Ненужный «Мистраль»: для чего теперь сгодится французский корабль?



Военные эксперты проанализировали боевые возможности вертолетоносцев, их реальную необходимость на российском флоте и попытались спрогнозировать дальнейшую судьбу кораблей, которые оказались никому не нужны.
Президент России Владимир Путин во время недавней прямой линии заявил, что Москва не будет требовать от Парижа огромных штрафов за отказ поставить «Мистрали», но рассчитывает на возмещение причитающихся издержек. Спустя неделю, со страниц газеты The Times, стало известно о позиции французов. Франсуа Олланд заявил о готовности вернуть €1 млрд России из-за отказа Франции поставить авианосцы «Мистраль». «Если корабли не были отданы России, у нас нет иного выбора, кроме как выплатить неустойку», - заявил Олланд.

История вопроса

История с французскими кораблями началась в июне 2011 года, когда Россия и Франция в лице «Рособоронэкспорт» и европейской компании DCNS подписали контракт на строительство двух десантных вертолетоносных кораблей-доков (ДВКД) типа «Мистраль». Срок выполнения заказа должен был составить три года. Изначально решение о покупке «Мистраля» принималось в России из сугубо политических соображений - такое мнение высказал военный обозреватель Виктор Литовкин.

«Корабль был предложен президентом Франции Николя Саркози президенту России Дмитрию Медведеву. Ранее Саркози сумел сгладить тот общественный всплеск, что поднялся в мире после пятидневной войны в Осетии, когда Россию осуждали как агрессора. Саркози надо было заручиться поддержкой судостроителей Франции, которые тогда не имели крупных заказов, и мы ему помогли», - рассказал эксперт.

Эту информацию подтверждает и высказывание Владимира Путина на прямой линии. «Мы в свое время заключили эти контракты, чтобы поддержать наших партнеров и занять их верфи», - сообщил президент.

В реализации проекта поучаствовали и отечественные судостроители. На Балтийском заводе в Санкт-Петербурге были построены кормовые части кораблей.

«Мы получили опыт работы с зарубежным судостроительным комплексом, наши судостроители поняли, в каком жестком графике работают их зарубежные коллеги. Нам приходилось выдерживать высокий темп, чтобы не получилось, - они носовую часть построили, а нашей кормы нет. Мы показали качество и оперативность работы», - убежден военный эксперт Владимир Щербаков.

В итоге на верфи компании STX France в Сен-Назере было построено два корабля - «Владивосток» и «Севастополь». Во Францию прибыли российские экипажи обоих кораблей. Они приняли участие в испытательных морских выходах первого ДВКД «Владивосток». Но после изменения геополитической обстановки экипажи перестали пускать на борт и им пришлось вернуться обратно в Россию. Франция поменяла свою позицию по контракту. Париж приостановил поставку кораблей, за которые уже получил деньги. Сумма сделки оценивается в 1,2 млрд евро, при этом Россия уже выплатила около 1 млрд. евро.

Осенью 2014 накануне саммита НАТО Олланд в первый раз заявил, что его страна не готова передать корабль из-за ситуации на юго-востоке Украины. Эксперты связывают это с тем, что на Францию оказывали и оказывают давление страны НАТО - в первую очередь США, Великобритания, Германия. Все это время Москва не предпринимала активных действий, чтобы получить корабли. Заявлялось, что Россию устроит любой исход дела - либо «Мистрали» либо деньги.

«Если нам отдадут корабли, мы знаем, как их использовать, если нам отдадут деньги, то мы тоже знаем как их использовать, и это никак не повлияет на темпы технического перевооружения ВМФ», - цитировал ТАСС заявление заместителя министра обороны РФ Юрия Борисова.

Первый корабль «Владивосток» должны были передать российскому флоту осенью 2014 года. Второй – «Севастополь» - отечественные моряки должны были получить в течение 2015 года.

Зачем нам «Мистраль»?

Вертолетоносец типа «Мистраль» предназначен для управления боевыми операциями, высадки десанта, перевозки войск и грузов. Корабль может перевозить три десятка легких вертолетов или в два раза меньше тяжелых, около 900 военнослужащих, бронетехнику и десантные катера. Вот только большинство экспертов говорят, что корабль российскому флоту не очень-то и нужен.

«Корабль предназначен для эксплуатации в зоне умеренного или тропического и субтропического климата. Он не для плавания в наших суровых условиях. У него высокая парусность, из-за большого корпуса с ним могут быть большие проблемы во время штормов, недостаточно мощности у «Мистраля» по перевозке бронетехники - всего 14 танков, а основная часть техники - это колесные машины на второй палубе», - рассказывает военный эксперт Александр Мозговой. Согласен с ним и военный обозреватель Виктор Литовкин.

«Этот корабль предназначен для высадки десанта, а у нас даже это в военной доктрине для ВМФ не обозначено. Но даже если и высаживать с него, этот корабль не может подойти к берегу, десант высаживается с помощью плашкоутов и малых катеров. Мы и без «Мистраля» имеем свои суда, которые к берегу вплотную подходят, и техника сразу идет в бой», - отметил Литовкин.

Кроме того, использование корабля французского производства означает дополнительную зависимость от иностранного технического обслуживания. Первоначально военные пытались объяснить необходимость покупки вертолетоносца приобретением своеобразного корабля управления.

«Тогда говорили - мы перестроим корабль, поставим мощное вооружение, палубу укрепим, будем его использовать для управления группировкой наших кораблей, например, в Средиземном море. Но гонять такой корабль для управления - это же не эффективно», - убежден Литовкин.

В сухом остатке

Судя по заявлением российской и французской сторон, поступление «Мистралей» на вооружение отечественного Военно-морского флота - под большим вопросом. Париж склоняется к выплате неустойки. Российские эксперты сходятся во мнении, что если Россия не получит корабли, то Франция понесет большие издержки.

«Конечно, французам придется возвращать деньги, не факт что они еще смогут корабли эти кому-то продать, они строились под наши нормативы, если продавать кому-то на Запад, то там все придется переделывать», - уверен военный эксперт Александр Мозговой. А вот Россия напротив окажется с прибылью, убеждены специалисты.

«Я думаю, что с точки зрения денег мы выиграли. В бюджет вернется теперь больше рублей из-за разницы курса. Грубо говоря, мы получим не 38 миллиардов, а более 50 миллиардов евро. На эти средства Министерство обороны может произвести массу необходимых закупок», - поделился своими подсчетами военный эксперт Владимир Щербаков.

via

1 комментарий:

  1. Ну, положим, на Мистралях был изменён фактически до ледового класса состав сплавов стали для корпусов кораблей, что позволяет применять их в северных широтах, в том числе, в условиях сложной ледовой обстановки, так что использовать их можно было бы не только в Средиземном море.

    ОтветитьУдалить