Бандеросовок

Требование украинского Нацбанка об обязательной конвертации валютной выручки, а также выдаче валютных вкладов на руки исключительно в гривне абсолютно всем, включая иностранцев, - это первый шаг к возврату во времена командно-административной системы четвертьвековой давности.

Со всеми вытекающими из этого уродливыми явлениями, бытовавшими тогда в сфере финансов и торговли.

Люди старшего поколения помнят времена, когда советский рубль был неконвертируемым. То есть, свободно поменять его на деньги другой страны было нельзя. Соответственно, держать инвалюту нашим гражданам тоже не дозволялось под страхом уголовной ответственности: все финансовые поступления из-за рубежа выдавались в виде специальных чеков Внешторгбанка, которые можно было отоварить только через особые магазины с богатым выбором товаров и низкой доступностью для простых смертных.

Назывались они «Берёзка». Впрочем, в Украинской ССР «Берёзок» не существовало, а были «Каштаны» с теми же самыми функциями. В портовых городах их роль выполняли «Альбатросы», но туда допускали исключительно моряков. Был ещё Внешпосылторг, осуществлявший дистанционную торговлю за валюту с теми же функциями.

Старожилы смогут рассказать о магазинах сети «Торгсин» из довоенных времён: они были аналогичны позднесоветским «Берёзкам», но, в качестве оплаты на кассе принимали ещё и драгметаллы.

К чему это я? Да к тому, что искусственное регулирование валютного рынка приведёт к разделению наличествующих в обороте денег на «плохие» и «хорошие»

«Плохие» деньги — это те, которые используются при повседневных сделках. Ими же чаще всего выплачивается и зарплата.

«Хорошие» деньги служат для хранения сбережений и оплаты дорогостоящих покупок.

В старину «хорошие» деньги от «плохих» отличались металлом или сплавом из которого они были отчеканены: чем больше недрагоценного компонента было в монете, тем она считалась хуже. Сейчас в роли «хороших» денег выступает одна из мировых резервных валют, но не везде: в той же России рубль достаточно твёрдо стоит на ногах, поэтому инвалютный оборот внутри страны весьма невелик.

На Украине рынок недвижимости и автомобилей привязан к доллару: за гривны даже не всегда продавец захочет отдавать товар покупателю, или же как следует «загнёт» цену. Всё время существования этого государства неофициальная оценка уровня доходов гражданами велась в долларовом эквиваленте: человек скажет что у него зарплата столько-то баксов, но никак не гривен. Хотя платят ему на работе отнюдь не «зелёными». В долларах и евро украинцы хранят свои сбережения.

В стране до сих пор существует «чёрный» рынок валюты: многочисленные менялы присутствуют на базарах и в прочих людных местах. В ряде крупных городов, например, он именуется «негробанком»: незаконные валютные операции там активно осуществляют иностранные студенты местных вузов.

К чему это приведёт — в комментариях не нуждается. Спрос на инвалюту продолжит подстёгивание дальнейшего обесценивания гривны и вытеснение её из оборота при купле-продаже дорогостоящих товаров. Нельзя исключать и появление двойных ценников на рынках в приграничных районах, когда покупать товар за деньги соседнего государства окажется выгоднее, чем за гривны.

Сфера торговли и сервиса тоже может нарушить букву закона о том, что гривна является единственным законным платёжным средством: не исключён ренессанс валютных магазинов, а в дорогом ресторане или клубе рассчитаться можно будет только в долларах и евро. Проверки можно не опасаться: заведение закрытое с фейс-контролем на входе.

Вслед за расслоением граждан на имеющих валюту и не имеющих таковой (первым будут доступны более качественные товары и услуги, а вторые лишатся и менее качественных), стоит также ожидать активизации грабежа государством тех украинцев, которые работают за границей: переводы из-за рубежа часто являются единственным средством существования их семей, только теперь они будут выплачиваться в обесцененной гривне по заниженному курсу.

Таковы результаты ручного управления финансами. Впрочем, те, кто хотел в Европу — пусть теперь теперь не плачется, что попал в «совок»: известно куда выстлана дорога благими намерениями.

Отсюда