вторник, 1 января 2019 г.

Золотой рояль вместо справедливости

По Великобритании сейчас катится волна лёгкого офонарения, вызванная рождественским поздравлением королевы Елизаветы II. Её величество возникло на экране на фоне нестерпимо сияющего золотого рояля в инкрустациях, чтобы пожелать подданным здоровья и счастья. Подданные и так знали, что старушка не бедствует – но столь рэперская демонстрация зажиточности и успешности несколько выбила их из колеи.

По сути та же проблема была внятно обозначена и в России, где несколько карьер в минувшем году лопнули к чортовой матери из-за внезапного прорыва искренности. Началось всё с графини Леруа де Мерлен, а завершилось девушкой-из-приличной-семьи Глацких, ляпнувшей про «государство не просило вас рожать» (на самом деле просило, просто девушка искренне считала иначе). За Глацких местная власть сражалась как львица за детёныша – но девушка стала слишком токсичной и нарицательной, чтобы её можно было спасти.

Сейчас, согласно компетентным слухам, на местном и федеральном уровнях спешно создаются какие-то структурки по обучению чиновников сидеть тихо и говорить правильно – но есть основания полагать, что эффективность их будет не слишком высока. По причине того, что язык, на котором власть могла бы приемлемо объяснить созданный в России социальный строй, пока не выработан.

То есть сам строй есть – а языка его описания пока нет. На деле общество снизу доверху пользуется языком-химерой (в классическом смысле этого слова), собранном из советских формулировок, постсоветского говорка понятий, заимствованного англопюка нулевых и пр. Проблема в том, что за каждым из этих элементов стоит специальное мировоззрение, во многом исключающее другие – и ни одно из них не соответствует в достаточной мере заоконной реальности. Смотреть на сегодняшний «мир России» глазами советского бамовца, или братка 90-х, или эффективного манагера эпохи «глобал рашнз» – значит разными путями идти на неразрешимый лобовой конфликт с реальностью.

Строго говоря, именно этот конфликт мы и наблюдаем на множестве ветвей социального баобаба: пафосно прощаются с Родиной эффективные манагеры, негодует из колонии сидящий на широкую ногу бандит, падают со свистом девушки-из-хороших-семей, отказываются платить налоги «граждане СССР» – и все они искренне считают, что правы.

У нас, кстати, не сформулировано и отношение к предпринимательству. По факту можно констатировать, что в смысловом пространстве моральный статус предпринимателя зависит от того, конфликтует он с государством или нет. Если нет – то он коррупционэр и соучастник ограбления граждан, даже если владеет сетью кофейных автоматов. Если конфликтует – то он автоматически перемещается в разряд стенающих под коррумпированным гнётом.

При этом необходимо помнить, что на вопрос «почему учительница получает в N раз меньше пиарщицы» эмоционально убедительного ответа не существует вообще. Признаться в том, что жизнь устроена несправедливо в принципе – для всякой власти значит расписаться в своей неспособности обеспечить справедливость. Это очень, очень плохой выбор.

У нас не сформулировано отношение к роскоши. Чиновники любят зажечь ничуть не меньше честного обывателя, но официально положено делать вид, что обыватель является носителем гражданских и бытовых добродетелей, а если и стремится к роскоши – то, в отличие от чиновника, который есть вор и коррупционэр, делает это строго с белой получки и никого не коррумпируя.

Говоря проще, у нас не сформулировано и не закреплено в смысловом пространстве отношение к неравенству и тому, как оно связано со справедливостью. Из-за чего и то, и другое остаётся материалом для бесконечных спекуляций, лицемерия и кликушества (что снизу вверх, что сверху вниз). Всё это было бы терпимо в обстановке всеобщего роста благосостояния и увеличения числа ништяков для граждан – но в ситуации экономической болтанки несёт риск.

Между тем задача государства – не построить рай на земле, а не допустить ада. Но этого никто не желает понимать.



Комментариев нет :

Отправить комментарий