Сталинское кино, которые мы просмотрели


Сегодня у нас день советской культуры, и товарищ hueviebin1 проведет в своём уютненьком ЖЖ политинформацию для широких народных масс. Чтобы, так сказать, Зулейха со своими широко закрытыми глазами уже не казалась верхом кинематографического мастерства. Итак, слово товарищу:

Здравствуйте, друзья. Хочу поделиться с вами своим новым увлечением: уже несколько недель перед сном я смотрю советские фильмы 30-х годов (особое внимание к лентам 36-38 годов, угадаете почему?). Как можно вникнуть вглубь тех времен, если не при помощи кинематографа? В нем отражены тенденции и настроения куда точнее, нежели в учебниках истории. Учебник можно переписать, а вот снятое кино пройдет на пленке нетронутым сквозь века, пронеся с собой дух времени через любую номенклатуру.

И в этом плане сталинские фильмы весьма показательны. Нет никакой нужды читать исторические книжки о той эпохе, или слушать чье-либо мнение — весь этот хлам всегда ангажирован временем и идеологической принадлежностью вещателя. Посмотри истекающие пропагандой сталинские фильмы, и ты поймешь, сколь жуткое прекрасное тогда было время, а также сам сможешь ответить на вопрос: действительно ли на Сталина клевещут клятые буржуины, или же все было несколько иначе?

Итак, предлагаю вам сегодня вместе со мной погрузиться в самые мрачные сверкающие глубины сталинской пропагандистской жести политического просвещения масс, по мотивам кинолент той эпохи. И вам станет ясно, чего на самом деле хотел наш Йося и что вкладывал своей суровой рукой в мозг кинопотребителю. Поехали.

Поскольку народ в те годы был куда более дремучий, чем сейчас (что тут говорить, если до 20-х годов большинство крестьян и половина рабочих ни читать, ни писать не умело), то и изобретательности от пропаганды особой не требовалось: много ли надо, чтобы одурачить людей, только вчера вышедших из непроходимой глуши брянского леса? По этой причине пропаганда была крайне незамысловатой, и сюжеты большинства фильмов выстраивались по одной незатейливой схеме:

— Передовик производства Петька взял на себя обязательство дать стране столько-то тонн чугуна к внеочередному съезду ЦК.
— Его лучший друг/жена/возлюбленная оказывается законспирированным троцкистом или американским шпионом, который движимый недобрым умыслом хочет сорвать план выплавки чугуна путем различных вероломных (и не очень) ухищрений;
— Этот враг народа похищает тайную методичку по выплавке чугуна сверх нормы.
— Передовик производства Петька не может без тайной методички выплавить чугуна сверх нормы и очень расстраивается. Вы видели голливудские драмы про несчастную любовь? Вспомните, как в таких фильмах показываются душевные муки и терзания героя. Вот, в советских фильмах главный герой точно также переживал из-за того, что не сможет выплавить чугуна сверх нормы.
— Однако же вскоре мудрый рабочий разоблачает врага народа. Разоблачает по очень простому признаку: враг народа в какой-то момент имеет неосторожность нелестно высказаться в адрес Великой Партии. После чего главный герой пишет донос в НКВД.

Тут надо отметить одну интересную особенность: почти всегда в сталинском кино врагом народа оказывается очень близкий главному герою человек — либо родственник, либо друг. Таким образом, очевидно, пропаганда пыталась показать человеку, что доносы необходимо писать на всех, не брезгуя даже родственными связями. И абсолютно всегда между улыбкой возлюбленной, уличенной в срыве плана выплавки чугуна, и улыбкой Вождя мирового пролетариата главный герой выбирает второе — садится и без единого намека на душевные стенания пишет донос, после чего врага народа расстреливают, а секретная методичка по выплавке чугуна сверх нормы возвращается в руки главного героя.

— Главный герой успел выплавить сверх плана чугуна к внеочередному пленуму ЦК.
— Happy End!

Первый фильм, который я посмотрел, назывался «Великий гражданин!» 1937 года. Этот фильм был утвержден к прокату лично Сталиным.

Если смотреть его из 2019 года, то по коже кованой поступью третьего рейха начинает маршировать целая армия мурашек, настолько жуткое, циничное и человеконенавистническое это кино. Чего только стоит момент, когда главный герой с широкой улыбкой во все свои 32 пролетарских зуба предается фантазиям с мечтами о том, как бы поскорее наступила большая истребительная война, при помощи которой получится увеличить состав СССР до 30-40 республик. Речь, как вы понимаете, не о войне с Германией, а о захватнической войне СССР против всего мира.

Вот этот фрагмент, а то вы ведь не поверите, что такое может быть:

Весь фильм в голову советского человека вкладывается мысль о том, что троцкист (враг народа) — это каждый, кто смеет не разделять точку зрения главного героя. Например, кто-то смеет усомниться в том, что великая истребительная война для захвата всего мира — хорошая идея? Это троцкист! Его необходимо убить! В этом плане весь фильм можно раздергивать на цитаты, например:

Можно обмануть человека. Но нельзя обмануть тысячи коммунистов! Не может этого быть никогда! Партия большевиков осуществляет вековую мечту человечества! И всякого, кто встанет у нее на пути, народ уничтожает. Народ уничтожал их, уничтожает и будет уничтожать! Священная беспощадность к единицам во имя счастья миллионов!

Фильм буквально сочится какой-то звериной, нечеловеческой ненавистью. А главное — обучает определять врага народа на глазок: у кого-то недостаточно восторженное лицо при просмотре внеочередного съезда КПСС? Троцкист! Убить! Разорвать! Растоптать! Написать донос!

Ну и, конечно же, в данном шедевре активно культивируется мученическая смерть с общим посылом: «Сдохни ради партии!».

Это, к слову, был первый фильм в истории СССР, показанный по телевидению! Фильм сопровождался обширной пропагандистской поддержкой в прессе, где писалось, что отображенный на экране конфликт — это конфликт «между представителями лучшего, наиболее благородного и высокого в человеческом роде с подонками человечества, отребьем, отвергнутым историей».

Хмм… Фильм, в котором говорится о том, как здорово организовать великую захватническую войну, а целая категория населения именуется «отребьем, отвергнутым историей» — что-то мне чертовски напоминает… Не могу только вспомнить, что… Ладно, показалось, наверное!

Справедливости ради, большинство остальных фильмов не столь кровожадны, а с точки зрения человека сегодняшнего скорее смешны, и их можно воспринимать как абсурдные комедии, по типу «Голого пистолета». Они столь нелепы в своей пафосной идеализации советской власти и советского человека, что всерьез это воспринимать просто невозможно. Так что если вам не хватает комедий с Лесли Нильсеном, добро пожаловать в мир советской пропаганды. Посмеетесь от души.

Один из таких фильмов — «Чудесница» (1936), в прокате заявленный не как комедия, а — вы удивитесь — как драма!

Охх, встречал я на своем жизненным пути чудесниц… Вы бы знали, какие чудеса они вытворяли. Но поскольку это фильм советский, то в нем рассказывается о чудесах несколько иного рода. Это фильм о скромной девушке Зинке, у которой есть мечта. И этот фильм показывает, что на пути у настоящей мечты нет никаких преград, и даже невозможное может оказаться возможным.

Давайте попробуем с вами сейчас представить, какая может быть мечта у молоденькой девушки. Может быть, пламенная любовь до гробовой доски? Может быть, путешествия по миру? Может быть, она хочет стать актрисой или певицей? Ничего подобного! По мнению советской власти, молоденькая девушка больше всего на свете мечтает стать… эмм… дояркой. Более того, она мечтает стать не просто дояркой, но и надоить сверх плана к очередному съезду ВКП(б).

Напомню, это драма, а не комедия, если вдруг кто запамятствовал!

Однако в Зинку никто не верил, и к вожделенному вымени ее наотрез отказывались подпускать. Сколько слез несчастная пролила в думах о том, как своими хрупкими рученьками ласкает да подергивает паховый орган самок жвачных млекопитающих — одному богу известно. Однако же несгибаемость нашей героини сделала свое дело — она тайком прокралась к корове, да так ее надоила, что наутро все односельчане охренели. О том, насколько охренела корова от такой дойки, в фильме умалчивается.

Вскоре девушка становится золотыми руками колхоза! Это не может не огорчать вредную Варвару, которая раньше считалась лучшей давалкой доилкой колхоза! Войдя в оголтелый антисоветский транс, Варвара нанимает бабку-ворожею, чтобы та заворожила ее коров, тем самым повысив удои и вернув Варваре звание главной окрестной дергалки межножных органов жвачных парнокопытных.

Я понимаю, что вам сейчас, вероятно, очень смешно, а потому напомню в очередной раз: это драма, не комедия!

И вот однажды между колхозами устраивается состязание, кто больше молока сможет дать стране сверх плана. И колхозам есть за что соревноваться: ведь главный приз соревнования, ни за что не догадаетесь какой — Красное Знамя! Да-да, вы не ослышались — именно оно, родимое! Ну тут всё как бы… отступать некуда, за нами коровник, а это значит, что будет война! С таким-то призом!

Тут-то и сталкиваются лицом к лицу две враждующих героини. Однако изнурительные тренировки по доению позволили Зинке одержать уверенную победу над коварной Варварой, которая с горя утопилась в выдоенном ею молоке. И похрен — если б не утопилась, ее б все равно расстреляли. Более того, скромная Зинка в одно рыло надоила больше, чем весь Колхоз! Воистину чудесница… Так работать руками не каждый может…

Если она так же работает и всем остальным, то я бы даже хотел перенестись в те времена, чтобы лично подружиться с этой скромной советской девушкой.

Ну а в фильме рекорд Зинки не остался незамеченным, и она была приглашена на очередной съезд народных депутатов в Москву. И вот она стоит на сцене перед уважаемыми комсоргами, а по щекам ее стекают слезы счастья… На этом фильм кончается. Трогательная концовка — почти как в Титанике, когда Дикаприо тонет, только в СССР и героиня не тонет.

К сожалению, все эти фильмы насколько смешны, настолько и подлы, т.к. почти каждый заканчивается тем, что все родственники пишут друг на друга доносы.

Один из таких фильмов — «Крестьяне» 1935 года.

Главный герой фильма — вероломный свинопас (да-да!) колхоза Лебяжьи горки Герасим, который, продав душу империалистам западных стран, решил напакостить советской власти, а именно — вырастить столько свиней, сколько советская власть не сможет прокормить. Однако подлый блеск его глаз сумел разглядеть отважный парторг Мироныч, заподозрив в нем врага народа! У вероломного свинопаса Герасима была красавица жена, которая ждала от него ребенка и томными вечерами предавалась мечтам о том, как «…вырастет наш сын, повезем мы его на показ в Москву, и дадут нам орден за то, что родили такого героя для нашей коммунистической страны». Это не стёб, так в фильме.

В это время Мироныч наметанным на врагов народа глазом продолжал неустанно следить за вероломным свинопасом. Ах да, напомню: это тоже драма, не комедия! Не перепутайте.

Вскоре жена тоже начинает подозревать, что ее муж — враг народа, который хочет вырастить столько свиней, что советская сласть не сможет их прокормить, а потому, оставшись наедине с собой и нерожденным ребенком, садится и начинает писать на него… угадайте что? Правильно, донос! Параллельно девушка начинает терзаться мыслями о том, нужен ли ей ребенок от классового врага и не лучше ли от него избавиться в зародыше. Ведь орден за него точно не дадут, а дадут что-то совсем другое.

Вероломный свинопас Герасим, поняв, что его хитрый план разоблачен, убивает жену и неродившегося ребенка, потом его разоблачает парторг Мироныч, его расстреливают — в общем, хэппи энд по-сталински.

По той же схеме построен фильм «Ошибка инженера Кочина» 1939 года.

Однажды инженер Кочин имел неосторожность взять домой секретные чертежи какой-то непонятной советской вундервафли, и все бы ничего, но его любимая девушка оказалась врагом народа, а потому решила выкрасть чертежи. Но недооценила глупая баба нашего советского человека: ведь инженеру Кочину достаточно посмотреть на человека лишь пару минут, чтобы выявить в нем врага народа, почуяв своим большим носом всю его антисоветскую сущность.

В итоге возлюбленная, не выдержав душевных терзаний, сама ему признается в том, что она украла его чертежи, чтобы навредить партии. Кочин, который только что клялся, что не оставит любимую, каменеет лицом и в стиле Швондера заявляет: «Остальное вы расскажете не мне…», после чего встает и идет писать на нее донос. После этого бабу убивают шпионы английской разведки, чтобы она в НКВД не взболтнула лишнего.

А что же Кочин? Кочин сам наутро идет в НКВД, где его сначала хотят посадить за то, что сразу не прибежал с доносом, а потом сжаливаются и со словами «мы такого, как Кочин, в обиду не дадим» продлевают ему какую-то муйню типа партбилета. Кочин счастлив, на этом фильм заканчивается. Такая вот любовь, братцы!

Кстати, в 36-м был фильм, который так и назывался — «Партийный билет». Проорать там можно с одной только афиши:

Вот чем детей пугать надо, а не какими-то там приведениями!

Меня всегда забавляло, какими суровыми изображали строителей светлого социалистического будущего. Именно с таким взглядом, как на афише, женщины и смотрели на врагов народа и троцкистов, если вы вдруг не знали.

Фильм, признаюсь, смотрел фрагментарно, но как понял, там враг народа хитростью и обманом завладел партийным билетом и не хотел его никому отдавать — хотел только вредить советской власти. Ну, а потом на него кто-то накатал донос, и его расстреляли нафиг.

Особенно мне доставил советский шедевр под названием «Великая сила» о простом советском труженике, решившем вывести новую породу кур высокой яйценосности, чтобы обеспечить страну и партию яйцами. Чтоб советские яйца были больше, крепче и калорийнее американских, а главное — чтоб из каждого нашего яйца вылуплялось по десять зрелых плодоносящих кур на радость партии да на зависть врагам народа!

В этом фильме особо показательны диалоги между главным героем и его противниками, которые (диалоги) показывают, насколько легко в то время можно было угодить в ГУЛАГ или под расстрельную статью.

Итак, главный герой своим пролетарским пылом в попытках вывести отечественных супер-кур обращает на себя внимание партии, которой эта деятельности приходится по душе. Но вот некий академик начинает ставить под сомнение эту деятельность, ссылаясь на провальные эксперименты запада (мол, у них ничего не получилось и у тебя не получится, ибо это невозможно). Вот несколько цитат в адрес человека, посмевшего под сомнение поставить результативность экспериментов:

Наша наука служит освобождению человечества, а их — служит средством его порабощения!

Поражает ваше ползание на брюхе перед буржуазными авторитетами. Мы дадим вашей объективности политическую оценку.

Ты не веришь в коммунизм! Что для тебя Родина? Разве ты не видишь, что эта мировая наука враждебна нам?

Понимаете, какое враждебное мировоззрение за этим скрывается? Можем ли мы терпеть в своей среде людей, раболепствующих перед иностранщиной?

Особая роль в советской кинопропаганде отводилась, конечно же, шахтерам. Оно и понятно: угля надо было много, чтобы обогнать и перегнать страны загнивающего капитализма, а вот дураков, желающих переть в шахту — не очень много. Я посмотрел частично фильмы «Донецкие шахтеры», «Шахтеры» (37 год) и «Большая жизнь» (39 год). Они все похожи, общая суть на троих: быть шахтером — высший идеал, к которому стремится человек. На кадрах, где шахтеры не хотят выходить из шахт, чуть ли не умоляя партию разрешить им добыть угля еще, я, скажу честно, плакал. Вот она, самоотверженность.

Так выглядела аннотация к фильму «Шахтеры»:

В небольшой шахтерский городок по направлению обкома приезжает Семен Примак. Опытный партиец сразу расположил сердца простых шахтеров, но не руководства шахты, ибо в партком пробрались троцкисты и враги народа. Подлые и бесчестные, они препятствуют повышению выработки угля, исключают из партии старых большевиков, пытаются, во что бы то ни стало, убрать нового секретаря, который мешает осуществлению их гнусных планов.

В оставшихся двух фильмах всё то же самое, но в роли врагов народа там выступают лучшие друзья главных героев. Кончается все традиционным хэппи эндом: на всех катают доносы и всех расстреливают.

Вот честно, ребят, это просто шиза какая-то. Я смотрел и офигевал: как всё это можно было наснимать, находясь в трезвом уме? И это лишь капля в море… Сколько такой хреноты штамповалось в те годы? Я смотрел на того полудурка, который все яйца чета высиживал, чтоб яйца нашего человека были больше, чем у американца, и рыдал крокодиловыми слезами — это же отбитые шизофреники — те, кто заказывал такое кино! Это какой-то неописуемый пипец! Да не просто пипец, а пипец капсом, вот так: ПИПЕЦ!

В общем… Какой вывод можно сделать из просмотров сих пропагандистких лент? В те годы страна представляла собой откровенный маразматариум, в котором населению с маниакальным фанатизмом вдалбливали в голову, что кругом враги! Даже в твоей семье! Даже у тебя под кроватью! Причем, повторюсь, во всех фильмах того времени акцент сделан в первую очередь на поиск врагов народа внутри семьи. Причем, как показывает последний приведенный здесь диалог, населению внушали, что враг каждый, кто даже просто может усомниться в правильности чего-либо. Это была настоящая атмосфера морального террора.

Люди тогда были простые, как три копейки, другого мира не видели, а потому, конечно же, впитывали всю эту дикость подобно губкам. И боялись, кругом видя врагов народа. Что неудивительно при такой яростной промывке мозгов. Люди боялись даже членов своей семьи, ибо советская пропаганда на врагах внутри семьи и среди друзей делала особо зловещий акцент. Поэтому вопрос «откуда взялось 2 миллиона доносов» — отпадает сам собой. Да, после того, что им круглосуточно скармливали с экранов, одни панически боялись врагов народа и по поводу и без катали доносы, другие панически боялись что-то не так сказать или как-то неправильно улыбнуться.

Это был вопиющий пипец. И то, с какой садистической ухмылкой пытались разваливать семьи СССР, настраивая родственников друг против друга «во имя светлого социалистического будущего», говорит лишь о том, что Сталинский период правления является одним из самых странных и малоизученных в истории человечества.

До новых встреч!


Итак, вы прослушали политинформацию товарища hueviebin1 о достижениях советского кинематографа во времена товарища Сталина. В следующий раз мы рассмотрим аналогичные достижения американского Голливуда имени товарищей Сэма Голдвина и Луиса Барта Майера.

И шо ви таки себе думаете, эти ребята знали, как делать гешефт.

Материал: https://hueviebin1.livejournal.com

Комментариев нет: