Супероружие СССР

Если утки летят хвостом вперед, значит сильный ветер
(Народная примета).

Старожилы нашего военного городка (рассказывает Виктор Скопец) помнят, как в конце 1970-х в воздухе периодически раздавался страшный грохот - самолет переходил звуковой барьер. Жители городка вздрагивали, дети просыпались, стекла дрожали, все знали, что это за шум, но мало кто понимал, зачем в мирное время разгонять самолеты до сверхзвука, да еще над жилыми кварталами. И только теперь эта страница истории стала достоянием общественности.

18 июля 1979 г. в Вене проходила встреча глав сверхдержав - Леонида Брежнева и Джеймса Картера, на которой был подписан договор ОСВ-2, договор ограничения стратегических наступательных вооружений. В тот же день состоялась неофициальная встреча Брежнева и Картера. Соперничество двух стран было накалено до предела. Гонка вооружений, гонка в космосе, соперничество за влияние в мире изрядно накалили обстановку и за столом переговоров.

Во время встречи Картер как бы случайно обмолвился, что американский разведчик SR-71 способен лететь на скорости, более чем в три раза превышающей скорость звука. Брежнев тут же нашелся: "А наши самолеты могут летать хвостом вперед со скоростью звука и вести огонь!" Ошеломленные члены советской делегации молчали - никто не смел перечить Генеральному Секретарю.

История, тем не менее, получила продолжение. По приезду в Москву Брежнев вызвал Главкома ВВС и потребовал в кратчайшие сроки построить такой самолет, который мог бы, как локомотив в двумя кабинами, летать вперед и назад и преодолевать скорость звука. Главком ответил, что такой самолет построить в принципе невозможно. "Для настоящего коммуниста и советского человека ничего невозможного нет! Вы ведь член партии?" - возразил ему в ответ Брежнев.

Работы по проекту "Кальмар" начались. Сначала группа разработчиков составила математическую модель летательного аппарата, затем на Опытном заводе при НИИ им. Громова была изготовлена опытная модель в размере 1:20 от оригинальной величины. Продувки в аэродинамической трубе показали - да, действительно, конструкция аппарата с изменяемой стреловидностью крыла позволяет устойчиво держаться в воздухе в определенном диапазоне скоростей и углов атаки. Настало время летных испытаний.

По ряду причин проводить летные испытания аппарата на основной площадке - в г. Жуковском не стали. Реактивный МИГ-21 с подвесными пороховыми ускорителями тянул на тросе модель летательного аппарата, переходил звуковой барьер, приборы и камеры фиксировали все происходящее в воздухе. Вот эта конструкция - МИГ и чушка с крыльями, набитая аппаратурой и грохотала над городком в конце 1970-х - начале 80-х, будя младенцев в колясках и пугая жителей поселка. Через год опытный образец самолета, переделанный из серийного МИГ-23, был готов к летным испытаниям. Ввиду высокого риска дата первого полета переносилась и откладывалась, а 10 ноября 1982 года Леонида Брежнева не стало.

Проект был тут же без особой шумихи свернут, научный коллектив расформирован.

Замечу, что в итоге истребители ВКС России сегодня таки летают хвостом вперед (Кобра Пугачева).

Комментариев нет: