары контрбатарейной борьбы выдадут точные координаты орудий, после чего примерно через полторы минуты заревут системы РСЗО БМ-21 «Град» — у них дальность стрельбы 40 км, и от батареи М777 останется только перепаханная земля и раскуроченные тягачи и орудия.
Именно поэтому армия РФ и переходит на самоходные артсистемы с дистанционной выдачей целеуказания, которые должны за 1 минуту выпустить по 10 снарядов на ствол и сразу уехать с позиции. Кто задержался — тот труп.




Комментариев нет: