Ждать ли перемогу из Гааги? Перспективы иска Украины к России
На днях укро-премьер Яценюк в очередной раз потряс воображение укро-публики сообщением о том, что незалежная уже подала в международные суды исков против России аж на триллион (!) долларов. Подтекст этого сообщения очевиден: мол, осталось свидомым лишь чуть-чуть потерпеть – и все будет в порядке: Путин за всё заплатит, а гражданам самостийной державы останется только горилку пить и сальцем закусывать. И всё будет очень хорошо…
Однако смелое заявление Яценюка ожидаемого эффекта не возымело именно благодаря баснословности заявленных сумм. Оно конечно – подсчитывать «ущерб от российской оккупации» - занятие в пост-советских квази-государствах – занятие почтенное и местными элитами любимое, а уж потребовать с России контрибуцию за аннексию – это вообще святое…
Однако принцип «ври, да не завирайся» тоже никто не отменял.
Потому как триллион долларей – это (при нынешних ценах на золото около 1200 долларов за унцию ) – 833 миллиона унций, то есть 26 000 тонн золота. Суммарные золотые запасы США, России, Китая и Великобритании будут несколько меньше.
Примерно столько же (в деньгах, разумеется, а не в золоте) репараций получили с Германии страны-победительницы в Первой Мировой войне. Так что аппетит укро-политика впечатляет. Но это еще не самое смешное.
Цитирую новость: «Представляя в Верховной Раде программу деятельности правительства, премьер напомнил, что Украина подала против Российской Федерации два иска в Европейский суд по правам человека».
Тут фишка в том, что ЕСПЧ вообще не рассматривает исков от одного государства к другому – он занимается только разбором жалоб от частных физических лиц или неправительственных организаций. При этом непременным условием рассмотрения дела в ЕСПЧ должно быть предварительное прохождение дела по всем национальным инстанциям.
То есть бодрое заявление Яценюка – не более, чем сотрясение воздуха, никакого юридического смысла в нем нет. Аналогичным образом власти Украины, помнится, и заявление в Интерпол подавали на розыск Януковича – и были благополучно посланы куда подальше.
Обилие таких дурацких проколов даже несколько удивляет – все-таки у Яценюка есть какой-никакой, а диплом юриста – уж такие-то элементарные вещи укро-премьер должен был бы знать…
Впрочем, совершенно анекдотическими исками в ЕСПЧ укро-власти решили не ограничиваться – и подали заяву еще и в Международный суд ООН в Гааге: «Украина начала подачу иска к РФ в Международный суд ООН по поводу нарушения Российской Федерацией Международной конвенции о борьбе с терроризмом. "Россия финансирует терроризм, и она обязана за это ответить. И она ответит в Международном суде ООН", - сказал премьер.»
Вот тут все уже более интересно… Международный суд ООН действительно рассматривает территориальные споры… но только если участвующие в споре стороны соглашаются с таким рассмотрением и заранее обещают признать решение, которое будет принято. Если такого согласия нет, то – увы… Никакой международный суд не поможет, если спор идет об островах Сенкаку или пограничных спорах между Индией и Китаем.
Кстати – именно Украина уже погорела как-то на признании юрисдикции Международного суда ООН в территориальном споре с Румынией. Тогда сыр-бор разгорелся вокруг 200-мильной экономической зоны вокруг принадлежащего Украине острова Змеиный. Румыны, соблазнившись на возможные запасы природного газа в 200-мильной зоне вокруг Змеиного, стали доказывать, что это-де не остров, а всего лишь «скала», на которую «правило 200 миль» распространяться не должно.
Время для предъявления претензии румыны выбрали удачно – 2004 год, как раз во время первой «оранжевой революции», приведшей к власти первого «про-европейского» укро-президента Ющенко. Тот, как и полагается про-европейцу решил положиться на международную правовую инстанцию – и дал согласие на рассмотрение спора в Гааге.
Итог был таков: остров Змеиный Международный суд милостиво согласился признать островом… но при том признал почти все требования Румынии относительно морских границ ее 200-мильной зоны. Упс…
Так что перспективы рассмотрения «крымского спора» в Международном суде ООН тоже равны нулю – хотя бы потому, что Россия наличия такого спора не признает: «Крым наш – и точка».
Но ведь остается еще обвинение Российской Федерации «в поддержке терроризма»! Это у-у-у как серьезно!!!
Проблема только в том, что вопли про «поддержку терроризма» опять-таки годятся только для внутри-украинского употребления. Никто, кроме самого Киева, донецких ополченцев «террористами» не считает (в отличие, например, от «Исламского государства»). Опять же – были и прецеденты-с…
В 1986 году Международный суд ООН уже принял решение по делу «О военной и военизированной деятельности в Никарагуа и против Никарагуа» (дело «Никарагуа против США»). Причиной решения было заявление Никарагуа от 9 апреля 1984 года о том, что США оказывают военную поддержку действиям никарагуанских «контрас». Суд дело за два года рассмотрел - ипостановил, что США, поддерживая эти силы, совершили деяния, которые нарушили международно-правовые обязательства США, как то: не вмешиваться в дела другого государства, не применять силу в отношении другого государства, не посягать на суверенитет другого государства и не препятствовать мирной морской торговле. Суд также решил, что США должны возместить Республике Никарагуа весь ущерб, нанесённый ей в результате совершения указанных противоправных действий.
И что? А ничего. США просто отказались от признания юрисдикции Международного суда.
А что же Россия и другие страны?
Тут еще веселее – в настоящее время полномочия Международного суда ООН признают всего 70 стран, из которых 52 делают это с оговорками. Из пяти постоянных членов ООН его юрисдикцию признает только Великобритания (тоже, кстати, с оговорками – так что по поводу Мальвинских островов с англичанами аргентинцам судиться не получится).
Что же касается СССР-России, то наша страна долгое время отказывалась от признания полномочий Гаагского суда. Ситуация несколько изменилась в 1989-2005 годах, когда сперва СССР, а затем РФ признала возможность рассмотрения в Международном суде дел, связанных с реализацией правозащитных международных конвенций и ряда антитеррористических договоров…
Чем в 2008 году не преминула воспользоваться Грузия, в сентябре 2008 года обвинившая Россию в проведении политики дискриминации грузинского населения в … Абхазии и Южной Осетии.
Кончилось, впрочем, это громкое дело ничем – в 2011 году Международный суд постановил, что он не обладает юрисдикцией для рассмотрения данного вопроса, поскольку… не была соблюдена обязательная досудебная процедура, предусмотренная статьёй 22 Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации.
Так что и тут с перспективами претензий к России у укров полный облом – досудебных процедур и на сей раз явно не будет...
Андрей Михайлов
Однако смелое заявление Яценюка ожидаемого эффекта не возымело именно благодаря баснословности заявленных сумм. Оно конечно – подсчитывать «ущерб от российской оккупации» - занятие в пост-советских квази-государствах – занятие почтенное и местными элитами любимое, а уж потребовать с России контрибуцию за аннексию – это вообще святое…
Однако принцип «ври, да не завирайся» тоже никто не отменял.
Потому как триллион долларей – это (при нынешних ценах на золото около 1200 долларов за унцию ) – 833 миллиона унций, то есть 26 000 тонн золота. Суммарные золотые запасы США, России, Китая и Великобритании будут несколько меньше.
Примерно столько же (в деньгах, разумеется, а не в золоте) репараций получили с Германии страны-победительницы в Первой Мировой войне. Так что аппетит укро-политика впечатляет. Но это еще не самое смешное.
Цитирую новость: «Представляя в Верховной Раде программу деятельности правительства, премьер напомнил, что Украина подала против Российской Федерации два иска в Европейский суд по правам человека».
Тут фишка в том, что ЕСПЧ вообще не рассматривает исков от одного государства к другому – он занимается только разбором жалоб от частных физических лиц или неправительственных организаций. При этом непременным условием рассмотрения дела в ЕСПЧ должно быть предварительное прохождение дела по всем национальным инстанциям.
То есть бодрое заявление Яценюка – не более, чем сотрясение воздуха, никакого юридического смысла в нем нет. Аналогичным образом власти Украины, помнится, и заявление в Интерпол подавали на розыск Януковича – и были благополучно посланы куда подальше.
Обилие таких дурацких проколов даже несколько удивляет – все-таки у Яценюка есть какой-никакой, а диплом юриста – уж такие-то элементарные вещи укро-премьер должен был бы знать…
Впрочем, совершенно анекдотическими исками в ЕСПЧ укро-власти решили не ограничиваться – и подали заяву еще и в Международный суд ООН в Гааге: «Украина начала подачу иска к РФ в Международный суд ООН по поводу нарушения Российской Федерацией Международной конвенции о борьбе с терроризмом. "Россия финансирует терроризм, и она обязана за это ответить. И она ответит в Международном суде ООН", - сказал премьер.»
Вот тут все уже более интересно… Международный суд ООН действительно рассматривает территориальные споры… но только если участвующие в споре стороны соглашаются с таким рассмотрением и заранее обещают признать решение, которое будет принято. Если такого согласия нет, то – увы… Никакой международный суд не поможет, если спор идет об островах Сенкаку или пограничных спорах между Индией и Китаем.
Кстати – именно Украина уже погорела как-то на признании юрисдикции Международного суда ООН в территориальном споре с Румынией. Тогда сыр-бор разгорелся вокруг 200-мильной экономической зоны вокруг принадлежащего Украине острова Змеиный. Румыны, соблазнившись на возможные запасы природного газа в 200-мильной зоне вокруг Змеиного, стали доказывать, что это-де не остров, а всего лишь «скала», на которую «правило 200 миль» распространяться не должно.
Время для предъявления претензии румыны выбрали удачно – 2004 год, как раз во время первой «оранжевой революции», приведшей к власти первого «про-европейского» укро-президента Ющенко. Тот, как и полагается про-европейцу решил положиться на международную правовую инстанцию – и дал согласие на рассмотрение спора в Гааге.
Итог был таков: остров Змеиный Международный суд милостиво согласился признать островом… но при том признал почти все требования Румынии относительно морских границ ее 200-мильной зоны. Упс…
Так что перспективы рассмотрения «крымского спора» в Международном суде ООН тоже равны нулю – хотя бы потому, что Россия наличия такого спора не признает: «Крым наш – и точка».
Но ведь остается еще обвинение Российской Федерации «в поддержке терроризма»! Это у-у-у как серьезно!!!
Проблема только в том, что вопли про «поддержку терроризма» опять-таки годятся только для внутри-украинского употребления. Никто, кроме самого Киева, донецких ополченцев «террористами» не считает (в отличие, например, от «Исламского государства»). Опять же – были и прецеденты-с…
В 1986 году Международный суд ООН уже принял решение по делу «О военной и военизированной деятельности в Никарагуа и против Никарагуа» (дело «Никарагуа против США»). Причиной решения было заявление Никарагуа от 9 апреля 1984 года о том, что США оказывают военную поддержку действиям никарагуанских «контрас». Суд дело за два года рассмотрел - ипостановил, что США, поддерживая эти силы, совершили деяния, которые нарушили международно-правовые обязательства США, как то: не вмешиваться в дела другого государства, не применять силу в отношении другого государства, не посягать на суверенитет другого государства и не препятствовать мирной морской торговле. Суд также решил, что США должны возместить Республике Никарагуа весь ущерб, нанесённый ей в результате совершения указанных противоправных действий.
И что? А ничего. США просто отказались от признания юрисдикции Международного суда.
А что же Россия и другие страны?
Тут еще веселее – в настоящее время полномочия Международного суда ООН признают всего 70 стран, из которых 52 делают это с оговорками. Из пяти постоянных членов ООН его юрисдикцию признает только Великобритания (тоже, кстати, с оговорками – так что по поводу Мальвинских островов с англичанами аргентинцам судиться не получится).
Что же касается СССР-России, то наша страна долгое время отказывалась от признания полномочий Гаагского суда. Ситуация несколько изменилась в 1989-2005 годах, когда сперва СССР, а затем РФ признала возможность рассмотрения в Международном суде дел, связанных с реализацией правозащитных международных конвенций и ряда антитеррористических договоров…
Чем в 2008 году не преминула воспользоваться Грузия, в сентябре 2008 года обвинившая Россию в проведении политики дискриминации грузинского населения в … Абхазии и Южной Осетии.
Кончилось, впрочем, это громкое дело ничем – в 2011 году Международный суд постановил, что он не обладает юрисдикцией для рассмотрения данного вопроса, поскольку… не была соблюдена обязательная досудебная процедура, предусмотренная статьёй 22 Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации.
Так что и тут с перспективами претензий к России у укров полный облом – досудебных процедур и на сей раз явно не будет...
Андрей Михайлов
Комментариев нет: