Конец иллюзорной свободы слова
В тяжелейших медийных боях осени прошлого года американцы по старой памяти попробовали показать, что у них в стране когда-то была свобода предпринимательства, конкуренция и прочие старомодные штучки. Что если некий монопольный сервис плохо обслуживает население — не беда, рыночек порешает, потребитель найдёт, кому отдать деньги за качественные услуги и товары.
Так на совсем короткое время вспыхнула звезда «альтернативной социальной сети» – сайта Parler. Вспыхнула — и погасла.
Как известно нам из Маяковского, «если звёзды зажигают — значит, это кому-нибудь нужно». Не в меньшей степени справедливо и обратное: тушат их тоже не просто так, а умышленно. Что же случилось с Parler, который уже около суток недоступен для пользователей?
После того, как абсолютно все цифровые гиганты вычеркнули Трампа со своих платформ, превратив его в идеальных традициях «1984» в «не-личность», местом, где ещё оставались люди, признающие реальность Трампа, оставался только «альтернативный Твиттер» — Parler.
И вот…
«Все подрядчики, начиная от сервиса по обмену сообщениями и провайдеров электронной почты до юридического отдела, в один день отказались иметь с нами какие-либо дела» – рассказал в последнем интервью FoxNews глава Parler Джон Мейтц. А финишем и финалом стал отказ хостинга Amazon в дальнейшем обслуживании. И удаление «Эпплом» и «Гуглом» приложения Parler из своих онлайн-магазинов.
Поразительно тут то, что Parler в последние месяцы и недели превратился в супер-прибыльную компанию, у которой аудитория удваивалась (!!!) каждую неделю. За такой невиданный стартап хостеры и партнёры должны были драться в грязи, лишь бы сохранить с ним прочную связь. А вместо этого: «Вас нет. И никогда не было».
Это, по-вашему, капитализм? А как же конкуренция? Жажда прибыли?
И вот тут просто немеешь от масштабов последствий деплатформинга Трампа IT-гигантами: после бана аккаунта Трампа акции Twitter обвалились на 2,5 миллиарда долларов, и это явно не предел. А что тут удивительного, если вы плюнули в лицо 88 миллионам подписчиков Трампа, которые запустили в ответ акцию Goodbye Twitter — и заявили, что они уходят в Parler, где ещё остаётся свобода слова?
А удивительно то, что Parler тут же перестал существовать в результате бойкота такой слаженности и размеров, что можно говорить исключительно о тотальном картельном сговоре цифровых гигантов, которые категорически не согласны допускать появление любых конкурентов, использующих их собственные слабости и недостатки.
Как говорила директриса советского ЖЭКа в известной комедии — «А не будут брать — отключим газ». И — отключили. «Его пример — другим наука». Остальные альтернативные соцсети (кстати, они вообще есть в США, эти остальные?) явно не захотят повторить судьбу Parler.
Так половина населения США поняли, что их тупо взяли в заложники. Никакой рыночек им не поможет, никакие инициативные стартаперы не создадут новых, чрезвычайно востребованных платформ для сторонников Трампа, как уже не удавалось создать таких нормальных и легальных платформ для противников BLM и ЛГБТ. Рынок — рынком, но только до определённой черты. За которой уже никакие деньги не помогают. Помните мем «Заткнись и просто возьми мои деньги»? Так вот, от 88 миллионов человек, жаждущих «своего места» в интернете, эти деньги никто из айтишников не рискует взять — руки отрубят. Гильотина наготове!
Так выяснилось, что транснациональные корпорации, поддерживающие и поддерживаемые строго определёнными политическими силами — это и есть несокрушимое «глубинное государство», в схватке с которым здоровая часть американского общества потерпела очевидное поражение. Что их власть тотальнее, полнее и жёстче, чем любые президентские полномочия.
Фактически, они сумели сказать всему миру, всем его лидерам и спикерам: вы существуете, пока мы вас не удалили. Мы ответственны за реальность. Мы можем одним щелчком удалить миллионы и миллионы людей, превратив их в немых призраков — от какого-то безвестного российского юзернейма, написавшего что-то против украинских нацистов, до самого президента США!
Но тут же выясняется в очередной раз, что Россия оказывается более сильной и стойкой, чем Америка в вопросах защиты свободы слова: у нас такие фокусы не пройдут. «Закон о праве Роскомнадзора ограничивать доступ к интернет-ресурсам, допускающим дискриминацию в отношении российских СМИ, распространяется и на случаи блокировки аккаунтов российских политиков» — нет, говорите, у нас методов против Кости Сапрыкина? Неправда, есть. Вот они! Будем стрелять на поражение.
А их рыночек, увы, уже спасти ничего не сможет. Труп Parler лежит на снегу как символ этой горькой истины.
Источник
Комментариев нет: