Как знания отучают мыслить

К вопросу о современной системе образования. Вот что задали по истории девочке 12 лет учить на лето (это лишь небольшой кусочек, там такого на много страниц):


Народ в соцсетях катит бочку на ЕГЭ, а между тем это типичный подход позднего советского «образования» — загаживать мозг ребенка бессмысленными «фактами».

Дату, когда какой-то князёк получил ярлык на княжение, или когда начали строить какой-то собор, даже я не знаю (и знать не хочу). А зачем это знать подростку — ума не приложу. Ну разве что для отгадывания кроссвордов, хахаха.

Имеет смысл объяснять маленькому человеку исторические тенденции. Типа:

«В так называемые тёмные века при общей деградации европейской политической системы бурно развивалась экономика. Появился железный отвальный плуг, внедрялись новые сельскохозяйственные культуры. Что позволило значительно увеличить плотность населения Европы и подготовить предпосылки к росту городов. В которых в недрах феодализма вызрели капиталистические отношения.»

Это нужно, чтобы человек начинал видеть причинно-следственные связи. Что из чего появлялось, и почему нельзя было построить Т-34 на средневековой мануфактуре. А даты там нахрен не нужны, кроме самых ключевых для нашей страны. Например, 1612 и 1812 год.

Но целая куча народу, травмированная советской школой, до сих пор уверена в обратном:

    Девочка в том возрасте когда данные только развивают. Так что чем больше будет заучивать тем лучше будет память. А это интеллектуальное развитие.

На самом деле всё наоборот. Я видел множество людей, башка которых забита цифрами и фактами — и при этом они натуральные кретины, их интеллект абсолютно беспомощен.

Как говорил наш математик (кстати, выдающийся учитель) — девочки-зубрилки, конечно, всё заучат, и формулы, и теоремы. Но думать они не могут. Умение думать — совершенно отдельное от зазубривания фактов и формул, оно требует понимания логических взаимосвязей и особого склада ума, плохо сочетающегося с зубрением. Из всего класса на 35 человек таких ребят — два человека, ну с натяжкой трое. И с заучиванием у них у всех — проблемы, потому что голова устроена под другое.

Так вот — зазубривание большого количества фактов убивает способность думать. Это давно подметили, и в СССР широко использовали. Вы думаете — зачем солдат в Советской Армии заставляли заучивать устав караульной службы наизусть, слово в слово? Для того, чтобы солдат перестал думать.

Для этого же детей в школе заставляли зубрить стихотворения, никому не нужные даты древних исторических событий в микенском царстве, формулы суммы рядов и так далее. Чтобы не думали. А то еще додумаются, что коммунизм — это бред, и успехи соцсоревнования в газетах — ложь, причем неправдоподобная ложь. Пусть лучше учат, когда там князь Миндовг встретил крестоносцев под Шауляем.

Данные НЕ РАЗВИВАЮТ умение мыслить. Запоминание данных развивает память — и больше ничего. При этом нейронные узлы в мозгу, которые могли бы использоваться для анализа и синтеза — изменяются, становясь хранилищем информации, которая никогда тебе не потребуется. Человек тупеет — при этом думая, что «много знает».

Этим и обусловлен феномен «советской образованщины». Фактов выучили много, а как попытаются думать — так хоть святых выноси. Хуже того — зубрилки оказались не в состоянии правильно применять даже те факты и шаблоны, что вызубрили. Потому что они не понимают границы их применимости, и уж тем более не могут осознать, чем эти границы обусловлены — думать-то их не научили, научили только запоминать и барабанить слово в слово.

Чем больше советские школы и институты выпускали зубрилок с красными дипломами — тем в более глубокий анус проваливались советские наука и техника. Провал за провалом — пока не докатились до парапсихологии, заряжания воды перед телевизором и нанофильтров академика Петрика.

Ровно так же рухнула и идеология. Заучивать работы Ленина и Прежнева научили — понимать смысл и логику в этих текстах не научили. Причем сознательно заменили понимание зазубриванием — а то еще чего доброго додумаются до чего-то, отличного от высочайше установленной линии партии (выдуманной десятком старых маразматиков в промежутках между попойками). Общество и мир менялись — а идеологи наизусть зубрили работы, написанные для совершенно другой страны и мира в других условиях.

Неудивительно, что всё закончилось крахом. Когнитивный диссонанс (в газетах сплошные успехи и перевыполнения, а на прилавках пусто) разорвал мозг людям, глубоко травмировал их психику — от этого и массовые психозы в миллионных демонстрациях, «Ельцин наш президент» и вот это всё.

Зато советский интеллигент лучше всех в мире умеет отгадывать кроссворды. Автомобиль не может спроектировать, чтобы не наделать в нем совершенно идиотских ошибок, каких уже в середине века конструкторы не допускали — но кроссворды решает прекрасно. Отсутствие мыслей заменено изобилием заученных фактов — и человек искренне уверен в своём самом лучшем в мире образовании. Ненуачо, диплом-то вот он!

Комментариев нет: