Российские учёные испытали
систему охлаждения двигателя, который позволит космическим кораблям за
30-40 дней добраться до Марса, а затем (за те же месяц-полтора обратного
полёта) и благополучно вернуться, в то время как полёт с использованием
современных двигателей может занять полтора года без возможности
вернуться.
Охладить
реактор в несколько мегаватт в космосе - это сложная инженерная задача и
похоже её решили. Работы над проектом в России ведутся уже давно - с
2010 года. Американцы только в этом году озаботились подобным.
Если
это устройство доделают (а изготовить его "в металле" российские учёные
планируют уже в 2019-20 г.г., а затем и испытательный полёт провести),
то это будет сравни полёту Гагарина, а может даже и круче.
ЯЭДУ в составе Транспортно-энергетического модуля
С физической точки зрения ЯЭДУ — компактный газоохлаждаемый реактор на быстрых нейтронах.
Фокус
тут в скорости вылета рабочего тела, которая на порядки выше скорости
истечения газов химических двигателей. Соответственно, рабочего тела для
тех же целей нужно на порядки меньше. И удельный импульс, за проценты
которого бьются разработчики химических двигателей, у ЯЭДУ выше на
порядки.
Топливом будет служить карбонитрид урана с на 20% более
высокой, чем в обычных реакторах, степенью обогащения изотопом U-235. В
качестве теплоносителя выступает гелий-ксеноновая смесь, нагревающаяся в
ходе работы до полутора тысяч градусов (в наиболее распространённых
«стационарных» реакторах ВВЭР-1000 эту роль играет обычная вода,
нагревающаяся до 200–300 градусов).
Достоинство
ЯЭДУ - очень высокий ресурс двигателя и большой межремонтный интервал,
возможность 10-летней эксплуатации. Разовое включение при придании
ускорения может быть длительным, что в конечном счёте позволит летать
быстро. Ионный двигатель, получающий энергию от ядерного реактора, будет
работать всё время полёта – в первой его половине разгоняя корабль, во
второй – тормозя его.
Плюс космический корабль с такими
двигателями будет иметь способность маневрировать и ускоряться, в
отличие от прочих установок, способных лишь разогнать, а дальше
двигаться по заданной траектории.
П.С.
Кому
интересно, наш инженер в серии видео рассказывает о проекте и его
конкурентах в США, который признали слишком дорогим. Рассказывается
предполагаемый принцип работы и преимущества, сложности и прочее.
А тут о том, как отводить тепло в вакууме, то, что сейчас решали российские инженеры.
Комментариев нет: