Столетие НЭПа


В связи со столетием НЭПа уже появились посты, полностью копирующие перестроечные пропагандистские глупости, которые своей ложью о НЭПе (который будто бы спас страну и ла-ла-ла) помогали ломать СССР.

Я удивляюсь человеческой тупости, ну как 90-е годы и затем последующие путинские годы восстановления ничему дураков не научили? Ну это же совсем дураком надо быть, чтобы не видеть очевидного.

Суть НЭПа — это вынужденная политика слабейшего нового государства после тяжелой и во многом пирровой победы над интервентами и их приспешниками-белыми, когда скудных государственных ресурсов едва хватает на куцые проекты восстановления страны, а всем остальным жителям страны говорят: выживайте, как можете.

НЭП — это полный аналог 90-х годов в России. Разворовывание всего, что осталось от прежнего государства, распродажа за копейки всего, что удалось урвать, растаскивание станков на чермет и цветмет, предельно хищническая эксплуатация того, что еще кое-как работало. Чудовищная коррупция в органах власти. Умирающие от голода на фоне шикарных ресторанов.

Этот «ленинский эксперимент» нанес такой вред, что до самой войны разгребали последствия. И экономический смысл у него был практически нулевой, даже скорее отрицательный. НЭП был устроен в политических целях — надо было куда-то пристроить вернувшихся с гражданской войны людей, среди которых значительную прослойку составляли просто убийцы, уголовники, жулики и сумасшедшие. Вот их и пристроили — одни занялись гешефтами, а другие их грабили и убивали. Опять же ненависть и разочарование красноармейцев, которые своей жизни на фронте не жалели ради светлого будущего, а пришли с фронта — в беспробудную нищету и разруху, надо было куда-то перенаправить. Иначе бы эта ненависть целиком развернулась на власть. А тут бац — удобная мишень, нэпманы. Вот они, ату их!

Такая мини-гражданская война внутри общества на экономических дрожжах.

Историки до сих пор не сосчитали, сколько народу было убито в этом НЭПе. Советский агитпроп это стыдливо замалчивал.

Но я вам сейчас покажу, что это было за время, на примере одного исторического персонажа. Леонид Иванович Пантёлкин, более известный как Лёнька Пантелеев, был самый крутой питерский бандит середины 20-х годов. К своим 20 годам он успел поучаствовать в революционных событиях, повоевать в Красной армии с войсками Юденича, и даже послужить в ВЧК. Да и в его «банде», кроме него, было еще несколько бывших чекистов и комиссаров.

Понимаете, о чем идет речь? Это всё были люди, прошедшие Гражданскую на стороне красных, боровшиеся с буржуазией. И тут бац — НЭП, буржуи повылазили, а чекистам говорят их не трогать. Вот и сорвало башню у чекистов.

Хотя его банда действовала лишь около года, по всему Петрограду ходили слухи, что Лёнька неуловим, а его имя стало знаменито в Петрограде не меньше, чем имя Ленина.

Известно, что в 1919 году 17-летний Пантелеев добровольцем записался в РККА и принимал участие в боевых действиях против Юденича, наступавшего на Петроград, будучи командиром пулемётного взвода. По некоторым данным, Пантелеев даже попал в плен, но позднее не то смог бежать, не то был отпущен.

В 1921 году огромную к тому моменту РККА демобилизуют. После этого Пантелеев приходит в ЧК. У него была практически образцовая биография — его без проблем приняли на службу. Так едва достигший совершеннолетия Пантелеев стал следователем дорожно-транспортной комиссии ЧК Северо-Западных железных дорог.

Хронология тут существенна, потому что именно 14 марта 1921 года был объявлен НЭП. Так что служба Пантелеева в ЧК оказалась недолгой. Всего через три месяца его понижают в должности и отправляют агентом-контролёром в Псков. А в январе 1922 года, всего через полгода после начала службы, Пантелеева из органов уволили. О настоящих причинах увольнения доподлинно неизвестно, но есть сведения, что попёрли из ЧК его за самоуправство. То есть Пантелеев, по своему революционному самосознанию, продолжил грабить и щемить «буржуев» — но упс, партия сменила курс, нэпманов приказано не трогать, пусть богатеют. Лёнька не врубился в новую тему — вот его и попёрли. И не его одного, таких было много.

Одним из первых членов банды Пантелеева стал его бывший сослуживец по ЧК Леонид Басс. Кроме того, в банду вступил бывший комиссар одной из частей РККА Варшулевич, а ближайшим сподвижником, «адъютантом» Пантелеева, был член партии Гавриков.

В 1922–1923 годах прошла вторая волна налётчиков. Теперь большую их часть составляли уже не профессиональные преступники, а демобилизованные из армии солдаты, ранее не имевшие проблем с законом. Привыкшие к безнаказанному насилию на войне и при подавлении крестьянских выступлений, они уже с трудом вписывались в мирное общество. Кроме того, многие были разочарованы начавшимся НЭПом, который наиболее радикальные из идейных коммунистов рассматривали как предательство революции и реставрацию капитализма.

Налётчики действовали дерзко и ничего не боясь, зачастую за ними тянулся длинный шлейф кровавых преступлений. Они терроризировали целые города, включая крупные.

В марте 1922 года банда Пантелеева совершила первое преступление. Был осуществлён налёт на квартиру меховщика Богачёва. Угрожая хозяевам оружием, бандиты обыскали квартиру и забрали несколько меховых вещей. Впрочем, сам Пантелеев первым делом остался недоволен, считая добычу незначительной. Поэтому уже через две недели они по той же схеме совершили налёт на квартиру доктора Грилихеса. Но и в этом случае разжиться деньгами не удалось.

После первых неудач Пантелеев впал в депрессию и три месяца не ходил на дело. Ремесло налётчика оказалось не настолько прибыльным, как он предполагал.

В июне, ехавшего в трамвае Пантелеева совершенно случайно узнал чекист по фамилии Васильев и попытался задержать преступника. Пантелеев, отстреливаясь, бежал. Его пытался задержать начальник охраны Госбанка Чмутов (через двор этого учреждения Пантелеев уходил от погони), но в перестрелке был убит. Так пролилась первая кровь, а Пантелеевым очень внимательно заинтересовались органы.

Милиция начала поиск Пантелеева, методично задерживая и допрашивая его многочисленных сожительниц. У симпатичного и молодого Пантелеева было множество любовниц, которых он использовал в качестве наводчиц, предпочитая женщин всем остальным, так как полагал, что влюблённая женщина никогда не выдаст его милиции.

Перестрелка придала захандрившему Пантелееву дополнительный импульс, и он активизировал свою деятельность. Про Пантелеева ходили слухи, что он грабит только нэпманов и не трогает пролетариев, но на само деле в тот момент ему уже стало всё равно — главное, чтобы у жертвы были при себе какие-то ценности.

Январь 1923 года стал последним месяцем деятельности банды. Пантелеев, загнанный в угол и ночевавший на вокзалах, пустился во все тяжкие. Его банда иногда совершала по несколько грабежей в день. За свой последний месяц на свободе Пантелеев совершил больше убийств, чем за всю предыдущую жизнь.

Примерно в то же время в Питере действовали еще более жестокие и наводившие даже больший ужас банды: банда Котова (на счету которой 116 убийств), банда Белова (27 убийств). Однако сейчас их имён никто не помнит. А Пантелеев стал своеобразным символом петроградского криминала.

И тут даже нельзя сказать, что во всём этом виноват Ленин или тогдашняя партия большевиков — все эти люди вернулись с Гражданской войны и вместо обещанного пролетарского рая (ведь угнетателей прогнали) обнаружили вокруг себя разруху и клоаку. Они в любом случае начали бы убивать и грабить — но если бы им не подставили нэпманов, они бы принялись убивать и грабить руководителей большевиков. Так или иначе кровь бы потекла рекой, это было неизбежно.

Эти соображения, между прочим, заставляют и несколько иначе взглянуть на безумное наступление РККА на Варшаву летом 1920 года. Советский агитпроп ведь не рассказывал, что Антанта требовала от Польши отвести войска за «Линию Керзона» и передать территории до этой линии Советской России, и Польша была вынуждена на это согласиться и отводить войска. И в этот самый момент, 15 июля 1920 года, Владимир Ленин запросил Уншлихта о том, как он и другие польские товарищи относятся к тому, чтобы Красная армия разгромила Пилсудского и сразу ушла из Польши, вооружив рабочих и пообещав «польским рабочим и крестьянам границу восточнее той, которую даёт Керзон и Антанта». То есть Ленин предложил слить полякам русские территории сверх тех, что были обозначены Линией Керзона.

Зачем это было нужно? Агитпроп утверждал, что Ленин якобы надеялся на революцию в Польше, а потом и в Германии. Но есть основания полагать, что на самом деле Ленин боялся наступления мира, потому что тогда куча красноармейцев с фронта явятся домой и захотят увидеть тот рай пролетарской свободы, который им обещали большевики. А найдут разруху и голод. И снесут нафиг Советскую Власть. Поэтому Ленин изобретал поводы для войны на ровном месте, буквально высасывал их из пальца — благо и Троцкий тоже хотел продолжать воевать, двигать мировую революцию на костях России.

12 августа войска Западного фронта Михаила Тухачевского перешли в наступление, целью которого был захват Варшавы. Главным инициатором похода был Ленин. Это отмечают все участники событий с советской стороны, и даже Троцкий в своих мемуарах.


Бой под Задворьем 17 августа 1920 г.

Но наступление провалилось, был подписан мир — и Ленину пришлось придумывать, на кого перенаправить злость красноармейцев. Он придумал НЭП.

Комментариев нет: