Хакеры, етить!

Дорогая передача, во субботу, чуть не плача... - пел Владимир Высоцкий о поциентах, чью хрупкую психику подкосило историями про Бермуды.

Но Бермуды остались в прошлом. Сегодня поциентов косят другие истории - про всесильные спецслужбы и... всемогущих хакеров.

И вот, масса людей с неустойчивой психикой, насмотревшись всяких невыполнимых миссий с Томом Крузом, агентов 007, терминаторов, а на десерт получившая откровения Эдварда Сноудена о том, что "АНБ контролирует весь мир" пришла к однозначному выводу, что перехватить управление самолетом и "воткнуть его в землю" - это как два пальца.

Ну или не как два пальца, чуть сложнее, но можно.

Как именно это осуществить - поциенты, конечно же, не знают, только фантазируют. Про автоматику, интерфейсы, протоколы, контроллеры, приемники и передатчики, черные ящики, контрольные суммы и цифровые подписи они в лучшем случае что-то где-то слыхали. Но что это такое и как работает, большинство не знает. Однако все равно многие уверены в том, что все ломается "на раз".

Ну конечно же!..


1. Поциент видел, как в кабине пилота обновляют ПО бортового компьютера.

Круто! Если он видел, как обновляется ПО, значит его можно и подменить. Железобетонный вывод. Осталось где-то достать копию ПО бортового компьютера, разобраться в нем, вставить что-нибудь свое, не нарушив при этом работоспособности всего остального (а то самолет вообще не тронется и все труды пойдут прахом) и... и загрузить свою версию ПО в самолет. Подписав ее цифровой подписью, которую тоже надо где-то достать. А что? Это же так просто!

Кстати, каждый из нас хотя бы раз видел, как к банку подъезжают инкассаторы и выносят (или наоборот заносят) мешки с деньгами. Видели? Видели! Вот только видеть - это еще не значит, что можно подойти, взять один из мешков и спокойно пойти домой.

Желающим хакнуть самолет рекомендую сперва потренироваться на инкассаторах. Подойдите и возьмите один из мешков с деньгами. Потом поделитесь впечатлениями. В первую очередь с соседями по обезьяннику. И расскажете следователю сказку о том, что вы просто шли мимо, а тут инкассатор ударил вас мешком денег и зачем-то уронил лицом в асфальт. И потом уже, если вам понравится, можете пробовать внедрить собственный код в ПО самолета. Об успехах тоже доложите. Только уже сотрудникам другого ведомства.


2. Поциент считает, что записи в черных ящиках подделываются.

Со спутника приходит нужный сигнал и записывается в черный ящик вместо голоса пилотов. Поэтому мы никогда не узнаем, что случилось с самолетом в последние минуты. Подделано.

Как именно сигнал со спутника попадает в черный ящик, поциент, конечно, не имееет ни малейшего представления. Видимо спутник лазерным лучем бьет прямо в черный ящик, прожигает там дырочку и через нее вводит нужную информацию.

Дорогие поциенты, черный ящик самолета совсем не похож на ваши вены, в которые вы колете всякую дурь, а сигнал со спутника - это не шприц с иглой.

Черный ящик называется черным ящиком не потому, что он выкрашен в черный цвет. Цвет у черных ящиков ярко-оранжевый, чтобы проще было искать их на месте катастрофы.

Черный ящик называется так из-за принципа своей работы. В нем нельзя что-то выборочно стирать и перезаписывать, у него нет механизма перемотки и позиционирования - ни в прямом, ни в переносном смысле. Все, что поступает на вход черного ящика - добавляется в его память (в прошлом на магнитный носитель). Добавляется и только добавляется. Заменить, отмотать, подтереть - нельзя. Вернее нельзя, не вскрывая.

Чтобы что-то заменить или перезаписать в черном ящике, нужно его вскрыть. Демонтировать, сорвать пломбы, вскрыть, а потом опломбировать и установить на место. Это маленько сложная процедура. Проделать все это незаметно, не оставляя следов... впрочем, Том Круз наверное может...


3. Поциент знает о существовании беспилотников, которыми управляют через спутник.

Вот это сенсация! Беспилотниками управляют через спутник!

А велосипедом управляет велосипедист. И что? Значит ли это, что велосипедист может управлять самолетом? Какая связь?

Дорогие поциенты, БПЛА специально созданы для того, чтобы ими управляли удаленно. На них специально стоят приемники сигналов. Для них специально разработаны специальные системы управления. Тысячи инженеров работали над этим, отлаживали, тестировали, на протяжении многих лет, и только после этого стало возможно управлять беспилотником удаленно.

При этом система управления одним беспилотником для другого не годится. У каждого беспилотника свои особенности, своя аэродинамика, свои двигатели, своя масса, свои задачи.

Чтобы превратить гражданский самолет в БПЛА - для этого недостаточно купить два часа спутникового интернета и вставить в попу джойстик. Это несколько сложнее, чем сидеть на порносайтах и оттягивать свой конец, в чем поциенты очень поднаторели.

Команду инженеров, которая будет превращать самолет в БПЛА, не так просто спрятать, как резиновую женщину под кроватью. То же самое касается приемника сигнала и его подключения к бортовому компьютеру.

Короче говоря, тренируйтесь на инкассаторах.


4. Поциент уверен, что производитель прячет секретный код прямо в процессоре.

Правда этот поциент явно не знает, что такое процессор, но зато он твердо уверен, что производитель прячет там какой-то очень секретный код.

Вот только процессоры создаются для исполнения кода, а не для его хранения. Проектирование процессора - это тоже маленько сложная задача. Процессоры не создаются под каждый отдельный самолет. Даже под каждую модель самолета процессоры бортовых компьютеров не выпускают. Один и тот же процессор ставится на десятки самых разных самолетов, вертолетов и возможно даже на другие транспортные средства или в промышленные автоматы.

Если производитель спрячет какой-то код в процессоре, то он разойдется с этим кодом по всему миру.

Есть и другие причины, по которым программный код не встраивают в процессор. В жестко зашитый в процессор программный код невозможно вносить изменения. Для его хранения нужно выделить место на микросхеме, а лишнего места никогда нет.

В общем, абсурд.

Да и вообще, зачем прятать код в процессоре, если разработчик бортового компьютера может спокойно внести нужный алгоритм в набор штатного ПО?

Вот только если в наборе штатного ПО будет алгоритм каких-то вредоносных действий, то это так или иначе обнаружится. Хотя бы даже после катастрофы.

Так зачем производителю внедрять вредоносный код, который сработает всего один раз на одном самолете, после чего все выяснится и производителю настанут кранты в прямом смысле этого слова?


5. Поциент считает, что можно установить жучок.

Гениально! Осталось только понять, куда надо поставить жучок и что он будет там делать.

Если мы ставим жучок на самую важную микросхему чтобы жучок ее прогрыз и тем самым вызвал отказ компьютера - тогда этот план может сработать. Правда жучков надо будет ставить штук пять, на пять самых важных микросхем каждого из пяти бортовых компьютеров, которые дублируют друг друга. На разных моделях самолетов число дублирующих компьютеров может отличаться.

И еще возникает второй вопрос - не проще ли поставить бомбу?

Если же поциент предлагает ставить жучок, чтобы внести изменения в работу бортового компьютера, тогда... тогда вопросов к данному поциенту больше нет. Потому что для этого надо хорошо знать устройство бортового компьютера, протоколы обмена данными и опять же, ставить придется несколько жучков, на каждый из компьютеров.

В общем, тренируйтесь на инкассаторах и взломе банков.


6. У поциента как-то странно ведет себя... автомобиль.

Из этого делается вывод, что бортовым компьютером автомобиля кто-то управляет. Значит и самолетом можно так же, - полагает поциент.

В данном случае думать о самолетах уже не стоит, надо сосредоточиться на собственной безопасности от соседей, просвечивающих стены смертоносными лучами и пускающих в вентиляцию ядовитый газ.


7. Поциент считает, что достаточно заставить самолет совершить резкий маневр.

И тогда пилоты потеряют сознание от перегрузки, а сам самолет развалится. К такому выводу поциент пришел по аналогии с автомобилем, у которого можно резко дернуть руль и машина полетит в кювет.

Как в данном случае объяснить различия гражданского самолета и автомобиля - я не знаю. Вряд ли поциент поверит, что большой авиалайнер просто физически не способен совершать такие резкие маневры, при которых пилоты теряли бы сознание от перегрузок, а конструкция разваливалась на куски.

Даже если прямо в кабине дернуть что-нибудь по аналогии с рулем автомобиля, то многотонный лайнер начнет медленно уходить влево или вправо, вверх или вниз. У пилотов будет около минуты чтобы вернуть самолет в прежнее положение, либо доложить диспетчеру, что самолет не слушается управления.


8. Поциент обнаружил на борту вай-фай!

Ну все! Теперь можно с каждого ноутбука управлять понравившимся лайнером. Сел в кафешке аэропорта, открыл ноут и выбирай, чем бы сегодня порулить. Боинг? Скучно. Аэробус? Вчера рулил. Бомбардье? А вот это что-то новенькое! Полетаю на Бомбардье!

Именно про это, кстати, писал в своем блоге Касперский. Доклад американского правительства, из которого журналисты выдернули цитату про вай-фай на самолетах - это никакого отношения к управлению полетами не имеет.


9. Эдвард Сноуден сказал поциенту, что АНБ везде!

Конкретно про управление гражданскими самолетами через спутник, причем не одним конкретным самолетом, а произвольными - Эдвард Сноуден говорил?

Вот когда конкретно про самолеты скажет - тогда поверим, потому что Эдвард Сноуден говорит правду, только правду и ничего кроме правды. А пока Эдвард конкретно про самолеты не говорил - желающим хакнуть рекомендую тренироваться на инкассаторах. Ближе, доступнее и срок меньше дадут.


10. Группа поциентов считает, что можно и все тут!

Ну если "можно и все тут" - не могу возразить.

Помнится, женщина-терминатор могла управлять полицейскими машинами усилием своих железных ягодиц. Точно так же агенты АНБ могут управлять самолетами. Поднатужились - и готово.

А у Тома Круза из мизинца выдвигается наносверло, которым он может сделать нанодырку в черном ящике и через нее вдуть туда нужную запись.

И еще жучки. Жучки - они повсюду. И скрытый код прямо в процессорах...


Боже, как страшно жить!

Но страшно не потому, что агенты АНБ и Том Круз могут усилием жопы управлять самолетами. Страшно жить потому, что вокруг ходят толпы поциентов, которые во все это верят!

А потом мы удивляемся, откуда взялся майдан.

Так если каждый десятый верит во всякую лажу, которую ему гонят по телевизору - чему тут удивляться?

Включили фильм про Тома Круза - у поциентов кругом жучки и агенты, способные управлять каждым утюгом в каждом доме.

Включили шоу Савика Шустера - у поциентов кругом агенты Путина, золотые батоны Януковича и кровавый беркут, вывод - все на майдан! Все за свободу незалежности и за незалежность свободы! Хероямсала и все тут!

И не только на Украине так.

И не только в России так.

Похоже, что везде так.

В общем, надо убирать из телевизора всякую чушь. После нее у поциентов начинается обострение и развиваются бредовые идеи.

Мультики надо чаще включать. Добрые советские мультики. И приключения Шерлока Холмса с Доктором Ватсоном. И всякое такое.

Про любимый лунный трактор! А про Бермуды - запретить!
amfora

Комментариев нет: