Незабываемый Новый 2015 Год для Украины
Под тот проект государственного бюджета на 2015 год, который сейчас обсуждается, МВФ деньги не даст.
Такое мнение высказали украинские эксперты проекта «Ціна держави: популярна економіка» на своей странице в Facebook. Экономисты отмечают, что в проекте предполагается рост доходов бюджета на 20%. Это при том, что в этом году доходы вырастут на 5%, в прошлом году они выросли на 2%, а в 2012 году на 10%.
«Неужели правительство ожидает начало экономического бума с января? Откуда оптимизм?», – недоумевают специалисты.
Эксперты считают, что недопоступления в бюджет составят не менее 40 млрд гривен, что вряд ли пройдет мимо внимания МВФ. Кроме того, они обращают внимание на рост дефицита Пенсионного фонда, финансирование которого в бюджете планируют увеличить на 16,4 млрд гривен.
«О таком бюджете много говорить не хочется. На такую смету МВФ деньги не даст. А это значит, что и показатель обменного курса на 2015 год, который обсуждается на уровне 22 гривны за доллар, лишь начало незабываемого нового года. Такой бюджет – это наш путь к дефолту», – резюмируют эксперты.
Убытки бaнкoвcкой cиcтeмы Укpaины пo итoгaм янвapя-нoябpя 2014 гoдa превысили 22 млpд гpн. Зa aнaлoгичный пepиoд пpoшлoгo гoдa ее пpибыль cocтaвилa почти два с половиной миллиаpда
При этом потери украинской банковской системы за ноябрь составили 8,924 млpд гpн. Пo инфopмaции НБУ, дoхoды бaнкoв в янвape-нoябpe 2014 гoдa пo cpaвнeнию c aнaлoгичным пepиoдoм 2013 гoдa выpocли нa 26,9% и cocтaвили 191,741 млpд гpн, pacхoды — нa 44,1%, дo 214,160 млpд гpн.
Бaнкиpы oбъяcняют pacтущиe убытки cтpeмитeльнoй дeвaльвaциeй нaциoнaльнoй вaлюты и oттoкoм вклaдoв из бaнкoвcкoй cиcтeмы, чтo пoвлeклo удopoжaниe pecуpcoв для бaнкoв. При этом oднoвpeмeннo ухудшeниe кaчecтвa кpeдитoв и пoвышeние pacхoдoв нa фopмиpoвaниe peзepвoв пoд эти кpeдиты.
Падение бaнкoвcкoй cиcтeмы Укpaины продолжается уже не первый год. Ее пpибыль в 2013 гoду cocтaвилa 1,4 млpд гpн, чтo в 3,5 paзa нижe данного пoкaзaтeля пo итoгaм 2012 гoдa.
Что ждет экономику Украины в 2015 году? Сможет ли страна избежать дефолта? Чем грозит он России, Европе и всему миру? Какой план спасения предлагает украинский кабмин и готова ли страна к радикальным переменам?
В долговой петле
Украина не сможет погасить свой внешний долг, если в ближайшее время ей не удастся получить дополнительный кредит в 15 млрд долларов, считают специалисты Международного валютного фонда (МВФ). Госдолг страны за последние пять лет вырос более чем вдвое: с 30 до 73 млрд долларов. При этом уровень его по отношению к ВВП увеличивается все стремительнее. В 2013 году он вырос с 37% до 41% ВВП, а к концу текущего года, по прогнозам МВФ, увеличится до 68% ВВП. Международные резервы страны, напротив, тают.
За один только ноябрь они уменьшились на 21% и составляют сегодня менее 10 млрд долларов.
Многие текущие расходы при этом недофинансированы. Доходы бюджета снизились на 20% из-за потери Донбасса и Луганска, заявил премьер-министр Украины.
Вся помощь, полученная от Запада, – это по сути новые кредиты и использованы они были для того, чтобы расплатиться со старыми долгами (заняли 9 млрд долларов, отдали 14 млрд). Премьер-министр Украины Арсений Яценюк честно признал, что и в будущем обслуживать долги Украине придется за счет новых займов.
Обещанная помощь
Предоставлять финансовую помощь Украине Запад не спешит. В апреле МВФ объявил, что до конца 2016 года выделит ей кредит в 17 млрд долларов, но не единовременно, а несколькими траншами – каждый следующий будет зависеть от успеха реформ украинского правительства. На сегодня Украина получила менее четверти этой суммы (4,6 млрд) и надеялась на выплату еще 2,7 млрд долларов в декабре, однако теперь этот срок отодвигается в лучшем случае на начало 2015 года.
В том числе для получения кредитов правительство вынуждено было начать реформы, которые в ближайшей перспективе могут привести к снижению уровня жизни населения, но в долгосрочной – призваны сделать украинскую экономику более эффективной. Однако теперь Украина может лишиться финансовой поддержки своих реформ: если Киеву не удастся в ближайшее время найти 15 млрд долларов, чтобы подтвердить свою платежеспособность, выделение следующих траншей маловероятно. По правилам МВФ фонд не может выделять помощь, если он не уверен, что страна-получатель будет выполнять свои финансовые обязательства в течение ближайших 12 месяцев.
При этом и сам МВФ тоже испытывает кризис.
Характер реформ
Реформы, которые являются условием предоставления западных кредитов, предусматривают отказ от финансирования социальных программ, сокращение зарплат бюджетникам, ликвидацию государственной бюджетной и иной поддержки национальных товаропроизводителей, отмену государственного регулирования цен и тарифов, «фискальную оптимизацию», полное открытие национальной экономики для экспортеров товаров и услуг, тотальную приватизацию предприятий и ресурсов и т. д. План, представленный украинским правительством на суд МВФ, включает 85 пунктов. Многие из них весьма напоминают «меры по оптимизации», которые активно проводятся и в России.
Так, бесплатную медицину на Украине полностью заменят страховой. Что будет покрывать страховка, пока неизвестно. Есть опасения, что бесплатной может остаться только экстренная помощь, а плановое лечение на 30% придется оплачивать самостоятельно.
Вузы переводятся на «самофинансирование и соответствие госзаказа реальным потребностям страны» – т.е. количество бюджетных мест значительно сократится.
Льготы значительно сократят и сделают адресными. Например, субсидии на оплату коммунальных услуг планируется предоставлять только тем, у кого на квартплату уходит больше четверти доходов. При этом тарифы на газ для населения уже выросли на 56%, на тепло – на 40%.
Количество налогов сократят больше чем вдвое, зато ставки по оставшимся значительно вырастут. Так, за каждый квадратный метр жилья, независимо от общей площади, будут взимать 2% от минимальной зарплаты в год. Сейчас за квартиры до 120 кв. метров и дома до 240 кв. метров налоги не платятся.
Налог на доходы и налог на депозиты увеличатся и будут взиматься по четырем ставкам (15%, 17%, 20% и 25%) в зависимости от уровня дохода.
Помимо налогов для пополнения бюджета используют почти тотальную приватизацию. Из 1500 госпредприятий планируется продать 1200.
В секторе энергетики объявлено о приватизации «Нафтогаза», будет приватизировано также 49% всей газотранспортной инфраструктуры Украины и 37 наиболее прибыльных угольных шахт (из остальных государственных угледобывающих предприятий 32 шахты признаны убыточными и закрыты, а 24 планируется законсервировать). При этом Украина переориентируется с России на США, планирует перейти на американское ядерное топливо, построить терминал для сжиженного газа и нарастить импорт угля. Никаких мер по повышению энергоэффективности не предлагается.
От приватизации всего списка намеченных предприятий планируется выручить порядка 30 млрд долларов, однако иностранные инвесторы не спешат покупать активы. По мнению некоторых экспертов, не исключено, что ряд предприятий перед приватизацией будет намеренно обанкрочен. Сведения о бюджетных доходах от приватизации довольно противоречивы. Сообщается, что в этом году вместо запланированных 17 млрд гривен будет получено всего 363 млн гривен. При этом одна только приватизация трех энергокомпаний в ноябре уже принесла более 404 млн гривен.
Падение производства
Резкий спад производства на Украине отмечался еще до политического кризиса. В 2012 году падение производства составило 0,5%, а в 2013 году – уже 4,7%. В январе – октябре 2014 года, по сравнению с соответствующим периодом прошлого года, промпроизводство Украины рухнуло на 9,4%. Причем производство падает практически на всей территории страны.
Разрушенный Донбасс был одним из главных промышленных регионов Украины. В Донецкой и Луганской областях производилось 16% всего ВВП страны и добывалось 95% объемов угля. По некоторым данным, на сегодня, по сравнению с предыдущим годом, промышленное производство в Донецкой области снизилось на 59%, в Луганской – на 85%. Остановили работу 69 из 93 угольных шахт.
В остальных регионах предприятия вынуждены сокращать производство из-за распада традиционных экономических связей как с Донбассом, так и с Россией, которая до недавнего времени оставалась крупнейшим торговым партнером Украины. В 2012 году на нашу страну приходилась почти треть всего украинского экспорта. Еще нынешней весной общая стоимость российских заказов, размещенных на украинских предприятиях, по оценке Минпромторга РФ, составляла 15 млрд долларов (или 8,2% ВВП Украины). При этом некоторые секторы полностью завязаны на российский рынок и переориентироваться на Европу для них вряд ли возможно. Гигант авиастроения «Антонов», например, вынужденный прекратить поставки в Россию, находится сейчас на грани банкротства.
Банковский кризис
Отрицательно сказываются на производстве и дорогие кредиты. Ставка дисконтирования находится уже на уровне 14%, но не исключено, что из-за продолжающегося падения гривны центробанк поднимет ее еще выше. Помимо предприятий пострадают от этого и сами банки. Уже сегодня проблемные кредиты достигают зачастую одной трети от размера банковских активов. По оценке международного рейтингового агентства Moody's Investors Service, доля проблемных кредитов, составлявшая в 2013 году 35% от общего объема кредитов, в 2015 году увеличится до 55%.
«Есть явные признаки того, что скоро банковский сектор Украины рухнет, – отмечает Валентин Катасонов. – Национальный банк Украины на полном серьезе обсуждает вариант спасения коммерческих банков по "кипрскому варианту". То есть путем либо конфискации депозитов вкладчиков, либо "добровольно-принудительного" превращения вкладчиков в "инвесторов"("акционеров") банков. За счет данного ресурса нынешние власти Украины рассчитывают мобилизовать несколько миллиардов долларов. Однако даже такое откровенное ограбление может спасти лишь несколько банков, но оно не спасет страну от масштабного дефолта. Для этого нужны суммы, исчисляемые десятками миллиардов долларов».
Дефолт по плану
Мировой опыт показывает, что дефолты редко происходят экспромтом, чаще всего они готовятся в течение многих лет, и Украина в этом смысле не является исключением, поясняет Валентин Катасонов. Уже некоторое время назад был создан механизм долгового закабаления страны. Госдолг ее будет увеличиваться, пока не исчерпаются ресурсы, которыми она сможет расплатиться по внешним обязательствам. На оплату уйдут все украинские активы: «черноземы; сланцевый газ и другие полезные ископаемые; остаток государственных предприятий; вся инфраструктура, включая трубопроводы. Эти активы перейдут на балансы тех компаний, банков и фондов, которые являются "боковыми" структурами западных "благодетелей" Киева», – отмечает экономист. Одной из таких структур, по его мнению, является американский инвестиционный фонд Franklin Templeton Investments, который к концу 2013 года скупил около 40% еврооблигаций Украины на общую сумму 6 млрд долларов.
При этом банки, жалуясь на растущие риски, возможно, надеются, на финансовую поддержку государства. Потенциальные потери от своих украинских «дочек» банкиры на октябрьском совещании у премьер-министра оценили в 25 млрд долларов. Эта сумма включала как возможные дефолты по проблемным кредитам, так и потерю активов из-за решения украинских властей.
Пока по итогам первого полугодия 2014 года украинская дочка ВТБ оказалась в лидерах сектора с 1 млрд гривен чистой прибыли. Украинский Сбербанк получил прибыль в 115,6 млн гривен, Проминвестбанк («дочка» ВЭБа) – 876,6 млн, «дочка» Петрокоммерца – 55,1 млн, Альфа-банка – 3,9 млн гривен. Это довольно хорошие результаты, особенно на фоне украинских «дочек» австрийского Райффайзенбанка и венгерского OTP Bank, каждая из которых получила убыток в 1 млрд гривен, отмечает начальник аналитического управления Банка БКФ Максим Осадчий. Однако как долго сохранится эта шаткая стабильность на Украине, аналитики прогнозировать затрудняются.
Такое мнение высказали украинские эксперты проекта «Ціна держави: популярна економіка» на своей странице в Facebook. Экономисты отмечают, что в проекте предполагается рост доходов бюджета на 20%. Это при том, что в этом году доходы вырастут на 5%, в прошлом году они выросли на 2%, а в 2012 году на 10%.
«Неужели правительство ожидает начало экономического бума с января? Откуда оптимизм?», – недоумевают специалисты.
Эксперты считают, что недопоступления в бюджет составят не менее 40 млрд гривен, что вряд ли пройдет мимо внимания МВФ. Кроме того, они обращают внимание на рост дефицита Пенсионного фонда, финансирование которого в бюджете планируют увеличить на 16,4 млрд гривен.
«О таком бюджете много говорить не хочется. На такую смету МВФ деньги не даст. А это значит, что и показатель обменного курса на 2015 год, который обсуждается на уровне 22 гривны за доллар, лишь начало незабываемого нового года. Такой бюджет – это наш путь к дефолту», – резюмируют эксперты.
Убытки бaнкoвcкой cиcтeмы Укpaины пo итoгaм янвapя-нoябpя 2014 гoдa превысили 22 млpд гpн. Зa aнaлoгичный пepиoд пpoшлoгo гoдa ее пpибыль cocтaвилa почти два с половиной миллиаpда
При этом потери украинской банковской системы за ноябрь составили 8,924 млpд гpн. Пo инфopмaции НБУ, дoхoды бaнкoв в янвape-нoябpe 2014 гoдa пo cpaвнeнию c aнaлoгичным пepиoдoм 2013 гoдa выpocли нa 26,9% и cocтaвили 191,741 млpд гpн, pacхoды — нa 44,1%, дo 214,160 млpд гpн.
Бaнкиpы oбъяcняют pacтущиe убытки cтpeмитeльнoй дeвaльвaциeй нaциoнaльнoй вaлюты и oттoкoм вклaдoв из бaнкoвcкoй cиcтeмы, чтo пoвлeклo удopoжaниe pecуpcoв для бaнкoв. При этом oднoвpeмeннo ухудшeниe кaчecтвa кpeдитoв и пoвышeние pacхoдoв нa фopмиpoвaниe peзepвoв пoд эти кpeдиты.
Падение бaнкoвcкoй cиcтeмы Укpaины продолжается уже не первый год. Ее пpибыль в 2013 гoду cocтaвилa 1,4 млpд гpн, чтo в 3,5 paзa нижe данного пoкaзaтeля пo итoгaм 2012 гoдa.
Что ждет экономику Украины в 2015 году? Сможет ли страна избежать дефолта? Чем грозит он России, Европе и всему миру? Какой план спасения предлагает украинский кабмин и готова ли страна к радикальным переменам?
В долговой петле
Украина не сможет погасить свой внешний долг, если в ближайшее время ей не удастся получить дополнительный кредит в 15 млрд долларов, считают специалисты Международного валютного фонда (МВФ). Госдолг страны за последние пять лет вырос более чем вдвое: с 30 до 73 млрд долларов. При этом уровень его по отношению к ВВП увеличивается все стремительнее. В 2013 году он вырос с 37% до 41% ВВП, а к концу текущего года, по прогнозам МВФ, увеличится до 68% ВВП. Международные резервы страны, напротив, тают.
За один только ноябрь они уменьшились на 21% и составляют сегодня менее 10 млрд долларов.
К концу 2015 года Украина должна выплатить иностранным кредиторам 9 млрд долларов, в 2016 году – 5 млрд долларов, в 2017-м – еще 8 млрд. При этом предстоит также обслуживать и оставшиеся долги, проценты по которым очень высоки, поскольку кредитный рейтинг Украины находится на самом низком уровне по оценке всех трех крупнейших мировых рейтинговых агентств.В 2015 году, по прогнозам МВФ, госдолг Украины увеличится до 73%. Экономическая же обстановка в стране сегодня гораздо хуже, чем годом ранее. Гривна с начала года подешевела более чем на 50%,инфляция по итогам года составит порядка 25%. Падение ВВП Украины к концу года, по официальным оценкам, составит 7–8%. Общий дефицит бюджета в январе – ноябре составил 3,3% ВВП и вдвое превысил соответствующий прошлогодний показатель.
Многие текущие расходы при этом недофинансированы. Доходы бюджета снизились на 20% из-за потери Донбасса и Луганска, заявил премьер-министр Украины.
Вся помощь, полученная от Запада, – это по сути новые кредиты и использованы они были для того, чтобы расплатиться со старыми долгами (заняли 9 млрд долларов, отдали 14 млрд). Премьер-министр Украины Арсений Яценюк честно признал, что и в будущем обслуживать долги Украине придется за счет новых займов.
Обещанная помощь
Предоставлять финансовую помощь Украине Запад не спешит. В апреле МВФ объявил, что до конца 2016 года выделит ей кредит в 17 млрд долларов, но не единовременно, а несколькими траншами – каждый следующий будет зависеть от успеха реформ украинского правительства. На сегодня Украина получила менее четверти этой суммы (4,6 млрд) и надеялась на выплату еще 2,7 млрд долларов в декабре, однако теперь этот срок отодвигается в лучшем случае на начало 2015 года.
В том числе для получения кредитов правительство вынуждено было начать реформы, которые в ближайшей перспективе могут привести к снижению уровня жизни населения, но в долгосрочной – призваны сделать украинскую экономику более эффективной. Однако теперь Украина может лишиться финансовой поддержки своих реформ: если Киеву не удастся в ближайшее время найти 15 млрд долларов, чтобы подтвердить свою платежеспособность, выделение следующих траншей маловероятно. По правилам МВФ фонд не может выделять помощь, если он не уверен, что страна-получатель будет выполнять свои финансовые обязательства в течение ближайших 12 месяцев.
При этом и сам МВФ тоже испытывает кризис.
«В настоящий момент МВФ практически исчерпал собственные ресурсы, а существующие программы фонда фактически финансируются соглашениями о заимствованиях», – заявил российский министр финансов Антон Силуанов по итогам министерского заседания «финансовой двадцатки» в Сиднее в феврале этого года, где обсуждался вопрос реформирования МВФ.Еще в 2010 году решено было увеличить капитал фонда и размер квот, которые приходятся на каждую из стран – членов фонда. Однако США до сих пор не ратифицировали это соглашение. Поэтому сегодня фонд выступает лишь посредником: получает деньги под проценты у той или иной страны и далее предоставляет их другой стране. Таким образом, даже если Украина и получит обещанные ей транши, процент по ним, скорее всего, будет выше тех 12% годовых, под которые фонд предоставлял ей кредиты раньше.
Характер реформ
Реформы, которые являются условием предоставления западных кредитов, предусматривают отказ от финансирования социальных программ, сокращение зарплат бюджетникам, ликвидацию государственной бюджетной и иной поддержки национальных товаропроизводителей, отмену государственного регулирования цен и тарифов, «фискальную оптимизацию», полное открытие национальной экономики для экспортеров товаров и услуг, тотальную приватизацию предприятий и ресурсов и т. д. План, представленный украинским правительством на суд МВФ, включает 85 пунктов. Многие из них весьма напоминают «меры по оптимизации», которые активно проводятся и в России.
Так, бесплатную медицину на Украине полностью заменят страховой. Что будет покрывать страховка, пока неизвестно. Есть опасения, что бесплатной может остаться только экстренная помощь, а плановое лечение на 30% придется оплачивать самостоятельно.
Вузы переводятся на «самофинансирование и соответствие госзаказа реальным потребностям страны» – т.е. количество бюджетных мест значительно сократится.
Льготы значительно сократят и сделают адресными. Например, субсидии на оплату коммунальных услуг планируется предоставлять только тем, у кого на квартплату уходит больше четверти доходов. При этом тарифы на газ для населения уже выросли на 56%, на тепло – на 40%.
Количество налогов сократят больше чем вдвое, зато ставки по оставшимся значительно вырастут. Так, за каждый квадратный метр жилья, независимо от общей площади, будут взимать 2% от минимальной зарплаты в год. Сейчас за квартиры до 120 кв. метров и дома до 240 кв. метров налоги не платятся.
Налог на доходы и налог на депозиты увеличатся и будут взиматься по четырем ставкам (15%, 17%, 20% и 25%) в зависимости от уровня дохода.
Помимо налогов для пополнения бюджета используют почти тотальную приватизацию. Из 1500 госпредприятий планируется продать 1200.
«Объективно осознаем, что в современных условиях, когда в Украине война, дорого не продашь. Поэтому будем вместе советоваться и думать, что и когда продавать. Но в стране должна быть проведена широкомасштабная приватизация», – заявил Арсений Яценюк.В частности, предусмотрено дробление и приватизация ГАК «Автомобильные дороги Украины», приватизация погрузочных комплексов в морских портах и акционирование «Укрзализныци». При этом, так же как и в России, пассажирские железнодорожные перевозки перестанут субсидироваться за счет грузовых, так что цены на билеты будут расти.
В секторе энергетики объявлено о приватизации «Нафтогаза», будет приватизировано также 49% всей газотранспортной инфраструктуры Украины и 37 наиболее прибыльных угольных шахт (из остальных государственных угледобывающих предприятий 32 шахты признаны убыточными и закрыты, а 24 планируется законсервировать). При этом Украина переориентируется с России на США, планирует перейти на американское ядерное топливо, построить терминал для сжиженного газа и нарастить импорт угля. Никаких мер по повышению энергоэффективности не предлагается.
От приватизации всего списка намеченных предприятий планируется выручить порядка 30 млрд долларов, однако иностранные инвесторы не спешат покупать активы. По мнению некоторых экспертов, не исключено, что ряд предприятий перед приватизацией будет намеренно обанкрочен. Сведения о бюджетных доходах от приватизации довольно противоречивы. Сообщается, что в этом году вместо запланированных 17 млрд гривен будет получено всего 363 млн гривен. При этом одна только приватизация трех энергокомпаний в ноябре уже принесла более 404 млн гривен.
Падение производства
Резкий спад производства на Украине отмечался еще до политического кризиса. В 2012 году падение производства составило 0,5%, а в 2013 году – уже 4,7%. В январе – октябре 2014 года, по сравнению с соответствующим периодом прошлого года, промпроизводство Украины рухнуло на 9,4%. Причем производство падает практически на всей территории страны.
Разрушенный Донбасс был одним из главных промышленных регионов Украины. В Донецкой и Луганской областях производилось 16% всего ВВП страны и добывалось 95% объемов угля. По некоторым данным, на сегодня, по сравнению с предыдущим годом, промышленное производство в Донецкой области снизилось на 59%, в Луганской – на 85%. Остановили работу 69 из 93 угольных шахт.
В остальных регионах предприятия вынуждены сокращать производство из-за распада традиционных экономических связей как с Донбассом, так и с Россией, которая до недавнего времени оставалась крупнейшим торговым партнером Украины. В 2012 году на нашу страну приходилась почти треть всего украинского экспорта. Еще нынешней весной общая стоимость российских заказов, размещенных на украинских предприятиях, по оценке Минпромторга РФ, составляла 15 млрд долларов (или 8,2% ВВП Украины). При этом некоторые секторы полностью завязаны на российский рынок и переориентироваться на Европу для них вряд ли возможно. Гигант авиастроения «Антонов», например, вынужденный прекратить поставки в Россию, находится сейчас на грани банкротства.
«По мнению экспертов, в результате нынешней войны на Украине экономика страны может лишиться трех ключевых отраслей – черной металлургии, машиностроения, химической промышленности. Последняя из названных отраслей может погибнуть в результате начавшихся перебоев с поставками российского газа», – отмечает экономист Валентин Катасонов.Нарастить собственную добычу на Украине вряд ли получится, поскольку налоги для газовых компаний увеличены почти вдвое: с 28% до 55% от доходов при добыче газа с глубины менее пяти километров и с 15% до 28% при добыче с глубины более пяти километров.
Банковский кризис
Отрицательно сказываются на производстве и дорогие кредиты. Ставка дисконтирования находится уже на уровне 14%, но не исключено, что из-за продолжающегося падения гривны центробанк поднимет ее еще выше. Помимо предприятий пострадают от этого и сами банки. Уже сегодня проблемные кредиты достигают зачастую одной трети от размера банковских активов. По оценке международного рейтингового агентства Moody's Investors Service, доля проблемных кредитов, составлявшая в 2013 году 35% от общего объема кредитов, в 2015 году увеличится до 55%.
«Есть явные признаки того, что скоро банковский сектор Украины рухнет, – отмечает Валентин Катасонов. – Национальный банк Украины на полном серьезе обсуждает вариант спасения коммерческих банков по "кипрскому варианту". То есть путем либо конфискации депозитов вкладчиков, либо "добровольно-принудительного" превращения вкладчиков в "инвесторов"("акционеров") банков. За счет данного ресурса нынешние власти Украины рассчитывают мобилизовать несколько миллиардов долларов. Однако даже такое откровенное ограбление может спасти лишь несколько банков, но оно не спасет страну от масштабного дефолта. Для этого нужны суммы, исчисляемые десятками миллиардов долларов».
Дефолт по плану
Мировой опыт показывает, что дефолты редко происходят экспромтом, чаще всего они готовятся в течение многих лет, и Украина в этом смысле не является исключением, поясняет Валентин Катасонов. Уже некоторое время назад был создан механизм долгового закабаления страны. Госдолг ее будет увеличиваться, пока не исчерпаются ресурсы, которыми она сможет расплатиться по внешним обязательствам. На оплату уйдут все украинские активы: «черноземы; сланцевый газ и другие полезные ископаемые; остаток государственных предприятий; вся инфраструктура, включая трубопроводы. Эти активы перейдут на балансы тех компаний, банков и фондов, которые являются "боковыми" структурами западных "благодетелей" Киева», – отмечает экономист. Одной из таких структур, по его мнению, является американский инвестиционный фонд Franklin Templeton Investments, который к концу 2013 года скупил около 40% еврооблигаций Украины на общую сумму 6 млрд долларов.
Россия в декабре того же 2013 году купила евробонды Украины на 3 млрд долларов. По условиям займа она может потребовать досрочного погашения всего долга (основная часть + проценты), поскольку общий уровень госдолга уже превысил 60%.Однако ни Россия, ни Запад сегодня в банкротстве Украины не заинтересованы. Европейские страны просят Россию не торопить Украину с оплатой, Владимир Путин, со своей стороны, еще в ноябре заявил, что и так не собирался этого делать. Если мы сейчас потребуем оплатить долг, «вся финансовая система опять завалится. Мы уже приняли решение: мы этого не будем делать. Мы не хотим усугублять ситуацию. Мы хотим, чтобы Украина, наконец, встала на ноги», – пояснил он в интервью немецкому телеканалу ARD. Ради сохранения стабильности президент РФ порекомендовал также продолжать работу российским банкам, которые в банковском секторе Украины занимают сегодня более 30%.
При этом банки, жалуясь на растущие риски, возможно, надеются, на финансовую поддержку государства. Потенциальные потери от своих украинских «дочек» банкиры на октябрьском совещании у премьер-министра оценили в 25 млрд долларов. Эта сумма включала как возможные дефолты по проблемным кредитам, так и потерю активов из-за решения украинских властей.
Пока по итогам первого полугодия 2014 года украинская дочка ВТБ оказалась в лидерах сектора с 1 млрд гривен чистой прибыли. Украинский Сбербанк получил прибыль в 115,6 млн гривен, Проминвестбанк («дочка» ВЭБа) – 876,6 млн, «дочка» Петрокоммерца – 55,1 млн, Альфа-банка – 3,9 млн гривен. Это довольно хорошие результаты, особенно на фоне украинских «дочек» австрийского Райффайзенбанка и венгерского OTP Bank, каждая из которых получила убыток в 1 млрд гривен, отмечает начальник аналитического управления Банка БКФ Максим Осадчий. Однако как долго сохранится эта шаткая стабильность на Украине, аналитики прогнозировать затрудняются.
Комментариев нет: