Когда за дело берутся Павки Корчагины


К эпизоду строительства узкоколейки в романе «Как закалялась сталь» нашлись новые вопросы. Не только с точки зрения здравого смысла и общей организации процесса, но в чисто технологическом плане.

 

Напомню фабулу: вредители в 1921 году отправили трудармию рубить дрова в лесах под Киевом. Затем вредители складировали их там, где нет железной дороги для вывоза. Другие вредители не озаботились проблемою дров вплоть до самого наступления зимы. И вот, чтобы город не замёрз, доблестные партийцы послали комсомольцев строить дорогу.

 

Михаил Веллер докладывает:

 

Все помнят, да: строили, метель, зима, дрова возить, голод, герои?

 

Так вот. Я как-то на шабашке строил с бригадой узкоколейку в леспромхозе. Валим просеку, обсучковка, режем стволы на шпалы и укладываем, потом рельсы накладываем и пришиваем. По десять часов, в заболоченной тайге, гнус жрет, – пахота. И за месяц вдевятером сделали километр. Тяжело; спали спокойно, жрали каши-макароны – от пуза.

 

И вот в выходной как-то я вспомнил – и задумался: а сколько же они там километров-то сделали, в «Стали»? Интересно…

 

Прилетел домой – схватил книжку с полки.

 

Изумительная вещь обнаружилась! Я там такого вычитал – семьдесят лет назад бедные комсомольцы сами не подозревали! Явная диверсия была устроена – и до сих пор не раскрыта!!!

 

Ну, что городские власти в ноябре обнаружили, что скоро будет зима, а дров нет – это по-нашему, по-советски; это уже неплохо.

 

Сколько послали комсомольцев? – Триста.

 

Сколько верст надо построить? – Шесть.

 

Кто проходил в первом классе арифметику? Сколько будет разделить триста комсомольцев на шесть верст? – Будет один комсомолец на двадцать метров. Двадцать метров!

 

Объясняю, что такое двадцать метров. Это двадцать пять шпал и три звена рельсов (они шестиметровые). Шпала-кругляк под узкоколейку весит килограмм двадцать пять. Рельс тогда под узкоколейку шел практически весь ТИП-18 или ТИП-22 – это восемнадцать или двадцать два килограмма на погонный метр, а весь рельс, стало быть, сто десять – сто тридцать кило. И вот эти двадцать пять шпал и шесть рельсов на человека они и делали геройски бесконечные недели!! эпопея!! причем шпалы лежали уже готовые, только подноси и клади! да мы им эту вонючую дорогу вдевятером за месяц сделали бы!

 

Организация – сверхбездарная! куча народу без толку. Делись на три смены в круглосуточную, доставай любые тележки возить шпалы и рельсы вдоль трассы, – да там на два дня максимум работы для такой оравы!

 

А самое главное – на кой черт они долбили в мерзлой твердой земле ямки под шпалы??!! Какой идиот, какой саботажник им это велел?! Рабочая ветка на пару месяцев, скорость на ней не нужна, – на фига копать?! кладут прямо на землю! все, всегда, везде!!

 

Да – холодно-голодно-бандиты. Конечно. Так не два дня, а шесть: четыре шпалы и одна рельса в день. Норма дистрофика с нарушением координации. Да нет – просто смехотворно. Апофеоз идиотизма. Прообраз наших строек. Боже мой!

 

Старина Фрицморген добавляет, кстати, что для временных перевозок раньше использовали даже не узкоколейку, а так называемую «декавилевскую колею». Такая временная дорога прокладывается вообще моментально:

 

https://ru.wikipedia.org/wiki/Декавилевская_колея

 

Разработал такую систему французский инженер Поль Декавиль. Будучи сыном фермера Арманда Декавиля, Поль занимался производством свеклы для своего винокуренного производства. Ненастная погода, превратившая все грунтовые дороги в грязь, и запасы свеклы порядка 9 тысяч тонн на своих полях заставили искать выход. Декавиль придумал изготавливать рельсошпальную решётку исключительно из металлических элементов, каждый из которых весил немного, но при этом легко монтировался и демонтировался. Для спасения урожая с полей этого оказалось вполне достаточно — были сделаны небольшие вагонетки, передвигаемые вручную.

 

Впоследствии система получила усовершенствования.

 

Декавилевские железные дороги широко применялись для подвоза боеприпасов внутри крепостей и фортификационных сооружений, в промышленности и в горнодобывающей промышленности разных стран.

 

Для перевозки дров на 10 км соорудилась бы быстро и вполне устроила бы обитателей замшелого украинского местечка.

 

Когда за дело берутся пламенны борцы — несомненно, все будет сделано. Пусть дороже, дольше и кое-как, — но ведь согрели ж местечко!!!

 

Источник

 

Комментариев нет: