Гимн [не-Советскому] Союзу

Автор материала — Дмитрий Орлов, американец русского происхождения — инженер, писатель, лингвист, автор бестселлера «Re-inventing Collapse» — своего рода пророчества касательно бесславного конца США как сверхдержавы:

Одной из вечнозелёных фальшивок распрстраняемых небезизвестными американскими политическими деятелями при помощи западной прессы является сказка о том как В.В. Путин ( которого они праздно окрестили диктатором и тираном) мечтает возродить СССР, «аннексия» Крыма — первый пункт этого плана.

Вместо того чтобы выслушивать все эти сплетни, давайте-ка обратимся к фактами.



Итак, Советский Союз официально закончил своё существование 26 декабря 1991, согласно декларации Верховного Совета. Эта же декларация признала независимость 15ти советских республик и учередила так называемое Содружество Независимых Государств, проект который, скажем,не очень преуспел.

Ликование на западе по этому поводу было неописуемо. И почему-то на западе предполагали что там, на востоке, все поголовно разделяют эту буйную радость. Но вот незадача, результаты референдума проведённого по всей территории союза 17 марта 1991 года оказались просто шокирующими : при явке свыше 80%, из общего числа голосовавших, а именно 185,647,355 избирателей, 113,512,812 отдали свой голос за сохранение СССР.Это составляет 77.85% — «За», большинство которое никак нельзя назвать незначительным. Желанием этого большинства, однако, пренебрегли.

Давайте зададимся вопросом — а не был ли этот общественный порыв души неким проявлением страха, неопределённости, неуверенности в будущем? Ну и даже если бы это чувство сохранилось, безусловно нельзя было бы предположить что эта, исконно русская, ностальгия выжила бы в сердцах граждан других, Независимых Государств, которые впервые ощутив новое чувство свободы, никогда бы не променяли его на возвращение к узам с Россией.

Ну что ж, это ещё один парадокс: в сентябре 2011 года, два десятка лет спустя, опрос общественного мнения на Украине показал что 30% населения отнюдь не прочь вернуться к советскому прошлому, по крайней мере в экономике (что ещё более удивительно — 17% из них были людьми молодыми, никогда не испытавшими жизни в СССР) и только 22% выразили желание иметь нечто типа демократии по- европейски.Эта ностальгия по советскому стилю управления экономикой говорит о многом: в первую очередь о том, с каким оглушительным треском провалился на Украине неудачный эксперимент по внедрению рыночной экономики в западном стиле. Но, как это водится, желания людей опять никому не оказались интересны.

Для тех, кто приписывает Путину некие планы по возрождению СССР, всё это указывает на присутствие широкой народной поддержки этого его плана, не правда ли?

Давайте лучше прислушаемся к тому, что ответил сам Путин на прямой вопрос заданный ему по этому поводу ( в декабре 2010 года): «Только бессердечные люди могут безразлично отнестись к развалу Советского Союза, только безмозглые — мечтать о его возрождении». Что что, но в отсутствии мозга Путина обвинить уж никак нельзя. Так что можете спать спокойно, Советский Союз, версия 2.0 к выпуску не планируется.

Путин продолжил эту тему, добавив что одним из самых главных преимуществ которыми обладал Советский Союз была свободная экономическая зона, объединённый внутренний рынок, доступ к которому имели все члены СССР. Вот этот самый элемент и возрождается теперь в виде Таможенного Союза, к которому на данный момент уже принадлежат Россия, Белоруссия, Казахстан и ряд других стран — и который обещает быть успешным.

Украина, с её 40+ миллионами населения, несомненно весомый партнёр, отказалась от вступления, не смотря на то, что подавляющее большинство её торговых партнёров — это члены Таможенного Союза. Эта стратегия оказалась, ну как бы помягче выразиться , ущербной.Экономика Украины вошла в штопор, сократившись на 17% только за первый квартал этого года. Таким образом, если о неких выгодах от присоединения к Таможенному Союзу можно и поспорить, то результаты НЕприсоединения, как говорится, налицо.

Не буду лукавить, многое из того «старого» Советского Союза ушло в небытие заслуженно. Такие вещи как, например, монополия Коммунистической Партии на идеологию, больше не существуют. Так же испарился и Варшавский Договор — оставив своего противника, НАТО, в дурацком положении блока мужественно противостоящего тому чего нет, что-то наподобие аплодисментов одной рукой. Новый глобальный устрой значительно более многогранен.

Центральное планирование заменила рыночная экономика, вместо изоляционизма — экспортная экономика, базирующаяся на взаимных торговых договорах с различными странами всего мира.На смену авторитарному стилю управления государством пришёл стиль правления авторитетного, стиль, при котором авторитет и власть правителей опираются на народную поддержку их действий и решений. Это очень далеко от тех времён, когда ГенСек Коммунистической Партии считался непогрешимее Папы Римского.

Эти перемены — к лучшему, и едва ли найдётся сколько нибудь значительное количество людей, которым жаль ЭТОГО прошлого, или которые мечтали бы о возвращении статуса quo ante.

Были и другие аспекты жизни в советском прошлом — аспекты, которые порой сильно деградировали, но тем не менее выжили.

Речь идёт о системах советской медицины и образования.

Национализированное медицинское обслуживание было превосходно в одних своих проявлениях, посредственно — в других. Но тем же грешит и переход к частной медицинской практике — бесспорное улучшение по одним показателям, серьёзное ухудшение для тех, кто не в состоянии оплатить услуги или лекарства.

Система образования по прежнему очень хороша на всех уровнях, хотя и там заметны ухудшения, со скорьбю отмечаемые многими обозревателями.

Советский Союз вложил немалые инвестиции в науку и культуру. Многое было утеряно в те трудные девяностые. Многие вспоминают об этом с большой горечью. СССР был мировым лидером по академическим научным исследованиям.По тем исследованиям, которые не преследовали никаких корыстных, коммерческих целей, а проводились просто потому, что они были интересны для науки и давали результаты, которые можно было опубликовать для всеобщего блага.

В то время как США лидировали в дизайне новейших товаров, советские инженеры в большинстве случаев удовлетворялись простым копированием, что экономило кучу времени и усилий. Так как перед ними не стояла задача конкурировать на западном потребительском рынке, они могли себе позволить слегка отстать безо всякого ущерба.

В то же время, американцам никогда не укладывалась в голову идея финансирования научных исследований заведомо неприменимых в коммерции. В дополнение к этому, ярко выраженная враждебность ко всему интеллектуальному, которой пропитана американская культура, привела к созданию всевозможных разновидностей псевдо-«учёных»: политологов, социологов, диетологов….не удивлюсь, если существует диплом «дворниколога».

Академическая, фундаментальная наука — это выражение нашего неутолимого стремления к знаниям, важнейшая интеллектуальная потребность рода человеческого.

Тот ущерб, который был нанесён советской науке, значительно повредил науке мировой, вплоть до падения престижа и уменьшения интереса к научным изысканиям.

Ибо теперь даже в России учёным приходится гоняться за грантами, концентрируя свои усилия на исследованиях ведущих ко всяким патентованным штучкам-дрючкам.

Ещё одна отличительная черта, унаследованная со времён СССР — это, собственно, жилищные условия . За семь десятилетий существования Советского Союза произошла кардинальная трансформация населения из аграриев, разбросанных по широким просторам сельской местности, в пролетариев, сосредоточенных по крупным городам. Население покинуло избы и переселилось в многоэтажки.После роспуска СССР жилищный фонд был приватизирован, в результате чего многие семьи стали домовладельцами, при этом без ипотечных долгов.

Отсутствие такой статьи расходов как платежи за аренду жилья или уплата процентов по ссуде — это огромное преимущество по сравнению с жителями таких стран как США, обременённых долгами, с недоступными простым смертным ценами.

Рука об руку с многоквартирными агломерациями появилась на свет система общественного транспорта. Она тоже достаточно хорошо сохранилась и во многих местах даже выросла и была модернизирована. Опять таки, это огромное преимущество по сравнению с жителями стран где прожить без машины невозможно, где люди просто вынуждены проводить бòльшую часть своей жизни в пробках, где престарелым прихоидится делать выбор между пожизненным заключением в четырёх стенах своего дома или суицидом за рулем, рискуя расстаться со своей жизнью — и отнять жизни у случайных людей, попавшихся на их пути.

Когда мы слышим о коллапсе, разрушении, крахе чего нибудь, мы часто воспринимаем это как синоним гибели, прекращения существования. Но степень и последствия данного разрушения целиком зависят от объекта подвергшегося кастастрофе.

Например, если рухнет плотина гидроелектростанции, то последствиями этой катастрофы будет прекращение производства электричества, которое возможно погрузит целые города во мрак, затопление всего, что находится ниже по течению, возможное лишение питьевой воды городов, которые использовали рукотворный резервуар.

Если разрушится здание школы, возможно погибнут некоторые ученики, некоторые преподаватели — но знания, которые преподавались в этом здании не погибнут но сохранятся.

Если разрушится мавзолей, то ничего вообще не произойдёт, только к описанию добавится слово «развалины».
Упадок — это явление в каких-то случаях весьма распространённое, в каких-то случаях — не очень. Экономики, особенно мыльно-пузырные экономики, основанные на пустом месте спекуляции , постоянно разрушаются по мере их создания.

Империи подвержены упадку с большой регулярностью.

О цивилизациях тоже принято говорить что они разрушаются — но так ли это в действительности?
Конечно можно описать понятие цивилизации как систему функционирующих органов, но сделав это, мы спутаем набор средств с той сущностью которою эти средства олицетворяют. Принципы, на которых строится цивилизация, в своей натуре весьма устойчивы: так, Римская империя ушла в небытие за тысячу лет до того, как Европа достигла уровня, адекватного для построения сколь нибудь значительного социального строя. И когда этот час настал, европейцы, смахнув пыль со старинных римских кодексов и организационных принципов, с энтузиазмом кинулись эти законы применять.

Всё это время латынь сохранилась как язык образованной речи по колледжам и университетам, несмотря на отсутствие ископаемых римлян, которые могли бы преподавать на курсах «Латынь для иностранцев».

Можно предположить, что цивилизации не умирают, а впадают в спячку. Новые обстоятельства могут оживить их, а могут и взрастить новую цивилизацию на базе отжившей.

СССР как политическое понятие приказал долго жить, но как понятие цивилизации он вполне здравствует, несмотря на отсутствие имени. Прежнее, двойное название — Советский + Союз, развалилось. Прилагательное «советский» осталось в прошлом. Существительное, от которого это слово взяло начало, «совет», в значении подразумевающим «совет революционных рабочих»,по прежнему в обиходе, хотя иногда и с ироническим оттенком. В русском языке «помочь кому-то советом» может вполне означать «изобразить помощь».

Но вот слово Союз живёт своей жизнью. Это слово и в единственном космическом корабле, способном доставлять пассажиров на борт международной космической станции.И в названии нового Таможенного СОЮЗА.

Да и дети россиян по прежнему вырастают на Союз-мультфильме, студии советских времён, произведшей шедевры мультипликации, которые всё так же популярны, а теперь ещё и вседоступны, благодаря Ютюбу.

Давайте поразмышляем о Союзе, Союзе как цивилизации, скорей чем СССР — политической империи.

Огромные усилия были потрачены на то, чтобы заменить Союз западной цивилизацией — путём внедрения рыночной экономики, пyтём навязывания западных ценностей , как материальных так и духовных.

И действительно, привитые западные устои цивилизации на какое-то время принялись и зазеленели. Среди них, такие «новшества», как уравнивание статуса гомосексуализма с традиционными отношениями между полами, игнорирование той роли, которую играют этнические корни в политической организации общества, добровольная сдача экономического и политического суверенитета имперскому центру в Вашингтоне.Все эти экзотические явства дегустировались и пережёвывались долго и тщательно. И после этого — были смачно выплюнуты. Выплюнуты по всему бывшему СССР, за исключением нескольких жалких неудачников , Украина — первая в списке этих несчастных. И повсюду где фиаско западных ценностей стало для всех очевидным фактом, принципы на которых покоилась предыдущая цивилизация ожили и расцвели.

Пожалуй ведущим принципом в этом возрождении оказался социальный консерватизм. Российская Федерация вмещает две распространённые религии: Православие и Ислам. Большие усилия направлены на то чтобы поддерживать взаимный баланс меж ними, дабы не дать вероисповеданию превратиться в орудие раздора. Поэтому навязывать идеи чуждые обеим этим религиям, как например, однополые браки, совершенно бесполезно. Но вот, к примеру, многожёнство с повестки дня никто не снимал.Так, совсем недавно, один из высших чиновников Чечни взял в жёны — вторые жёны!, молодую девушку. Это событие вызвало фурор за пределами региона, но свадьба таки состоялась — в мусульманской Чеченской республике.

Второй важный принцип состоит в признании важности которую играет этническая принадлежность в социальной и политической организации общества.Россия — не нация, а многонациональная федерация. Она включает свыше 190 разных наций, из которых собственно русские составляют немногим более трёх четвертей населения. И пропорция эта вероятно уменьшится со временем, ведь Россия занимает второе место в мире после США по количеству иммигрантов. Список стран которые отправляют в Россию наибольшее количество иммигрантов выглядит так ( в порядке уменьшения) :
Украина, Узбекистан, Таджикистан, Азербайджан, Молдавия, Казахстан, Киргизия, Армения, Белоруссия, Китай, Германия и США.

За время существования СССР много внимания уделялось многоэтническому составу страны. Многочисленные народности впервые обрели собственную письменность, используя для этого разрастающийся алфавит кириллицы. Им впервые была дана национальная литература.Национальные языки изучались в школах, употреблялись в местном самоуправлении, они расширяли автономию и способствовали социальному единению. По сути, Российская Федерация предоставляет своим членам этнический суверенитет — каждая нация наделена определёнными правами на суверенность, самоуправление и собственное законодательство, единственное условие — не противоречить бòльшему целому. Лучший пример этого уклада в действии — современная Чечня. Москву вполне удовлетворяет позволить ей проводить свою собственную анти-террористическую кампанию по ликвидации остатков джихадистов, спонсорируемых извне.

Представьте этот принцип этнического суверенитета, применённый в США, где никого не интересует откуда вы родом-племенем, при условии что вы выглядите, разговариваете и ведёте себя таким образом, чтобы сносно сойти за англосакса. В Америке понятие «этническая» ограничено только такими невинными применениями как музыка и кухня. Да, конечно есть там всякие фестивали и тому подобное, но всегда с негласным пониманием, что «этническое» означает «другое, чуждое».Не существует такой народности как англосакс. И так как из этнической принадлежности сделали табу, вместо неё возникла такая искусственная конструкция как принадлежность расовая, с её характерными исскуственными, дискриминирующими этикетками, прикреплёнными к целым категориям людей. Например, этикетка «Latino», в особенности лишённая здравого смысла — ну что же общего между кубинцем и боливийцем, разве что одинаковая степень дискриминации, которой оба они подвергаются — ни тот ни другой недостаточно «белые люди » чтобы сойти за англосаксов.

А теперь представьте себе, что бы случилось, если американскими мексиканцам или афро-амереканцам внезапно позволили бы такой уровень автономии как в России?Да страна разлетелась бы на мелкие части! Страна, в основе которой лежит понятие » привилегии для белых «, не сможет пережить такое попрание своих исконных устоев. Американцы взялись за оружие в Революционной войне дабы отстоять своё право на рабовладельчество, которое Англия собралась отменить ; позже Америка воевала за то чтобы сменить форму рабства ( на данный момент в американских тюрьмах больше афро-американцев чем их было рабами у конфедератов перед началом Гражданской Войны).

Никому не дано знать что ждёт нас в будущем — какие войны, и кто их спровоцирует, но в любом случае эта бездна между нашими двумя цивилизациями возможно сыграет ключевую роль. Что есть нация, народ? Твоё кровное племя — или кучка наёмников, маскирующихся под англосаксов для того, чтобы их не выставили из эксклюзивного клуба? Время покажет какая из цивилизаций окажется более жизнеспособной. История нас рассудит.

Источник

1 комментарий: