Яценюк намыливает веревку Украине
Верховная Рада Украины рассмотрит законопроект о применении экономических санкций в отношении России. Планируется вынести ограничительные меры относительно 172 физических лиц и 65 юридических лиц, преимущественно – основанных российскими гражданами и организациями.
Если пакет санкций будет принят, Украину ожидает окончательный коллапс экономики.
Потери от введения санкций для Украины Яценюк оценил в $7 млрд. долларов в год. «Мы понимаем цену, которую заплатит Украина. Но мы готовы платить этим за свою независимость», - отметил премьер. Похоже, политик лукавит, когда говорит о некой известной «цене» и готовности ее платить. Сворачивание экономического сотрудничества с Россией чревато закрытием множества предприятий. Это негативно скажется на занятости населения и объеме налоговых поступлений. Сможет ли премьер пояснить, чем будут восполнены эти потери, компенсация которых потребует миллиарды долларов и займет годы, а ведь с терпением у граждан Украины уже плохо, в Киеве снова жгут покрышки...
ВВП Украины в текущем году стремительно сокращается на фоне трагических событий на востоке страны. За ІI квартал 2014г. по сравнению с соответствующим кварталом 2013г. он составил 95,3%. Другой важный индикатор экономики - индекс промышленной продукции - аналогично падает, за тот же период, упавший почти на 5 %. Украина стоит на пороге дефолта. Без того крайне тяжелое положение Кабмин собирается усугубить санкциями против России, которые естественно способны нанести ущерб российской экономики, однако через окончательное разрушение украинской.
Надо ли пояснять, что экономика Украины крайне зависит от участия российского капитала? В 2013 году в структуре украинского экспорта торговля с Россией занимала 23,7%, чуть меньше чем совокупная Европа. Доля российских инвестиций за прошлый год составила 7,4% (4 место в списке иностранных инвесторов). Логично, что любое ограничение, накладываемое на российско-украинские экономические отношения – чревато дальнейшим спадом в экономике.
Известный украинский экономист, академик Валерий Геец в интервью киевскому изданию «Економическая правда», отвечая на вопрос «сколько лет понадобится, чтобы украинская экономика "отлипла" от российской?», сказал следующее: «До какого-то цивилизованного уровня - минимум два года», правда, отметив, что «совсем "отлипнуть" не получится». Примечательно, что в качестве «успешного» примера «отлипания» он привел опыт Прибалтики, которая после распада СССР лишилась уникального промышленного комплекса.
Для того, чтобы понимать глубину взаимосвязи наших экономик и вероятные последствия, достаточно несколько примеров.
Украина, обладающая уникальным авиапромышленным комплексом, крайне зависит от своих российских коллег. Производство ряда комплектующих изделий для украинского самолета АН-148 осуществляет воронежское авиастроительное предприятие «ВАСО» и московский НПЦ «Салют». При этом реализация проекта АН-148 была профинансирована Россией почти полностью. В 2011 году на проект было выделено 3,7 млрд. рублей. Другое уникальное предприятие «Мотор Сич», производящее авиадвигатели, занимает порядка 40% российского рынка. Опасаясь губительных санкций в «Мотор Сич» уже заявили о переносе сборочного производства на территорию России.
Но если без собственных самолетов прожить можно, то, как быть без электричества? Украинская атомная энергетика, которая согласно энергетическому балансу страны занимает долю в 27,7%, крайне зависит от поставок российского ядерного топлива и комплектующих для атомных реакторов.
Разговоры о том, что украинские атомщики найдут замену России в лице западных компаний - не более, чем спекуляции. Украинские АЭС сконструированы по советским проектам и, следовательно, могут обслуживаться только производителем, т.е. российской стороной. Модернизация и замена энергоблоков в соответствии с западными стандартами – это многомиллиардные инвестиции. Но такими средствами украинское правительство не обладает. Даже европейская Венгрия в начале года заключила контракт с Россией на модернизацию энергоблоков своих АЭС в силу тех же причин.
Десятки харьковских, днепропетровских, донецких, запорожских, мариупольских, николаевских и одесских предприятий машиностроения, металлургии и химической промышленности, так или иначе, зависят от российского участия - рынки сбыта, комплектующие и инвестиции.
Например, харьковский «Турбоатом» поставляет турбины для «ГК Росатом». Другой крупный поставщик Росатома – краматорский «Энергомашспецсталь» обеспечивает работой почти 3000 человек и вряд ли выживет без российских контрактов. Вагоностроительная отрасль на 70% зависит от продаж в РФ. Производитель железнодорожных тепловозов в Луганской области «Лугансктепловоз», который производит локомотивы для электричек и грузовых составов, входит в состав российской компании «Трансмашхолдинг». Экспорт тепловозов составляет половину стоимости экспорта продукции машиностроения Украины, при этом большая часть тепловозов уходит в Россию. Без кооперации с Россией окончательно погибнет Николаевский судостроительный завод, располагающий мощностями для производства авианосцев.
Большие потери понесет украинское сельское хозяйство, если санкции затронут эту отрасль народного хозяйства. По оценкам Валерия Гееца украинские экспортеры потеряют порядка 670 млн. долларов.
Если же санкции затронут финансовый сектор, то в Кабмине должны помнить о том, что объем российского капитала в банковской системе Украины составляет порядка 32%.
Справедливо отметить, что разрыв экономических связей ударит и по российской экономике. Вышеперечисленные украинские предприятия являются поставщиками и покупателями для десятков российских предприятий. Причем некоторые украинские предприятия являются для нас стратегическими. Например, днепропетровский ракетостроительный завод «Южмаш» осуществляет техническое обслуживание серии межконтинентальных баллистических ракет, среди которых до сих пор не имеющая аналогов «Сатана» (РС-20). Это ставит под угрозу работоспособность российского ядерного щита. Как недавно стало известно, Программа импортозамещения в области оборонно-промышленного комплекса обойдется нашему бюджету в 50 миллиардов рублей.
Но если вред, который могут нанести санкции со стороны Украины, не является критическим для российской экономики, то для украинской – санкции могут стать последним ударом. Почти все отрасли промышленности Украины связаны с Россией и принятие санкций подобно хождению по минному полю – всего один неправильный шаг и экономика Украины потерпит окончательный крах.
Дмитрий Заворотный
_______________________________________________________________________
Если пакет санкций будет принят, Украину ожидает окончательный коллапс экономики.
Потери от введения санкций для Украины Яценюк оценил в $7 млрд. долларов в год. «Мы понимаем цену, которую заплатит Украина. Но мы готовы платить этим за свою независимость», - отметил премьер. Похоже, политик лукавит, когда говорит о некой известной «цене» и готовности ее платить. Сворачивание экономического сотрудничества с Россией чревато закрытием множества предприятий. Это негативно скажется на занятости населения и объеме налоговых поступлений. Сможет ли премьер пояснить, чем будут восполнены эти потери, компенсация которых потребует миллиарды долларов и займет годы, а ведь с терпением у граждан Украины уже плохо, в Киеве снова жгут покрышки...
ВВП Украины в текущем году стремительно сокращается на фоне трагических событий на востоке страны. За ІI квартал 2014г. по сравнению с соответствующим кварталом 2013г. он составил 95,3%. Другой важный индикатор экономики - индекс промышленной продукции - аналогично падает, за тот же период, упавший почти на 5 %. Украина стоит на пороге дефолта. Без того крайне тяжелое положение Кабмин собирается усугубить санкциями против России, которые естественно способны нанести ущерб российской экономики, однако через окончательное разрушение украинской.
Надо ли пояснять, что экономика Украины крайне зависит от участия российского капитала? В 2013 году в структуре украинского экспорта торговля с Россией занимала 23,7%, чуть меньше чем совокупная Европа. Доля российских инвестиций за прошлый год составила 7,4% (4 место в списке иностранных инвесторов). Логично, что любое ограничение, накладываемое на российско-украинские экономические отношения – чревато дальнейшим спадом в экономике.
Известный украинский экономист, академик Валерий Геец в интервью киевскому изданию «Економическая правда», отвечая на вопрос «сколько лет понадобится, чтобы украинская экономика "отлипла" от российской?», сказал следующее: «До какого-то цивилизованного уровня - минимум два года», правда, отметив, что «совсем "отлипнуть" не получится». Примечательно, что в качестве «успешного» примера «отлипания» он привел опыт Прибалтики, которая после распада СССР лишилась уникального промышленного комплекса.
Для того, чтобы понимать глубину взаимосвязи наших экономик и вероятные последствия, достаточно несколько примеров.
Украина, обладающая уникальным авиапромышленным комплексом, крайне зависит от своих российских коллег. Производство ряда комплектующих изделий для украинского самолета АН-148 осуществляет воронежское авиастроительное предприятие «ВАСО» и московский НПЦ «Салют». При этом реализация проекта АН-148 была профинансирована Россией почти полностью. В 2011 году на проект было выделено 3,7 млрд. рублей. Другое уникальное предприятие «Мотор Сич», производящее авиадвигатели, занимает порядка 40% российского рынка. Опасаясь губительных санкций в «Мотор Сич» уже заявили о переносе сборочного производства на территорию России.
Но если без собственных самолетов прожить можно, то, как быть без электричества? Украинская атомная энергетика, которая согласно энергетическому балансу страны занимает долю в 27,7%, крайне зависит от поставок российского ядерного топлива и комплектующих для атомных реакторов.
Разговоры о том, что украинские атомщики найдут замену России в лице западных компаний - не более, чем спекуляции. Украинские АЭС сконструированы по советским проектам и, следовательно, могут обслуживаться только производителем, т.е. российской стороной. Модернизация и замена энергоблоков в соответствии с западными стандартами – это многомиллиардные инвестиции. Но такими средствами украинское правительство не обладает. Даже европейская Венгрия в начале года заключила контракт с Россией на модернизацию энергоблоков своих АЭС в силу тех же причин.
Десятки харьковских, днепропетровских, донецких, запорожских, мариупольских, николаевских и одесских предприятий машиностроения, металлургии и химической промышленности, так или иначе, зависят от российского участия - рынки сбыта, комплектующие и инвестиции.
Например, харьковский «Турбоатом» поставляет турбины для «ГК Росатом». Другой крупный поставщик Росатома – краматорский «Энергомашспецсталь» обеспечивает работой почти 3000 человек и вряд ли выживет без российских контрактов. Вагоностроительная отрасль на 70% зависит от продаж в РФ. Производитель железнодорожных тепловозов в Луганской области «Лугансктепловоз», который производит локомотивы для электричек и грузовых составов, входит в состав российской компании «Трансмашхолдинг». Экспорт тепловозов составляет половину стоимости экспорта продукции машиностроения Украины, при этом большая часть тепловозов уходит в Россию. Без кооперации с Россией окончательно погибнет Николаевский судостроительный завод, располагающий мощностями для производства авианосцев.
Большие потери понесет украинское сельское хозяйство, если санкции затронут эту отрасль народного хозяйства. По оценкам Валерия Гееца украинские экспортеры потеряют порядка 670 млн. долларов.
Если же санкции затронут финансовый сектор, то в Кабмине должны помнить о том, что объем российского капитала в банковской системе Украины составляет порядка 32%.
Справедливо отметить, что разрыв экономических связей ударит и по российской экономике. Вышеперечисленные украинские предприятия являются поставщиками и покупателями для десятков российских предприятий. Причем некоторые украинские предприятия являются для нас стратегическими. Например, днепропетровский ракетостроительный завод «Южмаш» осуществляет техническое обслуживание серии межконтинентальных баллистических ракет, среди которых до сих пор не имеющая аналогов «Сатана» (РС-20). Это ставит под угрозу работоспособность российского ядерного щита. Как недавно стало известно, Программа импортозамещения в области оборонно-промышленного комплекса обойдется нашему бюджету в 50 миллиардов рублей.
Но если вред, который могут нанести санкции со стороны Украины, не является критическим для российской экономики, то для украинской – санкции могут стать последним ударом. Почти все отрасли промышленности Украины связаны с Россией и принятие санкций подобно хождению по минному полю – всего один неправильный шаг и экономика Украины потерпит окончательный крах.
Дмитрий Заворотный