Мас­штаб эко­но­ми­че­ской ка­та­стро­фы

В режиме то­таль­но­го ка­ран­ти­на страны теряют от 65 до 80% ВВП. Со­вре­мен­ную эко­но­ми­ку можно по­ста­вить на паузу, но крайне сложно из при­ну­ди­тель­ной оста­нов­ки вы­ве­сти. Мас­штаб про­блем и об­ще­эко­но­ми­че­ской, фи­нан­со­вой ка­та­стро­фы — ко­лос­саль­ный.


При­ну­ди­тель­ная оста­нов­ка про­во­ци­ру­ет те дис­ба­лан­сы, ко­то­рые были скрыты в есте­ствен­ных усло­ви­ях – это прежде всего низкая по­тен­ци­аль­ная устой­чи­вость, т.к. боль­шая часть биз­не­са ра­бо­та­ет на пре­де­ле своих воз­мож­но­стей с наи­мень­шим за­пасом проч­но­сти для мак­си­ми­за­ции при­бы­ли. Это вы­ра­жа­ет­ся в около ну­ле­вом ре­зер­ви­ро­ва­нии и кри­ти­че­ски вы­со­ких обя­за­тель­ствах перед кре­ди­то­ра­ми и контр­аген­та­ми. На тра­ек­то­рии эко­но­ми­че­ско­го рас­ши­ре­ния и тем более в усло­ви­ях низких про­цент­ных ставок все эти дис­ба­лан­сы не видны, но в режиме чрез­вы­чай­но­го те­сти­ро­ва­ния про­яв­ля­ют­ся по полной про­грам­ме. И мы по­лу­чи­ли это чрез­вы­чай­ное те­сти­ро­ва­ние. Раз­ры­ва­ют­ся все хо­зяй­ствен­ные, про­из­вод­ствен­ные, то­вар­ные, фи­нан­со­вые связи. Ру­шит­ся все, причем сразу и мас­штаб­но.

Об­ра­зу­ют­ся чу­до­вищ­ные, за­пре­дель­ные кас­со­вые раз­ры­вы, ко­то­рые биз­не­су не по­крыть ни при каких усло­ви­ях без го­су­дар­ствен­ной под­держ­ки. При вы­па­де­нии де­неж­но­го потока у биз­не­са су­ще­ству­ют обя­за­тель­ства перед своими ра­бот­ни­ка­ми по за­ра­бот­ной плате, перед арен­до­да­те­ля­ми, перед кре­ди­то­ра­ми и по­став­щи­ка­ми, перед го­су­дар­ством в виде на­ло­гов и сбров. Даже в усло­ви­ях несколь­ких ком­па­ний ре­ше­ние кри­зис­ных во­про­сов такого уровня задача нетри­ви­аль­ная, но, когда од­но­мо­мент­но кол­лап­си­ру­ет вообще вся эко­но­ми­ка?

Ос­нов­ные ан­ти­кри­зис­ные меры боль­шин­ства стран со­сре­до­то­че­ны в от­бра­сы­ва­нии всех ры­ноч­ных за­ко­нов и пе­ре­хо­де на то­та­ли­тар­ные рельсы ди­рек­тив­но­го управ­ле­ния – мо­ра­то­рии на банк­рот­ства/де­фол­ты, от­сроч­ка вы­пла­ты по обя­за­тель­ствам (на­ло­го­вые, кре­дит­ные ка­ни­ку­лы), суб­си­ди­ри­ро­ва­ние за­ра­бот­ной платы. Нюанс в том, что обя­за­тель­ства одних равны ак­ти­ва­ми других.

Если бизнес не платит по кре­ди­там, то со­от­вет­ствен­но кас­со­вый разрыв об­ра­зу­ет­ся у банков и ин­ве­сти­ци­он­ных фондов, ведь у них тоже обя­за­тель­ства перед своими кре­ди­то­ра­ми (вклад­чи­ка­ми, рынком, меж­бан­ком и так далее). И тут банки уже надо спа­сать.

Если бизнес не платит на­ло­гов и сборов, то кас­со­вый разрыв у го­су­дар­ства в виде вы­па­да­ю­щих до­хо­дов при росте рас­хо­дов на спа­се­ние эко­но­ми­ки, что по­кры­ва­ет­ся де­фи­ци­том бюд­же­та. Но кто будет вы­ку­пать де­фи­цит при мерт­вой эко­но­ми­ке? Либо мо­не­ти­за­ция через ЦБ, либо ис­поль­зо­ва­ние на­коп­лен­ных ре­зер­вов пра­ви­тель­ства, либо дефолт.

Если бизнес не вы­пол­ня­ет своих обя­за­тельств перед по­став­щи­ка­ми, то растет де­би­тор­ка/кре­ди­тор­ка и контр­аген­ты, ко­то­рым должны не по­лу­ча­ют со­от­вет­ствен­но до­хо­дов и уже в свою оче­редь не могут вы­пол­нять уже свои обя­за­тель­ства. Так и об­ра­зу­ет­ся нега­тив­ная цепная ре­ак­ция и кас­кад­ное об­ру­ше­ние, когда про­бле­мы одних сек­то­ров по­ра­бо­ща­ют более здо­ро­вые сек­то­ра, за­тя­ги­вая их на дно.

Если бизнес уволь­ня­ет или не платит зар­пла­ту, то помимо со­ци­аль­ной на­пря­жен­но­сти люди не могут пла­тить по стра­хов­кам, аренде, ком­му­наль­ным пла­те­жам, не могут по­ку­пать товары дли­тель­но­го поль­зо­ва­ния и про­из­во­дить ин­ве­сти­ции. Нерас­пре­де­лен­ные рас­хо­ды на­се­ле­ния при­во­дят к недо­по­лу­чен­ной при­бы­ли тем, кому на­се­ле­ние раньше пла­ти­ло.

Именно по­это­му после паузы мир сильно из­ме­нит­ся, зна­чи­тель­ная часть биз­не­са про­па­дет на­все­гда, остав­ши­е­ся бизнес из­ме­нит баланс сил.

Мас­штаб эко­но­ми­че­ской ка­та­стро­фы будет по­сте­пен­но оце­ни­вать­ся по мере выхода мак­ро­эко­но­ми­че­ской, фи­нан­со­вой ста­ти­сти­ки и кор­по­ра­тив­ных от­че­тов, однако есть еще один бес­плат­ный пуб­лич­ный сервис, поз­во­ля­ю­щий оце­нить вы­па­да­ю­щие доходы. Оценки идут по тран­зак­ци­ям по кре­дит­ным/де­бе­то­вым картам и за­тра­ги­ва­ют ис­клю­чи­тель­но по­тре­би­тель­ские рас­хо­ды. Здесь нет ком­мер­че­ских или го­су­дар­ствен­ных по­то­ков.

www.womply.com/blog/data-dashboard-how-coronavirus-covid-19-is-impacting-local-business-revenue-across-the-u-s/

Так вот, единственные сектора или точнее сказать отрасли/сегменты бизнеса, которые увеличили выручку – это розничные магазины по реализации продуктов питания и напитков. Это логично, т.к. они единственные (не считая аптек), которые открыты, плюс к этому из-за закрытых общепитов люди вынуждены питаться дома, тогда как обычно треть населения питаются в ресторанах и общепитах. Все остальное летит в ад!

Самый масштабный ущерб у транспортного бизнеса и авиации (потери выручки 90% и более), развлекательный бизнес / тематические парки / кинотеатры минус 87% выручки. Отели, хостелы, аренда недвижимости минус 79%, прокат авто минус 76%, рестораны и общепиты (в том числе онлайн доставка) минус 59%, онлайн магазины (минус 52%), салоны по уходу и красоте минус половина выручки и так далее.

Эти данные на 28 марта, к тому моменту еще не все штаты вышли на режим жесткого карантина, сейчас еще хуже, так по мере роста количества заболевших и погибших они усиливают меры. Значит провал будет еще более глубокий (особенно по спортивным клубам и салонам красоты)

А растут продажи еды и оружия (интересно, что эти магазины работали наравне с магазинами по продаже продуктов и лекарств!).

Здесь не учтено промышленное производство и сервисы коммерческого назначения. Это данные по потребительским транзакциям, которые преимущественно сосредоточены в малом и среднем бизнесе.

Комментариев нет: