Без иллюзий о завтрашнем дне
Очень интересная статья чешского журналиста Яна Петранека. Особо стоит обратить внимание на то, откуда начался процесс «Крымских событий». Дано в сокращенном варианте.
Михаил Горбачев внес свой вклад в новую эру международных отношений. Однако его попытка превратить Советский Союз в Восточную империю с человеческим лицом не могла увенчаться успехом и не увенчалась. В Одессе говорят, что каждый старый осьминог умрет, даже если он цепляется за жизнь всеми своими щупальцами. Но отрицать, что Горбачев старался, нельзя.
Экономические убытки России вследствие катастрофического хаотического перехода к капитализму в два раза превысили потери, которые СССР понес в ходе Второй мировой войны. Это стало финальным счетом за социальный эксперимент, поставленный Ульяновым и Джугашвили. Если бы во второй половине 20 века западное общество не начало бы динамично развиваться все более скорыми темпами, их стагнирующий большевизм смог бы продержаться еще какое-то время.
То, что происходит сейчас на Украине, это просто новая глава в геополитической борьбе за позиции и власть. Глобализация порядком «перетряхнула» Земной шар. США считают Прибалтику предместьем Бостона, а Китай восстанавливает старый Шелковый путь в «Старый Свет». Как по суше, так и по морю. Экономические и политические интересы отстаиваются и будут отстаиваться невероятно жесткими методами, хотя для журналистских камер всегда будет готова стандартная улыбка. Война всегда была продолжением политики. Санкции же являются новой формой войны. Или ее преддверием, а возможно, ее сопровождением или дополнением.
О том, как в Сочи Владимир Путин анализировал столкновение интересов США, ЕС и России, очень красноречиво высказался, прежде столь сдержанный, Михаил Горбачев, который сказал, что полностью поддерживает то, что заявил российский президент, и подписывается под каждой мыслью, высказанной Путиным в Сочи.
В чем суть? Кремль полагает, что США делают все, чтобы поразить русского медведя. Цель — ослабить Москву до такой степени, чтобы она соглашалась с западной военной, экономической и моральной доктриной. Именно так на это смотрит российское правительство, и, что еще важнее, так же это видит большая часть российского общества. К сожалению, Барак Обама не особо прислушивается к голосам некоторых влиятельных американских политиков, которые говорят, что унижать Россию не мудрый подход. Санкции ей очень вредят, но ее население имеет большой опыт по части выживания в трудные времена. Нарастает психоз, который выльется в месть. Сегодня западная политика вредит, в первую очередь, российским возможностям демократического развития. На дипломатическом языке это называется «контрпродуктивная ориентация».
Если бы Украина вошла в Североатлантический альянс, то его военные силы были бы к Волгограду ближе, чем Прага к Будеевицам. Но это то, чего Москва не намерена допускать, даже если бы началась невообразимая Третья мировая. Зашло все настолько далеко, что она вообразима? К сожалению, да. Нужно об этом открыто сказать. Этим начинается защита от скатывания в область античеловечных концепций, откуда бы они не исходили.
Украина увязла по пояс в экономических проблемах. Выбраться из них она имеет шанс, только если она не станет и не будет барьером западноевропейского мира против России. Она должна одинаково хорошо ладить и с Западом, и с Россией.
Угрожать России военными средствами глупо. По-прежнему актуально мудрое высказывание Черчилля о том, что Россия никогда не является настолько сильной, как хочет казаться, но и такой слабой, как того хотели бы ее противники. На Путина обрушивается гнев и презрение Обамы, как о том откровенно пишет большая часть американских СМИ. Но чтобы кто ни думал о российском президенте, он является наиболее способным из всех представителей России в современной истории. Он несговорчив, но реалистически прагматичен. Он никогда не отдал бы приказ занять Крым, если бы в Киеве не случились принципиальные изменения под таким сильным, полностью определяющим ход событий, давлением ультраправых и неонационалистических сил. Уже с января Москва знала (русская разведка знает свое дело и работает, вероятно, лучше всех на постсоветском пространстве), что украинские строительные компании начали ремонтировать и модернизировать объекты в Крыму по очень особенному заказу. Там свои силы хотели разместить части американских спецслужб. Трудно было не догадаться, что после смены власти в Киеве в планах НАТО (скажем, после 2017 года) будет принудить Москву к уходу с российской морской базы в Севастополе.
Несомненно, Россия уже несколько имела, после анализа изменений в военной расстановке сил (создание новых американских баз, морских и авиационных, в Румынии, в Болгарии и даже трех стратегических баз в Косово), разработанный план того, как не позволить выгнать себя из Крыма, не допустить спуска флага российского Военно-морского флота над Севастополем. А он является одним из наиболее значимых символов победы над гитлеровской Германией.
Кто хоть что-то знает о военных доктринах 21 века, знает и то, что современная стратегия ставит в планах будущего конфликта на первое место военно-морские силы, а также авиацию и ракеты. Новая российская подлодка («Юрий Долгорукий»), достроенная в спешке, как раз стала примером того, как из глубин моря можно выпустить стратегическую межконтинентальную ракету и на расстоянии 8 тыс. км попасть точно в цель на полигоне Кура на Камчатке. В Польше это назвали угрожающей демонстрацией силы. Это была ракета «Булава», которая долгое время имела конструкционные проблемы. При этом она призвана стать основным российским оружием на многие десятилетия. А поскольку, как говорят в России, один раз не считается, вскоре можно ожидать варианты испытания «Булавы» в разных режимах.
Важным был новостной сюжет об этом испытании, который передали по российскому телевидению. Непосредственно на подлодке сняли капитана, который дал команду к старту. Затем последовали кадры с самолетов. На них показали ракету, которая вылетела из глубин как «пробка из бутылки шампанского». За несколько секунд над поверхностью «Булава» сориентировалась, согласно своей гироскопической системе, и направилась в направлении от Белого моря по частично спутниковому пути на Камчатку.
Огромная подводная лодка «Юрий Долгорукий» имеет в своих недрах 16 межконтинентальных баллистических ракет «Булава», каждая из которых несет 10 атомных блоков. Перед прилетом на вражескую территорию они запрограммировано разделяются и поражают каждая свою цель. К ней они летят не прямо — они могут лавировать, чтобы усложнить защиту от себя.
Путинская доктрина говорит об ассиметричном ответе на возможное нападение. У России нет ресурсов, чтобы иметь большую сухопутную армию. Еще при Горбачеве униформу носили 5 млн военнослужащих (из них несколько тысяч женщин). Теперь же их менее миллиона. Для фронтовой концепции боев в Европе (а где еще?) этого совершенно недостаточно. Это, разумеется, находит отражение в политических и военных планах. Поэтому у России нет даже принципиальной реалистичной концепции военных действий на запад от ее границ. Однако у нее есть, на случай Апокалипсиса, концепция оборонного ответа, прежде всего за счет ее военно-морских сил, прежде всего подлодок. Россия не способна иметь реальной концепции нападения, которое увенчалось бы успехом.
В начале октября российское телевидение похвасталось работой суперсовременного радарного комплекса «Дон». Он построен к северу от Москвы и выглядит как огромная пирамида, у которой отстроена, однако, лишь нижняя половина. Верхней части нет. Вместо нее — лишь большой бетонный куб. Радар «Дон» уникален. Это последнее (в российских условиях) слово электронной техники. Он «прорезает» пространство до 40 тысяч км и может наблюдать за такими малыми объектами, как мяч для игры в гольф. «Дон» — это электронная подзорная труба, обозревающая все стороны света и работающая для ультракомпьютерного командования противоракетной и противовоздушной обороны. Это глаза, которые следят за горизонтом на 360 градусов. Обнаруженная ими угроза может через пару секунд получить ответный удар.
Но достаточно ли надежна работа Дона? И других радарных станций? Радары по-прежнему необходимо комплексно испытывать на предмет их зоркости. Вероятно, поэтому в последние дни российские военные самолеты совершают вылеты над областями, непосредственно (еще допустимо) прилегающими к воздушным границам западноевропейских стран. Самолеты НАТО, разумеется, тут же вылетели им навстречу и контролировали их планы и передвижения. Наверное, командная и мониторинговая службы радара «Дон» остались довольны этими масштабными испытаниями. Быстро реагирующие спарринг-партнеры НАТО выполнили (и за свои же деньги) неожиданную задачу, которую для них придумали в российском генштабе. Это русский ответ на десятки авиационных патрулей самолетов НАТО в этом году, летавших в непосредственной близости от России.
Автор Ян Петранек (“Nova Republika”, Чехия)
Михаил Горбачев внес свой вклад в новую эру международных отношений. Однако его попытка превратить Советский Союз в Восточную империю с человеческим лицом не могла увенчаться успехом и не увенчалась. В Одессе говорят, что каждый старый осьминог умрет, даже если он цепляется за жизнь всеми своими щупальцами. Но отрицать, что Горбачев старался, нельзя.
Экономические убытки России вследствие катастрофического хаотического перехода к капитализму в два раза превысили потери, которые СССР понес в ходе Второй мировой войны. Это стало финальным счетом за социальный эксперимент, поставленный Ульяновым и Джугашвили. Если бы во второй половине 20 века западное общество не начало бы динамично развиваться все более скорыми темпами, их стагнирующий большевизм смог бы продержаться еще какое-то время.
То, что происходит сейчас на Украине, это просто новая глава в геополитической борьбе за позиции и власть. Глобализация порядком «перетряхнула» Земной шар. США считают Прибалтику предместьем Бостона, а Китай восстанавливает старый Шелковый путь в «Старый Свет». Как по суше, так и по морю. Экономические и политические интересы отстаиваются и будут отстаиваться невероятно жесткими методами, хотя для журналистских камер всегда будет готова стандартная улыбка. Война всегда была продолжением политики. Санкции же являются новой формой войны. Или ее преддверием, а возможно, ее сопровождением или дополнением.
О том, как в Сочи Владимир Путин анализировал столкновение интересов США, ЕС и России, очень красноречиво высказался, прежде столь сдержанный, Михаил Горбачев, который сказал, что полностью поддерживает то, что заявил российский президент, и подписывается под каждой мыслью, высказанной Путиным в Сочи.
В чем суть? Кремль полагает, что США делают все, чтобы поразить русского медведя. Цель — ослабить Москву до такой степени, чтобы она соглашалась с западной военной, экономической и моральной доктриной. Именно так на это смотрит российское правительство, и, что еще важнее, так же это видит большая часть российского общества. К сожалению, Барак Обама не особо прислушивается к голосам некоторых влиятельных американских политиков, которые говорят, что унижать Россию не мудрый подход. Санкции ей очень вредят, но ее население имеет большой опыт по части выживания в трудные времена. Нарастает психоз, который выльется в месть. Сегодня западная политика вредит, в первую очередь, российским возможностям демократического развития. На дипломатическом языке это называется «контрпродуктивная ориентация».
Если бы Украина вошла в Североатлантический альянс, то его военные силы были бы к Волгограду ближе, чем Прага к Будеевицам. Но это то, чего Москва не намерена допускать, даже если бы началась невообразимая Третья мировая. Зашло все настолько далеко, что она вообразима? К сожалению, да. Нужно об этом открыто сказать. Этим начинается защита от скатывания в область античеловечных концепций, откуда бы они не исходили.
Украина увязла по пояс в экономических проблемах. Выбраться из них она имеет шанс, только если она не станет и не будет барьером западноевропейского мира против России. Она должна одинаково хорошо ладить и с Западом, и с Россией.
Угрожать России военными средствами глупо. По-прежнему актуально мудрое высказывание Черчилля о том, что Россия никогда не является настолько сильной, как хочет казаться, но и такой слабой, как того хотели бы ее противники. На Путина обрушивается гнев и презрение Обамы, как о том откровенно пишет большая часть американских СМИ. Но чтобы кто ни думал о российском президенте, он является наиболее способным из всех представителей России в современной истории. Он несговорчив, но реалистически прагматичен. Он никогда не отдал бы приказ занять Крым, если бы в Киеве не случились принципиальные изменения под таким сильным, полностью определяющим ход событий, давлением ультраправых и неонационалистических сил. Уже с января Москва знала (русская разведка знает свое дело и работает, вероятно, лучше всех на постсоветском пространстве), что украинские строительные компании начали ремонтировать и модернизировать объекты в Крыму по очень особенному заказу. Там свои силы хотели разместить части американских спецслужб. Трудно было не догадаться, что после смены власти в Киеве в планах НАТО (скажем, после 2017 года) будет принудить Москву к уходу с российской морской базы в Севастополе.
Несомненно, Россия уже несколько имела, после анализа изменений в военной расстановке сил (создание новых американских баз, морских и авиационных, в Румынии, в Болгарии и даже трех стратегических баз в Косово), разработанный план того, как не позволить выгнать себя из Крыма, не допустить спуска флага российского Военно-морского флота над Севастополем. А он является одним из наиболее значимых символов победы над гитлеровской Германией.
Кто хоть что-то знает о военных доктринах 21 века, знает и то, что современная стратегия ставит в планах будущего конфликта на первое место военно-морские силы, а также авиацию и ракеты. Новая российская подлодка («Юрий Долгорукий»), достроенная в спешке, как раз стала примером того, как из глубин моря можно выпустить стратегическую межконтинентальную ракету и на расстоянии 8 тыс. км попасть точно в цель на полигоне Кура на Камчатке. В Польше это назвали угрожающей демонстрацией силы. Это была ракета «Булава», которая долгое время имела конструкционные проблемы. При этом она призвана стать основным российским оружием на многие десятилетия. А поскольку, как говорят в России, один раз не считается, вскоре можно ожидать варианты испытания «Булавы» в разных режимах.
Важным был новостной сюжет об этом испытании, который передали по российскому телевидению. Непосредственно на подлодке сняли капитана, который дал команду к старту. Затем последовали кадры с самолетов. На них показали ракету, которая вылетела из глубин как «пробка из бутылки шампанского». За несколько секунд над поверхностью «Булава» сориентировалась, согласно своей гироскопической системе, и направилась в направлении от Белого моря по частично спутниковому пути на Камчатку.
Огромная подводная лодка «Юрий Долгорукий» имеет в своих недрах 16 межконтинентальных баллистических ракет «Булава», каждая из которых несет 10 атомных блоков. Перед прилетом на вражескую территорию они запрограммировано разделяются и поражают каждая свою цель. К ней они летят не прямо — они могут лавировать, чтобы усложнить защиту от себя.
Путинская доктрина говорит об ассиметричном ответе на возможное нападение. У России нет ресурсов, чтобы иметь большую сухопутную армию. Еще при Горбачеве униформу носили 5 млн военнослужащих (из них несколько тысяч женщин). Теперь же их менее миллиона. Для фронтовой концепции боев в Европе (а где еще?) этого совершенно недостаточно. Это, разумеется, находит отражение в политических и военных планах. Поэтому у России нет даже принципиальной реалистичной концепции военных действий на запад от ее границ. Однако у нее есть, на случай Апокалипсиса, концепция оборонного ответа, прежде всего за счет ее военно-морских сил, прежде всего подлодок. Россия не способна иметь реальной концепции нападения, которое увенчалось бы успехом.
В начале октября российское телевидение похвасталось работой суперсовременного радарного комплекса «Дон». Он построен к северу от Москвы и выглядит как огромная пирамида, у которой отстроена, однако, лишь нижняя половина. Верхней части нет. Вместо нее — лишь большой бетонный куб. Радар «Дон» уникален. Это последнее (в российских условиях) слово электронной техники. Он «прорезает» пространство до 40 тысяч км и может наблюдать за такими малыми объектами, как мяч для игры в гольф. «Дон» — это электронная подзорная труба, обозревающая все стороны света и работающая для ультракомпьютерного командования противоракетной и противовоздушной обороны. Это глаза, которые следят за горизонтом на 360 градусов. Обнаруженная ими угроза может через пару секунд получить ответный удар.
Но достаточно ли надежна работа Дона? И других радарных станций? Радары по-прежнему необходимо комплексно испытывать на предмет их зоркости. Вероятно, поэтому в последние дни российские военные самолеты совершают вылеты над областями, непосредственно (еще допустимо) прилегающими к воздушным границам западноевропейских стран. Самолеты НАТО, разумеется, тут же вылетели им навстречу и контролировали их планы и передвижения. Наверное, командная и мониторинговая службы радара «Дон» остались довольны этими масштабными испытаниями. Быстро реагирующие спарринг-партнеры НАТО выполнили (и за свои же деньги) неожиданную задачу, которую для них придумали в российском генштабе. Это русский ответ на десятки авиационных патрулей самолетов НАТО в этом году, летавших в непосредственной близости от России.
Автор Ян Петранек (“Nova Republika”, Чехия)
Комментариев нет: