Майданные технологии раскола США
Партия, проигравшая выборы, или президент, проигравший выборы (или даже попавший под импичмент), не теряли ничего, кроме должностей и части власти. То есть политические конфликты в некоторой степени напоминали профессиональный бокс или даже реслинг. Бескомпромиссные соперники на медийно-политической арене в реальной жизни зачастую были близкими друзьями, а иногда и партнерами по бизнесу.
Второй важный принцип вытекал из первого: никакого использования «цветных технологий» для внутриполитической борьбы. Каждый президент, выигрывавший выборы, заявлял о желании быть «президентом всех американцев» независимо от их политической ориентации. Дегуманизация сторонников политических оппонентов, коллективные оскорбления избирателей, поддержавших проигравшую партию или кандидата, систематическое политическое насилие — все это было далеко за гранью допустимого и возможного.
Но эта грань стерлась после искрометного успеха киевского Майдана. «Украинский триумф» был до такой степени впечатляющим, что команда Хиллари Клинтон, шокированная поражением на выборах 2016 года, не смогла победить искушение использовать «цветные технологии» в борьбе за власть в США.
Проблема в том, что у «цветных технологий» (дегуманизации части общества, использования политического насилия, угроз физической ликвидации или тюремного заключения для деморализации политических оппонентов) есть важнейший побочный эффект — победителю в лучшем случае достается страна с уничтоженной экономикой и разорванным обществом.
Если для американской колонии это нормально (дыры в экономике можно временно закрыть кредитами МВФ), то для самой метрополии это — катастрофа.
После 2016 года бить, унижать и издеваться над «трампистами» стало не просто допустимым, но модным. После того как Хиллари Клинтон заявила, что избиратели Трампа «убогие», было снято последнее неписаное табу. Быть сторонником Трампа в США стало действительно опасным (Видеоролики уличных столкновений, снятые американскими журналистами — вам в помощь).
Только за последний год (и это только инциденты, попавшие в СМИ) избирателей действующего президента били; офисам Республиканской партии многократно разбивали окна; за наличие в машине фирменной красной кепки автомобилю резали шины. И что самое интересное: университеты и даже школы становятся местами политического противостояния между учениками разных политических ориентаций. Пока в ход идут кулаки и перцовые баллончики, но процесс эскалации уже, скорее всего, необратим.
Разделение США на два непримиримых лагеря, можно сказать, на два непримиримых «народа» — это уже не просто политический, но и культурный, а также экономический феномен, который замечают не только внешние наблюдатели. Флагман американской деловой прессы The Wall Street Journal пишет о том, что демократы и республиканцы, по сути, живут в двух не пересекающихся реальностях:
«Демократы и республиканцы не просто разделены. Они живут в разных мирах. Обе партии представляют радикально разные срезы американской экономики. Политическая поляризация Америки почти завершена. Две основные политические партии Америки все чаще представляют две разные экономики. И они едва ли пересекаются с друг другом. Демократы находятся в «образованных» городах и пригородах, в которых много высококвалифицированных рабочих мест. Республиканцы живут в индустриальных («рабочих») и сельских общинах, в которых экономика — это сельское хозяйство и производство с рабочими местами, требующими низкий уровень квалификации».
Когда Трамп в твиттере намекает на возможность гражданской войны в США — он ничуть не преувеличивает. Все ингредиенты для этого есть, причем элиты сами виноваты в их появлении на американской почве и пока отказываются останавливаться в своем деструктивном поведении, видимо, не понимая, что победитель в такой войне будет в лучшем случаем «гетманом» сломавшегося государства.
Заметьте, все это написано ДО произошедшего в этом году.
Комментариев нет: