Письмо из Парижа: ещё один Кац предлагает сдаться. Александр Роджерс

Некто Сергей Гуриев, бывший ректор Российской экономической школы (РЭШ), два года назад уехавший из России во Францию, написал статью для «The Washington Post», в которой призвал западные страны разработать план по восстановлению экономики России. Колонка экономиста, подозреваемого в получении взяток от руководства «ЮКОСА», вышла под заголовком «Готовьтесь к серьезным волнениям в России».


Если честно, я не совсем понимаю, почему какие-то «западные страны» должны совать свой нос в дела Российской Федерации и что-то для неё «разрабатывать», тем более «планы восстановления». Восстановления после чего? И куда девался принцип суверенитета относительно внутренних дел независимых государств, лежащий в основе Устава ООН?
Впрочем, давайте посмотрим на аргументацию Гуриева, чтобы попытаться понять его точку зрения.

Гуриев: Нынешняя российская власть больше не говорит о будущем, а у Кремля полностью исчезло стратегическое мышление.
Роджерс: А что, «Russia Today» не вещает во Франции? Как можно заявлять такое, если Путин и члены его команды всё время говорят о перспективах, об импортозамещении, о сотрудничестве в рамках БРИКС, ШОС, ОДКБ, активно заключают новые договора и контракты на суммы в десятки и сотни миллиардов долларов, развивают банк БРИКС, создают перспективную госкорпорацию «Роскосмос», вкладывают средства в «Роснано» (который уже даёт впечатляющую отдачу) и так далее?

Гуриев: Заявления российского руководства концентрируются на конфликте с Украиной и Западом (и их «марионетками» внутри России), в них упоминается героическое прошлое (в основном Вторая мировая война). Режим сейчас полностью сосредоточен на собственном выживании.
Роджерс: Может это господин Гуриев сосредоточен на собственном выживании, поскольку смог найти работу только на 3 часа в неделю преподавательской деятельности, поэтому вынужден писать дешёвые заказные статьи?
Потому что если внимательно посмотреть последнее открытое выступление Путина, то тема Украины на нём занимает менее 20% времени, история затронута по минимуму, вопросы внешней политики также весьма поверхностно, а подавляющее большинство времени посвящено разбору внутренних проблем Российской Федерации, состоянию её экономики, образованию, науке и прочим отраслям. И даже проблемам выпуска кваса и торговли молоком внимание уделили.

Гуриев: Подобного дискурса российские власти придерживались не всегда. В 2000 году Владимир Путин пришел в Кремль с десятилетней «программой Грефа», которая предусматривала перспективы для России как открытой и модернизированной страны.
Роджерс: Как по мне, Россия вела себя даже слишком открыто. Этим активно пользовались различные американские фонды, не только чтобы охотиться за российскими талантами, но и чтобы растить кадры для будущих «майданов». К счастью, сейчас эту лавочку аккуратно закрывают.

Гуриев: «Майские указы» Путина не будут выполнены в срок до 2018 года. Какое альтернативное будущее российский президент предложит своим гражданам? Нет ответа.
Роджерс: А обоснование для подобных утверждений есть? Как говорил классик «Какие ваши доказательства?».

Гуриев: Экономической стратегией Москвы до 2016 года являются «надежды на восстановление цен на нефть».
Роджерс: И это «доктор экономических наук»? А как насчёт импортозамещения? Целевых кредитов для стратегических перспективных производств? Создания новых госкорпораций? Кросс-валютных свопов для расчётов с другими странами в национальных валютах? Перехода на национальную расчётную систему? И многого другого…

Гуриев: Режим делает правильно, что волнуется о своем ближайшем будущем. Российская экономика в рецессии и вряд ли будет расти более чем на 2% ежегодно даже после окончания рецессии (если оно вообще произойдет). Впервые за 15 лет Путина у власти реальные доходы населения падают.
Роджерс: Про прошлый год тоже такие байки ходили. А в результате произошло превышение плана по росту промышленного производства на 0,7%. А ещё сократился государственный внешний долг и выросли запасы физического золота. Нищаем, с перепугу машин и плазменных телевизоров накупили осенью «чтобы деньги не пропали».

Гуриев: Убежден в том, что рано или поздно нынешней власти придется уйти.
Роджерс: Когда-то и солнце погаснет, и тепловая смерть вселенной наступит (хотя насчёт второго я не уверен, есть альтернативные теории).

Гуриев: Совершенно не ясно, что придет ей на смену, насколько бурными будут перемены, и станет ли Россия в результате демократической страной.
Роджерс: Россия уже давно демократическая страна. В отличие от Великобритании, Норвегии и Саудовской Аравии, где до сих пор монархия.

Гуриев: Не исключаю, что страну ждет мирный переходный период. При этом, по его мнению, первые лица вряд ли с готовностью отдадут власть. Лучший сценарий, на который можно надеяться, – это переходное правительство в какой-то форме, которое предоставит определенные гарантии уходящим элитам и обеспечит проведение новых выборов.
Роджерс: И снова это слабо завуалированное «Кац предлагает сдаться». Где же я это видел на днях? Точно, у Казначеева!
Почему все либералы поют одну и ту же песню? Где их разнообразие мнений? Какой-то либеральный тоталитаризм.

Гуриев: В конечном итоге судьбу России будут решать ее жители. Предлагаю Западу разработать программу по образцу «плана Маршалла» и таким образом внести вклад в формирование новой страны.
Роджерс: В двух соседних предложениях взаимоисключающие параграфы. И такая шизофрения у них во всём.

Гуриев: Что важнее всего, Запад должен сформулировать план по реинтеграции России в свободный мир.
Роджерс: То есть в существующую империалистическую миро-систему с США во главе в качестве ресурсной колонии, навсегда закрепив свой подчинённый статус? Нет уж, спасибо, нахлебались уже, больше не хотим.

Дигноз: Господин Гуриев написал дешёвую и похабную пропагандистскую агитку. Я, прочитав о его многочисленных степенях, званиях и регалиях, готовился с жёсткому диспуту с огромным количеством цифр, графиков, фактов, трэндов и прочей доказательной базы. Как оказалось, в статье всего одна цифра, и та прогнозная и не обосновывается никакими расчётами.
И это писал доктор экономических наук и бывший ректор Высшей экономической школы? На какую тему была его докторская диссертация? «Неденежные формы расчёта в российской экономике»? Он что, рассчитывался за её защиту «поллитрами»?

Комментариев нет: