Реальность войны и фикция минских переговоров

Недавно президент Украины Петр Порошенко с оптимистической уверенностью выразил надежду на то, что трехсторонняя контактная группа на своём заседании в Минске 5 сентября подпишет документ, предусматривающий этапы внедрения мирного плана Украины.

«Чрезвычайно важно, что ключевым элементом этого плана является прекращение огня. Если встреча состоится и это (подписание плана) будет подтверждено, мы надеемся, что имплементация мирного плана будет начата завтра», – подчеркнул Порошенко.

При этом он акцентировал внимание на том, что «Украина является страной, которая четко придерживается обязательств, международного права и которая сегодня является объектом агрессии со стороны соседнего государства», то есть – России.

В свою очередь пресс-служба Петра Порошенко сообщила, что в ходе его телефонного разговора с Владимиром Путиным была достигнута договоренность о постоянном прекращении огня на Донбассе.

Но тут же в ответ на это пресс-секретарь главы российского государства Дмитрий Песков заявил, что президенты Украины и России Петр Порошенко и Владимир Путин обсудили шаги к миру, но не договаривались о прекращении огня. «Путин и Порошенко действительно обсудили шаги, которые бы способствовали прекращению огня между ополченцами и украинскими силовиками. Договариваться о прекращении огня Россия не может физически, поскольку не является стороной конфликта», — заявил Песков.

В свою очередь сам Путин, на вопрос журналистов относительно деталей его телефонного разговора с Порошенко сообщил, что разговор был, и ему показалось, что его и украинского президента взгляды «на пути урегулирования конфликта очень близки». В связи с этим, российский президент рассказал о том, что по дороге из Благовещенска в Улан-Батор «прямо в самолете набросал некоторые соображения, можно сказать, некоторый такой план действий».

План действий Владимира Путина включает в себя семь пунктов.

1. Прекращение активных наступательных операций вооруженных сил и вооруженных формирований ополчения юго-востока Украины на Донецком и Луганском направлениях.

2. Отведение вооружённых сил Украины на расстояние, исключающее возможность обстрела населенных пунктов артиллерией и всеми видами систем залпового огня.

3. Осуществление полноценного и объективного международного контроля за соблюдением условий прекращения огня и организации мониторинга обстановки в созданной таким образом зоне безопасности.

4. Исключение применения боевой авиации против мирных граждан и населенных пунктов в зоне конфликта.

5. Организация обмена насильственно удерживаемых лиц по формуле «всех на всех» без каких-либо предварительных условий.

6. Открытие гуманитарного коридора для передвижения беженцев и доставки гуманитарных грузов в города и другие населенные пункты Донбасса, Донецкой и Луганской областей.

7. Обеспечение возможности направления в пострадавшие населенные пункты Донбасса ремонтных бригад для восстановления разрушенных объектов социальной и жизнеобеспечивающей инфраструктуры, оказание помощи им в подготовке к зиме.

Не трудно заметить, что предложенный план является сугубо техническим. Он представляет собой рабочую схему остановки военных действий. Но только в том случае, если стороны конфликта непосредственно договорились о прекращении огня и приняли соответствующее совместное политическое решение. Но кто, где и когда принял такое решение? Разве полномочные представители воюющих сторон уже сидели за столом мирных переговоров?

Из всех вышеизложенных фактов вытекает только один вывод: Владимиру Путину всё-таки (как он сам сказал) показалось, что его и украинского президента взгляды на пути урегулирования конфликта очень близки, а Петру Порошенко, в свою очередь, показалось, что с Россией достигнута договоренность о постоянном прекращении огня на Донбассе и имплементации мирного плана Украины.

Для Москвы заседание трёхсторонней контактной группы в Минске это всего лишь консультации, а для Киева – единственно возможные переговоры по урегулированию конфликта. Для Порошенко не существует никакого иного мирного плана, кроме того, который он сам написал, а Путин в свою очередь предлагает своё видение решения проблемы. В данном случае нет общей позиции.

При этом «пазлы» переговоров не складываются и не сложатся ещё и по той простой причине, что один необходимый для этого «пазл» отсутствует. Это — представители ДНР и ЛНР. Песков ведь не зря подчеркнул, что «договариваться о прекращении огня Россия не может физически, поскольку не является стороной конфликта». Точно так же она не может договариваться и относительно урегулирования конфликта в целом. Это Киеву необходимо делать за столом переговоров с Донецком и Луганском, а не с Москвой. Но для Порошенко это неприемлемо.

Ведь украинский президент не зря упорно настаивает на решение донбасской проблемы исключительно с Россией, игнорируя ДНР и ЛНР.

Во-первых, официальные переговоры с «террористами» и «сепаратистами» уже сами по себе уравнивают стороны конфликта и вынуждают Киев признать политическую субъектность и государственную суверенность мятежных республик.

Во-вторых, любое урегулирование вооружённого конфликта на Донбассе в формате Украина-Россия-ОБСЕ автоматически подтверждает умозрительную, пропагандистскую концепцию Киева и Вашингтона о том, что Украина сейчас воюет не с восставшим украинским народом, а с Россией. Не зря же Киев постоянно твердит о «российском вторжении».

Именно поэтому договорённости по урегулированию конфликта без участия ДНР и ЛНР в принципе невозможны. Пока Порошенко не сядет за стол переговоров с правительствами самопровозглашённых республик, любой мирный план – ничего не значащая бумажка. Но для украинского президента это в принципе невозможно. Перед ним стоит важная задача доказать всему миру, что Россия вторглась на территорию Украины. Не зря Барак Обама считает, что конфликт будет урегулирован лишь после того, как РФ признает, «что контролирует сепаратистов». Иначе говоря, Вашингтон и Киев изначально выдвигают неприемлемые для Москвы условия мирного урегулирования.

Поэтому можно с уверенностью прогнозировать, что 5 сентября минские переговоры в рамках контактной группы закончатся ничем. Для реального результата нет необходимых политических предпосылок.

Кроме того, вызывает большое сомнение и сама заинтересованность сторон в мирном урегулировании.

Не зря Порошенко говорит именно о прекращения огня. На данный момент, с учётом очередного военного поражения ВСУ и стремительным откатом украинской армии на всех фронтах, Киеву необходима передышка для формирования новых армейских подразделений, получения от Запада тяжёлых вооружений (которые неофициально сейчас идут на Украину из Восточной Европы в виде старой советской техники) и реорганизации разгромленных частей ВСУ. Дееспособность украинской армии подорвана катастрофически, отсюда и миролюбивая риторика украинского президента. Фактически Порошенко необходим не мир, а передышка, дающая возможность дальнейшего продолжения войны.

Впрочем, в сложившейся ситуации желания украинского президента, мягко говоря, вторичны. Прежде всего, это обусловлено тем, что Петр Порошенко лишен самостоятельности, находясь в полной зависимости (политической, финансовой, военной) от Вашингтона. Без западной широкомасштабной поддержки нынешний режим на Украине давно бы уже рухнул под тяжестью непреодолимых проблем. Киев, не безосновательно, утверждает, что "ДНР" и "ЛНР" контролируются Москвой, но при этом не менее очевиден и тот факт, что украинская власть является разменной пешкой в американской геополитической игре.

По этой причине прекращение войны на Донбассе может произойти лишь в формате российско-американских договоренностей, в рамках которых Москва и Вашингтон смогут найти компромисс, а Украина и "Новороссия" эти договоренности оформят за столом официальных переговоров.

Но, судя по всему, на данный момент еще не сложились объективные факторы, позволяющие России и США найти алгоритм решения украинской проблемы, удовлетворяющий как россиян, так и американцев. И если этот алгоритм не будет найден, военный конфликт в Украине закончится лишь тогда, когда одна из противоборствующих сторон потерпит военное поражение.

Отсюда