Знай и умей в греческую мифологию


Про Зевса, Посейдона, Аида и всяких Афродит с Гефестами люди более-менее в курсе, поскольку со времён последнего голливудского приступа античности прошло ещё не слишком много лет. Но как насчёт прокачать себе знания древней Греции за счёт монстров, которых кроме вас не знает никто?

Погнали!

Гастрохейры. Существа, состоящие только «из желудков и рук», во времена Троянской войны использовались в строительстве и на других тяжёлых физических работах. Учёные полагают, что это было обидное прозвище обычных наёмных рабочих, позже мифологизированное.

Гекатонматы. Стоглазые демоны, сторожившие, по преданию, сокровищницу героя Беллерофонта и подаренные ему влюблённой Афродитой. Любопытно, что демоны, собственно, не защищали сокровища, а при попытке проникнуть к ним посторонних поднимали «разрывающий уши крик», то есть это была первая описанная сигнализация.

Тавромах. Чудовище, рождённое от Эрота и Талии, обращённой гневом Геры в корову. Внешне похож на минотавра, но, в отличие от него, приносил вред не убийствами людей, а порчей быков. Эрот, желая отомстить Гелиосу, перенёс Тваромаха на остров бога солнца, где монстр перепортил всех его священных животных.

Хилиафаг. Согласно Гесиоду, сын Нюкты и Эреба, по Феодору — Афродиты и подорожника. Имел «стальные кости и стальной череп», из-за чего был очень силён и слабовосприимчив к ранам. При этом Гесиод применяет к нему термин «порфироокий», то есть красноглазый — что делает Хилиафага странно похожим на Терминатора. Если же учесть, что, согласно Сократу в изложении Аристотеля, Хилиафаг по молитве Еврисфея преследовал маленького Гилла, сына Геракла, чтобы тот не убил царя — то неизбежно закрадётся подозрение, что сюжет фильма Кэмерона просто скопирован с соответствующего мифа.

Педокласт. Продолжая ряд возможных заимствований современной поп-культуры, нельзя не упомянуть о демоне, который, согласно Дионисию, жил в сточных канавах Аргоса и, вылезая оттуда, принимал обличие актёра с комической маской для того, чтобы похищать и пожирать детей. Параллели с «Оно» С. Кинга очевидны.

Иппоантроп. Любопытно, что имя этого создания буквально означает «конечеловек» или «человеколошадь», то есть соответствует описанию кентавра (у которого, как ни странно, в имени выделяется -tauros, то есть «бык»). Иппоантропы описаны интригующе: они «выглядели как люди, но людьми не были», жили на горном хребте Пелион и обучали колдовству (и отчасти кузнечному делу) титанов и героев. Характерен миф о Керамике, сыне убитого аргивянами Полидевка, который был отдан жестоким людям на воспитание и в возрасте 11 лет взят в обучение на гору иппоантропов. Керамика неоднократно пытался убить царь-колдун аргивян Темес, однако в семнадцать лет Керамик сразился с Темесом и, пока они бились заклинаниями, иппоантроп по имени Телеглитей, друг Керамика, отрубил Темесу голову. Комментарии на тему «на что эта история похожа» излишни.

И, наконец, Полилох. Сказочное существо, которое с разбегу верит всему, что ему говорят авторитетным тоном или ссылаясь на какие-то авторитеты, но никогда не проверяет поступающей информации, надеясь на свою непобедимую интуицию. Известен тем, что сумел проиграть свою свободу в кости не одному человеку, а целому полису — в результате чего его эксплуатировали все желающие. Некоторые анально.

В следующем выпуске мы поговорим о Средних Веках.

 

Комментариев нет: