Метанойя, или способна Украина к покаянию. Александр Роджерс

В высоком христианстве есть такое понятие, как «метанойя». Его упрощённый перевод означает «покаяние».

Хотя в оригинальном виде оно подразумевает не только испытание чувства вины и раскаяния за содеянное с последующим катарсисом (очищением), но и дословно переводится как «передумывание», «переосмысление» своих прошлых поступков с тем, чтобы недостойные из них больше не совершать. То есть и работа над ошибками, и коррекция ценностей и поведения.



В русской культуре этой самой «метанойи» всегда было очень много, аж временами зашкаливало. Тут тебе и бесконечные душевные метания Толстого, и Достоевский с его «преступлениями и наказаниями» и «тварями дрожащими», и рассуждения Ильина о допустимости насилия по отношению ко злу, и постоянные посыпания головы по поводу тёмных пятен в истории русского народа (хотя у него этих пятен на порядки меньше, чем у каких-нибудь англосаксов, испанцев, французов или немцев).

В целом это прекрасно, поскольку позволяет осознавать свои недостатки и слабые стороны, чтобы искоренять их и постоянно самосовершенствоваться. Причём как индивидуально, так и народу в целом.

Иногда, правда, бывают и чрезмерные проявления покаяния, когда в 1991 году эту национальную черту использовали во вред и всему русскому народу на время внушили мысль об его ущербности, в результате чего развалили СССР, а его остатки ввергли в колониальное состояние под внешним управлением. Но в длительной перспективе покаяние, переосмысление и рефлексия – чрезвычайно полезные явления.

Украинцы, с другой стороны, напрочь лишены этого качества. Попыток осмыслить, почему за несколько столетий все попытки создать какую-то минимальную самостоятельную государственность неизбежно были обречены на провал с последующим скатыванием в Руину (такое явление уникально на планете и аналогичного понятия, как выражения повторяющихся периодов упадка, нет больше ни у одной страны в мире).

Никто не пытается изучать негативный опыт Грушевского и Винниченко, Скоропадского, Петлюры, Бандеры и прочих «самостийныков», почему они не достигли успеха. Всегда кто-то виноват – москали, поляки, евреи, шведы, немцы, турки, но только не сами украинцы. У других стран, между прочим, было не менее агрессивное окружение (а зачастую и хуже), но они сумели выстроить государственность, механизмы формирования элит, уникальные и самобытные ценности, мощную цивилизацию. А на Украине «соседи виноваты» и всё тут.
Никто даже не попытался покаяться за Умань, за Бабий Яр (там тоже были западенские полицаи), за сожжение белорусских деревень шутцманшафт-батальонами, за Волынскую резню, за Одессу. «Сами винувати», и никакого раскаяния.

Во всём у них виноваты обстоятельства, а сами они никогда не берут на себя ответственности. Такой вот потрясающий коллективный инфантилизм, когда отрицают у себя наличие свободной воли, индульгируют, отказываются от ответственности за собственные действия, перекладывают принятие решений на кого-то (сейчас – на американцев и в меньшей степени на европейцев), чтобы потом сделать тех виноватыми.

Отсутствие рефлексии приводит к тому, что украинцы оказываются не способны развиваться, совершенствовать свои поведенческие стратегии, и поэтому обречены раз за разом наступать на одни и те же грабли.

Почему они убивают женщин и детей? Потому что Путин! Нет, это они кровавые бесславные ублюдки, но когда им это говоришь, то они будут это до последнего отрицать. А бегство от свободы, бегство от ответственности – неизбежно приводит к диктатуре и по Фромму является главной причиной появления фашизма. Фашисты всегда отдают свою волю и свою ответственность фюреру, как бы он ни назывался.

Последнее социологическое исследование показало, что из примерно тысячи сторонников АТО подавляющее большинство считает приемлемым использование в «добровольческих» батальонах детей в качестве солдат (а что такого?), но при этом лишь 27 опрошенных готовы сами идти воевать.

Любая классическая демократия – греческая, римская, скандинавская, вечевая – подразумевала личную ответственность. Тот, кто выбирал вождя и голосовал за ключевые решения – сам брал оружие и шёл их исполнять. И его жизнь зависела от того царя/князя/конунга, которого он сам выбрал. А на Украине собственноручно выбранных вождей ненавидят, и при этом отказываются принимать на себя ответственность за личный выбор.

Полное отсутствие переосмысления, рефлексии, личной ответственности (и, в некоторых проявлениях, даже совести) – вот это главная причина того, что украинский социум не способен развиваться самостоятельно.

И пока Россия, делая работу над ошибками, постепенно переходит к новому технологическому укладу (на следующей неделе будет презентация доклада Глазьева на эту тему), Украина бездумно и безоглядно стремится в средневековье. Лишь переосмысление и покаяние могли бы спасти её, но как раз к этому большинство категорически не способно.

Комментариев нет: