Кто виновен в подорожании лекарств в Украине

Болеть в Украине нынче не по карману

Любая власть, называющая себя демократической, для того, чтобы удержаться, должна заботиться о самых слабых – детях и больных. Власть, демократической не являющаяся, в первую очередь заботится о силовиках и спецслужбах. Одаривает их орденами и квартирами, постоянно повышает оклады и так далее. А больные пусть хоть перемрут все.

Нынешняя власть, пришедшая на смену власти недемократичной, является, по идее, человеколюбивой. Однако ситуация на рынке лекарственных препаратов наводит на недобрые размышления об очередном геноциде, стремительно надвигающемся на украинскую землю. По крайней мере, несложно предположить, что за повышением цен последует повышение смертности. Это вне всяких сомнений.

23 апреля Арсений Яценюк решает ситуацию исправить и делает заявление:

«Я обращаюсь ко всем, кто реализует лекарства, кто реализует медицинские препараты, кто реализует лекарственные препараты, чтобы не было так: кому война, а кому мать родная. Если курс вырос на 20%, то это означает на 20, а не на 120».

Министерству здравоохранения было поручено осуществлять «общий контроль» за ситуацией, Министерству экономики – контроль за выполнением постановления о государственном регулировании цен на медицинские препараты.

 Проверяющие структуры поняли вдруг, что на рынке происходит нечто непонятное, и отправились, собственно, проверять. Нет сомнений, что виновные в самое ближайшее время понесут суровую кару.

Однако причины уникального для Украины повышения цен на лекарства следует все же искать не в розничных аптеках, хозяева которых, как будет скоро заявлено, «необоснованно наживаются на больных», не в мифических «оффшорах», где «делают накрутку в 400%», а несколько «ближе к Кабмину».

Начнем с заявлений Яценюка на заседании правительства, озвученных, конечно же, в первую очередь для «простого народа».

Первое – глава Кабмина сказал о том, что объем украинского рынка лекарственных препаратов составляет 4,3 млрд. долларов США.

Интересное заявление, учитывая то, что данными Арсений Петрович может оперировать лишь за 2013 год. Именно по 2013 году Государственная лекарственная служба Украины дала отчет в январе, сообщив о 36 миллиардах гривен.

Умножаем 11,6 (курс доллара) на 4,3 млрд, получаем 49 млрд. 880 млн. гривен.

12 миллиардов где-то потерялись. Попробуем разделись цифры Госслужбы на упомянутые Яценюком 4,3 млрд. Получаем 8,37. Вероятно, Премьер полагает, что это и есть курс доллара.

 Теперь что касается курса валюты, который вырос на 20%.

Вот цитата повторно:

«Что касается аптечных заведений. Курс нацвалюты изменился на 20% за последние 2 месяца, но это не 60%. Поэтому я обращаюсь ко всем, кто реализует лекарства, чтобы не было так: кому война, а кому мать родная…».

С момента назначения Кубива главой НБУ до 22 апреля, когда были произнесены слова об увеличении курса на 20%, курс доллара увеличился на 25,5%, с 8,938 грн/долл – до 11,22 грн/долл., а курс евро вырос на 26,9%, с 12,251 грн/евро – до 15,55 грн/евро.

Как будто бы все почти что правильно говорит Яценюк. Его путаница в цифрах (вспомните 4 миллиона на счету Госказначейства) стала уже настолько обыденным делом, что 5 - 7% можно простить. На первый взгляд. На самом же деле Арсений Петрович явно говорит неправду.

11 марта и 11 апреля стали для украинцев знаменательными – в эти дни на межбанковской валютной бирже курсы валют по отношению к гривне составили 13,50 за доллар, но котировки достигали и 13,90.

14 апреля официальный курс гривны по отношению к евро составлял 18,0018 гривны. Это уже другие цифры и другие проценты. Получается, в марте национальная валюта падала на 44%, в апреле – на 42%, а по сравнению с началом года гривна успела девальвировать почти на 69%.

Представьте себе, что курс завтра устанавливают на уровне 8 гривен за доллар. Возле каждого обменника ставят автоматчика, биржу вовсе прикрывают на день. И в этот день второе лицо в государстве делает заявление о том, что курс по сравнению с началом 2014-го года даже понизился.

На следующий день все начинается заново, но заявление уже прозвучало! Какая разница, что за курс был 22 апреля, если он и в марте, и в апреле падал до критической, рекордной отметки? Это к вопросу о профессионализме заявляющего.

Антимонопольный комитет взялся за дело и уже через пару дней дал предварительное заключение, в котором прозвучала интересная фраза:

«На сегодняшний день доля импортных лекарственных средств составляет более 70% от общего объема реализованных в Украине лекарственных средств».

 То есть цена-таки на самом деле напрямую связана с курсом валюты. Этим можно объяснить уже упомянутые мною 40%, но откуда взялись 90, а то и 100% подорожания? А кто говорил о 100%-ном подорожании?

И тут мы понимаем, что с подорожанием лекарственных средств не могут разобраться в самом Кабмине. За четыре дня до заявлений Яценюка о 120% министр финансов Шлапак делает свое заявление, которое сегодня, по непонятным причинам, забыто:

«На 60% подорожали лекарства. По некоторым позициям импортных лекарств – на 70%».

«Некоторые позиции» - это «если кто-то кое-где у нас порой» из известной песни. Получается, или Яценюк дал неадекватную цифру через четыре дня после слов Шлапака, или Шлапак соврал за четыре дня до заявления своего шефа.

Попробуем не заниматься рисованием цифр с потолка и гаданием на кофейной гуще. Обратимся к специалистам.

Proxima Research, многолетний лидер в области Business Intelligence-решений для поддержки маркетинга и продаж, проводит исследования фармрынка Украины еженедельно.
С 24 марта по 20 апреля по 20-ти основным группам медпрепаратов (согласно АТС-классификации) имеем прирост цены от 40,9% до 96,4%. Среднее подорожание – 70,14%.

Шлапак сказал правду? Нет.

 Среднее арифметическое высчитывается путем деления суммы чисел на их количество. То есть средняя зарплата четырех человек, трое из которых зарабатывают 100 гривен, а четвертый – 1 гривну, будет равна 75,25 гривны. Реально ли эта цифра отражает зарплату четвертого бедолаги или тех, кто получает 100 гривен?

Стоит в список вставить цифру с маленьким значением, и она тут же искажает картину. Потому разберемся детально.

Из 20 препаратов на 60-70% подорожало 6 препаратов, на 70-80% подорожало 2 препарата, на 80-96% - 7 препаратов. Половина списка, прибавившая в цене на 70-96%, - это похоже на «некоторые позиции подорожали на 70%»?

Реальнее все же слова Яценюка о 120%. Однако как странно звучали гневные тирады Премьера, чье ведомство 27 марта продавило в Раде закон «О предотвращении финансовой катастрофы и создании предпосылок для экономического роста в Украине», предусматривающий введение НДС на лекарственные средства!

Открываем «Налоговый Кодекс Украины».

Читаем пункт 4.1.9:

«Изменения любых элементов налогов и сборов не могут вноситься позднее чем за шесть месяцев до начала нового бюджетного периода, в котором будут действовать новые правила и ставки. Налоги и сборы, их ставки, а также налоговые льготы не могут изменяться в течение бюджетного года».

Пункт этот не просто так написан. Контракты заключаются не разово, а на год, это нормальная практика. И даже семипроцентное повышение стоимости в планы иностранных экспортеров никак не вписывалось. Кабмин и Рада нарушили закон. Они нарушили также баланс на рынке.

Но это оказалось цветочками.

 Потому что когда Министерство доходов и сборов отправило на таможни, также весьма озадаченные, разъяснительное письмо №7822/7/99-99-19-05-01-17, наступил шок.

Вот выдержка из письма:

«В случае если суммарная фактурная стоимость товаров превышает эквивалент 300 евро, их налогообложение осуществляется следующим образом:

для предприятий:

пошлина - по ставкам, определенным Таможенным тарифом Украины (Закон Украины от 19 сентября 2013 года N 584-VII);
налог на добавленную стоимость - по ставке 20 % согласно Налоговому Кодексу Украины».


Рынок лекарственных препаратов был загнан в угол. При ввозе медикаментов надо платить 20% НДС, а после ввоза при поставке в сеть оптовой торговли правительство берет… еще 7%! Оптовики отправляют товар в аптеки – опять 7%.

Дефицит лекарств стал ощущаться молниеносно. Тем временем министр Шлапак заверил население:

«Мы сможем удержать ситуацию за счет снижения рентабельности тех, кто на этом серьезно зарабатывал, и удержать цену на лекарства в аптеках на том уровне, который есть. Я убежден, что цены на лекарства, которые продаются в наших аптеках, не увеличатся».

Ровно через две недели после этого заверения Яценюк рассказал о повышении цены на 120%.

Осознав «ошибку», Рада спустя почти две недели после принятия Закона принимает 10 апреля новый закон – «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые другие законодательные акты Украины относительно устранения отдельных несогласованностей норм законодательства».

Сильно занятый проблемами в стране и.о. президента Турчинов подписывает Закон. Через неделю после принятия, 18 апреля. Всю эту неделю на фармрынке «слетают контракты».

И это не все. Как оказалось, закон «О предотвращении финансовой катастрофы…» катастрофу спровоцировал не только введением НДС, но и изменением в пункт 193.1 статьи 193 Налогового кодекса.

Ныне налогом в 7% облагаются поставки «изделий медицинского назначения, согласно перечню, утвержденному Кабинетом Министров Украины». Рынок медпрепаратов вздрогнул, и начали звучать вопросы «что вы имеете в виду?».

Какой еще «перечень»?

 4 апреля Миндоходов и сборов отправляет письмо, где подтверждает – режим освобождения от налогообложения касается препаратов, «утвержденных в перечне Кабмина».

Когда стало абсолютно очевидно, что под «перечнем» можно подразумевать сразу несколько документов, Кабмин в срочном порядке постановлением №118 перечень утверждает. 23 апреля, почти через месяц после принятия Закона, прописанного с ошибкой!

Но вот какая загвоздка. Внимательно прочтите наименование постановления Кабинета Министров и сравните с «Законом о предотвращении финансовой катастрофы...».

Или мы имеем дело с аматорами, на беду всего народа попавшими в Кабмин, или постановление №118 слепили за пять минут.

Потому что «изделия медицинского назначения» (постановление №867 и закон от 27 марта 2014) и «медицинские изделия» (постановление № 118) - это разные изделия, если речь идет о законе Украины, где важна каждая буква, не то что определение.

Так какие «изделия» освобождать от льготного налогообложения?

В данном материале отражена всего лишь часть предпосылок к началу лихорадки на рынке фармпрепаратов и повышению цен. Выводы о том, кто же на самом деле виновен в этой лихорадке, способен сделать каждый, кто все вышеизложенное прочел. Выводы эти лежат на поверхности и вполне очевидны…

Анатолий Шарий

1 комментарий:

  1. Ліки можуть дешевшити можуть дорожати, але розуміти , що це таке та як його приймати, можно ось на цбому ресурсі.
    https://rx.ua/
    ДОВІДНИК ЕКВІВАЛЕНТНОСТІ ЛІКАРСЬКИХ ЗАСОБІВ, в якому можно довідатись багато про що цікаве, та почитати про ліки буз реклами.

    ОтветитьУдалить