Штурмовики: И-15бис против Ильюшина


Советские истребители-полуторопланы семейства И-15 обычно ассоциируются с довольно быстро ушедшей эпохой маневренных, но не особо быстрых аппаратов, которые к 1941 году безнадежно устарели. Они-то устарели, конечно — но далеко не для всех областей применения.

Не особо известно, что данные самолеты активно применялись как штурмовики, причем весьма успешно. Естественно, этот самолет мог тащить относительно небольшую нагрузку, но и Henschel Hs.123, который дебютировал, аналогично И-15, в небе Испании, тоже был отнюдь не тяжеловозом — но тоже вполне себе продолжал летать как штурмовик. 


Для немцев, впрочем, Хеншель-123 был не слишком интересен — у них был весьма достойный одномоторный пикировщик Юнкерса Ju-87, который бомб брал больше, а стоил сопоставимо. Но в СССР ситуация была совсем иной.

Так вот, И-15бис хорошо работал с точки зрения атак колонн, благодаря своей маневренности он наносил точные удары. И ладно бы в 1941 году, но и гораздо позже в Крыму эти самолеты вполне успешно воевали. Причем весьма показательны результаты боевой эффективности в сравнении с Ил-2:


Забавным образом оказалось, что небронированные тряпочные И-15бис несли меньшие потери, чем бронированные Ил-2. Вы спросите о причинах? Первая — очевидна, у Ил-2 отвратительная маневренность и скороподъемность, он набирает высоту 5 километров за жуткие 18 минут, в то время как И-15бис забирается на ту же высоту за 6.8 минуты. И-15бис делает вираж за 10.5 секунд, Ил-2 — более чем за 20 секунд, и это те секунды, которые отделяют летчика от смерти. При этом максимальные скорости самолетов ничем не отличались — зато отличались минимальные, они же посадочные — И-15бис мог лететь в полтора раза медленнее, чем Ил-2, и тем более медленнее, чем любой вражеский истребитель.

Так И-15бис и защищались от немецких истребителей — малая высота, сбрасываем скорость и закладываем вираж. Ме-109 делает вираж медленнее, а на малой скорости при попытке сильно виражить вообще сваливается. А стоит немцу промахнуться и проскочить вперед — как И-15бис доворачивает и обстреливает его вдогон.

Что же до обстрела с земли — здоровенный мотор воздушного охлаждения М-25 сам по себе защищал пилота И-15бис от пуль винтовочного калибра не хуже брони.

Да, на И-15 было не поставить пушки — но, как оказалось, пушки Ил-2 вообще никуда не попадали, а если попадали — то разве что случайно и очень редко. Основная боевая ценность что Ил-2, что И-15бис была в возможности сбрасывать мелкие бомбы — и тут И-15бис оказался намного результативнее. А когда на И-15бис стали ставить синхронные пулеметы Березина УБС калибра 12.7 мм — и фронтальный огонь машины стал вполне ощутимым для противника. 


Однако никто этого толком во время войны оценить не смог — и страна растрачивала силы и ресурсы на выпуск почти бесполезного Ил-2, который, будучи выпущенным в количестве почти 36 тысяч штук, сожрал все моторы Микулина, предназначенные, вообще-то, для высотных бомбардировщиков и истребителей.

А бомбить противника в результате всё равно летали на самолетах Р-5 и У-2.

Материал: Proper

Комментариев нет: