Капитализм значит «качество»

Вопрос: Разве может капиталист думать о качестве? Ему же надо делать деньги!
Ответ: Собственно, именно капиталист и может позволить себе думать о качестве, причём по двум причинам.

Во-первых, рыночная конкуренция заставляет всех работать хорошо. Фирма, которая делает на станке три плохих детали за смену, проигрывает фирме, которая делает на таком же станке две хороших деталей за смену. Делать качественно зачастую выгодно.

Во-вторых, здоровый капитализм внушает людям уважение к себе и к своему труду. Владелец небольшой мастерской по производству зонтов ни от кого не зависит. Сам он выпускать плохие зонты не захочет, а надавить сверху и приказать «гнать план» ему никто не может, так как он сам себе хозяин.

Другой вопрос, что далеко не все капиталисты хотят думать о качестве — многих интересуют просто деньги. В условиях, когда государство слабо контролирует бизнес, а «пипл хавает» всё, что лежит на прилавках, производители хлама не то чтобы вчистую выигрывают у производителей качественного товара, но как минимум оттесняют их в дальний угол. Впрочем, это уже не проблема капитализма — это проблема слабости государства и низкого культурного уровня потребителей.

Впрочем, есть нюансы. Например, вопреки первому пункту, сейчас стало выгодно выпускать три модные пары обуви, которые разваливаются через сезон, а не две прочных и качественных — они всё равно устареют, станут не модными раньше, чем развалятся! Это вам характерно продемонстрирует любая баба, у которой обуви и тряпок полные шкафы, и почти ничего не одевалось больше чем несколько раз.

Сходная ситуация с автомобилями. Существует стратегия потребления, когда автомобиль покупается на 3 года, после чего продается с глаз долой, и покупается новый. В рамках такой стратегии производителю совершенно нет никакого смысла вкладываться в долговечность сверх горизонта в 3-5 лет — это оценит лишь очень узкая прослойка фриков. Зато для машин, рассчитанных через 5 лет отправиться в металлолом, нет необходимости задумываться над удобством целого ряда процедур по замене расходников и ремонта — отсюда «одноразовые» моторы и вот это всё.

Еще более забавно, что теперь цена уже не является синонимом качества. Дорогие суперкары Ламборджини и Феррари собраны так небрежно, что турки на конвейере Фольксвагена покраснели бы от стыда.

Подписан на рассылку от Роскачества — и был удивлён результатами исследований школьной формы. Из 28 торговых марок пиджаков для мальчиков, 11 оказались небезопасны для детей! Причем цены на эти 11 видов небезопасных школьных пиджаков колеблются от 1230р до 6380р. Из признанных безопасными самый дорогой пиджак за 6390р получил всего лишь 3 звезды из 5 возможных, а самый дешевый школьный пиджак для мальчиков за 1360р получил 2 звезды, отстав от самого дорого всего лишь на 1 звезду и опередив по качеству такие торговые марки, как Praleska, стоимостью 5500р. Подкладочная ткань у пиджаков 11 торговых марок не соответствует ТР ТС 007/2011 по показателям воздухопроницаемости и/или гигроскопичности.

Ну и тезис номер два — тоже работает не всегда и не везде. Мы живём в мире корпораций, да еще транснациональных, и основные такие транскорпы имеют обороты больше, чем ВВП средних размеров страны. В результате в такой корпорации вы делаете то, что прикажут сверху, и гоните план — вплоть до того, что там контролируют время походов в туалет и заставляют работников сидеть на рабочем месте в памперсах. Какое уж тут уважение к труду.

В результате качество получается примерно такое, как в «развитом социализме».
Кстати, читал тут страдания чувака, у которого в Datsun Mi-Do двигатель на ходу выпал на дорогу. Чтобы дотащить машину на буксире, дрыгло пришлось крепить вот так:
Если кто не в курсе, Datsun Mi-Do — это Лада Калина. Причем в данном случае машина была с японской АКПП. Эта самая АКПП крепится на литых кронштейнах — и вот эти самые кронштейны лопаются, после чего мотор с АКПП падает на дорогу, обрывая проводку и выламывая ШРУСы. АКПП разбивает картер и всё такое.

Так вот этот дефект оказался не единичным — оказывается, этим страдают многие датсуны-калины с АКПП. Потому что конструкция и материал кронштейнов — ужасны.
«Попаданец» не поленился отдать кронштейн на металлографическую экспертизу, которая быстро выяснила, что в сплав, который должен был быть Ал-35, не доложили треть положенной меди и почти треть кремния, в результате чего алюминиевый сплав стал хрупким. Собственно, скорее всего кронштейны лили из алюминиевого металлолома.

Китайцы такие кронштейны льют из чугуна — дешево и сердито. А еврофорд их обычно делает штамповкой из толстой листовой стали — это наиболее надежный способ. Зачем на ВАЗе стали их лить из алюминия? Чтобы машина была дороже, и ломучее?

Как видите, переход ВАЗа из социализма в капитализм не привел к решению проблем с качеством. Походу дело не в капитализме, а в кривости рук и количестве масла в голове.

Комментариев нет: